contrast version

Занятие 7

ТЕМА «ПРАВО НА РАЗВИТИЕ»

 

Цель урока: дать представление о возникновении и значении права на развитие.

Дидактические материалы: сюжетные картинки с изображением сцен из жизни детей других стран или прошлых времен, раздаточный материал «Путешествие по цифрам» (см. разд. VI).

 

Начиная со 2-го класса, желательно выходить за пределы обжитого, узкого пространства и начинать сравнивать условия жизни, быта, возможности защиты своих прав с условиями жизни сверстников. Вначале это может быть целенаправленное ознакомление с помещением другого класса в параллели или класса младших (старших) детей в своей или другой школе. Желательно, чтобы у детей расширялись и развивались дружеские связи с другими ребятами. Не менее ценно и проведение исторических параллелей.

 

ЭТАПЫ УРОКА

I. Беседа

Учитель:

— На предыдущем занятии мы говорили о детях, которые нуждаются в нашей поддержке, а также в помощи взрослых, государства. Кто готов рассказать о своих ощущениях, неудобствах, испытанных при выполнении прошлого домашнего задания?

Как вы считаете, вам теперь стало легче понимать людей с ограниченными возможностями?

Учитель:

— Как вы думаете, уважали ли права человека в прошлые времена? (Наверное, да, хотя и не так, как сейчас.)

— Чтобы вы поняли, как обстояло дело раньше, я расскажу вам, чему радовались и о чем беспокоились дети, жившие на территории Древнего Востока. Продолжительность жизни в те времена была невелика, дети быстро взрослели. Поэтому родители стремились как можно быстрее подготовить своего сына или дочь к самостоятельной жизни, чтобы они могли зарабатывать на пропитание. В одном древнеегипетском произведении говорится: «Мальчик рожден для того, чтобы вырвать его из объятий матери». Это, конечно, не означает, что детей отбирали у родителей. Просто каждый мальчик должен был как можно скорее стать самостоятельным, начать выполнять обязанности взрослого мужчины. Мальчиков с раннего детства обучали необходимой профессии, что было выгодно и государству. Сыновья крестьян осваивали премудрости сельскохозяйственного труда, дети ремесленников помогали своим родителям и обучались секретам их мастерства. Сохранились фрески с изображением мальчиков — помощников рыбака или маленьких поварят, которые вытаскивают какое-то кушанье из большого сосуда.

Но и тогда простые люди хотели, чтобы их дети освоили чтение и письмо и поступили на государственную службу. Для этого нужно было учиться в школах при храмах. Это тоже был нелегкий труд. У древних египтян существовала поговорка: «Уши мальчика на его спине, и он слушается, когда его бьют». Действительно, ребятишек часто и больно наказывали тростниковыми палками, плетками из кожи гиппопотама и др. Совсем непослушных заковывали в колодки на несколько дней. Но все равно желающих учиться было очень много, потому что государственная служба, положение грамотного человека приносили почет и уважение, а также неплохие доходы.

—    Какие права детей нарушались на Древнем Востоке, судя по этому рассказу? (На нормальные условия для развития, на безопасность, на учебу, на здоровье.)

—    Вы хотели бы жить в то время?

—    Как вы считаете, улучшились ли условия жизни детей? (Конечно, если говорить об условиях в нашей стране, то улучшились. А в других странах, возможно, и сейчас детям бывает тяжело.)

В подтверждение своих слов учитель прикрепляет к доске или стене сюжетные картинки, дети рассматривают их и делятся впечатлениями.

 

II. Практическое задание

В карточках раздаточного материала «Путешествие по цифрам» дети должны прочитать высказывание об учебе.

 

III. Подведение итогов

Учитель:

— Вы сегодня прослушали маленький рассказ о жизни детей в далекое время. Нас от тех людей отделяет много веков. Но скоро вы обязательно познакомитесь с печальной историей Ваньки Жукова, героя произведения А. П. Чехова. Мальчик жил чуть больше века назад и в письме, адресованном «на деревню дедушке», рассказывал о своей тяжелой жизни. Таких мальчиков и девочек были миллионы. Много людей добивались, чтобы у детей были свои права, чтобы они могли играть и учиться, пока не станут взрослыми. Я уверен, что ваши предшественники позавидовали бы вам, если бы могли увидеть вашу жизнь, книги, игрушки, компьютеры, телевизоры. Цените это.

 

Домашнее задание. Записывать на протяжении недели до следующего занятия все свои поступки, которые совершали каждый день.