contrast version

 

Занятие 5

ТЕМА «ПРАВО НА ЗАЩИТУ»

 

Цели урока: закрепить полученные навыки адаптивного поведения, формировать чувство защищенности.

Дидактические материалы: «Уголок прав ребенка», раздаточный материал «Мой Круг Безопасности» (см. разд. VI).

 

ЭТАПЫ УРОКА

I. Психотренинг «Круг друзей»

Дети поют:

Что мне снег, что мне зной,

Что мне дождик проливной,

Когда мои друзья со мной.

Под эту песню дети ходят по кругу, прихлопывают в ладоши, притопывают, кружатся.

 

II. Беседа с элементами упражнений

Учитель:

—    Мы уже не раз говорили о том, что все дети имеют право на защиту: чтобы их не били, не обзывали, не ругали и др. Но иногда люди не могут сдержаться. Это случается как со взрослыми, так и с детьми, в том числе и с некоторыми из вас. Давайте подумаем, что мы можем сделать, чтобы не нарушать право на защиту детей, которые посещают нашу школу. (Никого не бить, не угрожать, не обзывать, не дразнить и др.)

—    А сейчас я скажу вам, как быть, если вы раздражены и не можете сдержаться. Можно попрыгать, постучать кулаками по стене, побить подушку, смять бумагу и, изорвав в клочья, выбросить. Можно предпринять и другие действия, но ни в коем случае никого не бить. Давайте потренируемся.

Дети коллективно вместе с учителем выполняют упражнение: прыгают, стучат кулаком по стене, мнут бумагу.

— Но иногда бывает и такое: старшие школьники заставляют младших воровать, курить, совершать другие плохие поступки, угрожают побить. Что вы чувствуете, когда вам угрожают? Ответьте и покажите. (Дети закрывают ладонями глаза, говоря, что им страшно.)

—    А если бьют? (Ребята прикрывают руками макушку головы, жалуясь, что им больно.)

—    А когда вас дразнят? (Обидно, хочется плакать.)

—    А когда вы видите, что угрожают, избивают, дразнят других? (Гнев на обидчика, желание защитить слабого.)

—    Что делать в этой ситуации? Как вы думаете, стыдно ли будет обратиться за помощью ко взрослому? (Конечно, нет.)

—    А к кому надо обращаться? (К родителям, учителям, хорошим знакомым, милиционерам и др.)

—     Это Золушке, когда ее обижали, не к кому было обратиться, а у вас вокруг есть взрослые люди, которые вам обязательно помогут.

 

III. Психотренинг «Возьми себя в руки»

Учитель:

— Как только вы почувствуете беспокойство, желание кого-то ударить, что-то бросить, есть очень простой способ доказать себе свою силу. Обхватите ладонями локти и сильно прижмите руки к груди. Это поза выдержанного человека. Давайте потренируемся. Что вы чувствуете? (Спокойствие.)

 

IV. Подведение итогов

В заключение занятия учитель дает каждому ребенку карточку раздаточного материала «Мой Круг Безопасности» и говорит, что у детей не только есть право на защиту, на безопасность, но есть и люди, которые это право должны охранять. В карточках «Моего Круга Безопасности» заполняются необходимые данные и еще раз подчеркивается, что в случае необходимости дети могут обращаться за помощью к окружающим их людям.