contrast version

Занятие 6

ТЕМА «ПРАВО НА ОСОБУЮ ЗАЩИТУ ДЕТЕЙ, ПОПАВШИХ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ»

 

Цель урока: дать представление о необходимости особой заботы о детях-сиротах.

Основные понятия: сироты, дети с ограниченными возможностями.

Дидактические материалы: нитки разного цвета, раздаточный материал «Кому нужна особая забота?» (см. разд. VI).

 

ЭТАПЫ УРОКА

I. Психотренинг «Связующая нить»

Учитель:

— Право — это то, что нас объединяет, связывает. Давайте попробуем действительно «связать» друг друга и посмотреть, что из этого получится.

Дети становятся в круг, а ведущий (учитель) просит их по очереди называть права, а затем назвать среди присутствующих тех, у кого эти права есть. Названным детям учитель накидывает на палец петли, соединяя их по кругу. Поскольку на каждое право используется нить определенного цвета, то вскоре все оказываются многократно соединены разноцветными узами. Учитель вновь подчеркивает, как тесно переплетены между собой права всех людей и каждого человека в отдельности.

 

П. Беседа с элементами упражнения

Учитель:

— Почему ребенку нужна особая забота, которую должны проявлять о нем не только его родители, но и все взрослые? (Потому что он маленький, еще мало знает о жизни; так как не может многого делать, что  умеют взрослые; не может сам себя защитить; если никто не будет заботиться о ребенке, то его могут обидеть.)

—    Да, все дети нуждаются в защите, а некоторые — особенно. Очень трудно детям, которые не видят. Помните, как они учатся читать? (Кончиками пальцев, которые у них очень чувствительны.)

—    Незрячие и слышат лучше зрячих, и запахи лучше чувствуют, но все-таки им очень тяжело жить. Как, по-вашему, должны относиться здоровые люди к людям с ограниченными возможностями? (Как к равным.)

—    А жалость к ним — это хорошо или плохо? (Наверное, им нужны не жалость, а сочувствие, понимание их проблем.)

—    Как вы считаете, что мешает людям с ограниченными возможностями и здоровым людям понимать друг друга? (Трудно представить, что у тебя нет какого-то органа.)

— Попробуйте хотя бы мысленно представить себя на их месте.

Дети становятся в круг и по очереди продолжают начатые учителем фразы:

Слух помогает мне ...

Зрение помогает мне ...

Обоняние помогает мне ...

Осязание помогает мне ...

Пробуя пищу на вкус, я могу ...

Если в классе есть дети с ограниченными возможностями, можно перестроить фразы, учитывая особенности этих детей. Например: «Я не очень хорошо (совсем не) могу видеть, но все же это я, и я могу...»

 

III. Практическое задание

Учитель:

— Есть еще дети, которые не очень счастливы. Они остались без родителей и называются сиротами. Совсем маленькие сироты живут в домах ребенка, чуть постарше, дошкольники — в детских домах, а когда вырастут, то поселятся в интернатах (это одновременно и школа, и общежитие). Вместо родителей у них воспитатели и учителя. Права сирот на жизнь, на учебу защищает государство. Они обеспечены пищей, жильем, книгами. Только семьи нет, и от сознания этого им очень тяжело. Кроме того, некоторые дети вынуждены бежать из своего дома и из своей страны, потому что там идет война. Как называют таких детей и их родителей? (Беженцы.)

Учитель раздает ученикам листки, в которых надо дописать слова, обозначающие детей, нуждающихся в особой защите.

 

IV.    Подведение итогов

В заключение занятия учитель предлагает детям задание на дом: представить, что отнялась и не двигается правая (левая) рука. Ребята должны хотя бы на протяжении часа пробыть в таком состоянии и описать свои ощущения. А на следующем занятии они обсудят полученные впечатления и сделают выводы.