contrast version


Тема: Целое и часть множества

 Урок подготовила учитель начальных классов Государственного учреждения образования «Средняя школа №20 г. Орши» Волкова Ю.А.

Цель – освоение учащихся умения делить целое на части.

Задачи

Образовательные: - закрепление понятий “целое” и “часть”, “высокий” и “низкий”

- освоение алгоритма описания целого по его части

Развивающие: - создавать условия для развития логического мышления на основе

освоения операции соотнесения понятий “целое”-“часть”

- создавать условия для развития зрительного восприятия и

произвольного внимания.

 

Воспитательные: - создавать условия для привития культуры общения в

процессе учебного взаимодействия.

 

Ход урока

I. Организация начала урока. Сообщение темы урока.

Здравствуйте, ребята! Задание на внимание: садятся девочки, садятся мальчики. На уроке сегодня мы будем тренировать своё внимание, решать задачи на сообразительность, научатся делить целое на части и по частям описывать целый предмет.

- Где это в жизни необходимо?

- Ответы учащихся.

Ребята, закройте глаза и настройтесь на работу, пока уч-ся настраиваются на работу  на доске появляется грустное облачко, чтобы в конце урока облачко улыбнулось всем надо хорошо работать и внимательно слушать. Давайте улыбнемся облачку, друг другу.

II. Формирование представлений о понятиях «целое» и «часть» Подведение под понятие. Учитель предлагает учащимся вспомнить детскую считалку:


Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.

берегу  за поплавком

Беседуем по вопросам:

  • На сколько частей разделили апельсин герои стихотворения? (На пять.)
  • Кому из вас приходилось делить апельсин?
  • Все делили апельсин. Вам было трудно это делать? (Нет.)
  • Почему апельсин легко разделить на части?(Он состоит из долек отдельных кусочков.)

Сегодня на уроке мы будем учиться делить на части любые предметы, даже те, которые не состоят из долек! Так как работать мы будем устно (т.е. «в уме»,
будем учиться думать, мысленно делить предметы на
части), окружающие нас вещи не пострадают — ломать нам ничего не придётся!

III. Изучение нового материла, объяснение.

Освоение приёма выделения части целого.

Учащиеся рассматривают верхний рисунок — Карандаш и Ручка держат в руках знак «Проблема». Герои предлагают школьникам назвать как можно больше частей дома и
машины (с. 46 учебного пособия). Учащиеся называют детали, которые видны на рисунках:

дом фундамент, стены, крыша, крыльцо, окно, ставни, труба, антенна, водосточная труба, дверь, этажи, балкон, ...;

машина — кузов, кабина, фары, колеса, номер, руль, окно, сидение...

Отдельные части рисунка ученики обводят по пунктиру. Учитель предлагает подумать и назвать те детали, которые возможно, не видны на рисунке.

Освоение алгоритма описания целого по его частям. Ребята, знаете ли вы, что знание всех деталей помогает человеку делать подробное описание предмета. Учащиеся рассматривают геометрические фигуры и сравнивают их: чем они похожи, чем отличаются. При этом не только описываются все части целого, но и рассказывается о том, какие они (их цвет, форма, размер и др.). Когда человек так подробно описывает предмет, все понимают, о чём идёт речь.

Физкультминутка

В классе над доской, возле окна,

дверей расклеены геометрические фигуры:

большой желтый круг, маленький зеленый квадрат и т. д.

ученики должны по указанию учителя

найти только глазками нужную геометрическую фигуру.

Играем в игру «Узнай предмет по описанию».

Необходимо мысленно разделить предметы, которые у каждого прикреплены на спинку стульчика и описать только части данного предмета, затем выйти к доске и по описанию частей остальные учащиеся должны назвать этот предмет. Игру продолжают следующие ученики: выходит к доске и описывает все детали этого предмета, остальные учащиеся отгадывают.

Развитие логического мышления на основе освоения операции соотнесения понятий «целое» —«часть» Логическое упражнение «Узнай целое по части».
Учащиеся рассматривают рисунки: панцирь, стержень, клешня, стрелка. На рисунках изображены части целого, и предлагает ученикам узнать целое по его части. Учащиеся составляют пары «часть» — «целое».

Вторые картинки из каждой пары даются в наклейках: панцирь — черепаха; стержень — ручка; клешня —рак или краб (ситуация выбора наклейки); стрелка — часы или компас (ситуация выбора наклейки).работа в парах

IV. Закрепление материала.

Решаем логическую задачу. У каждого на столе лежит большой круг, ученикам предлагается представить, что они пришли к другу в гости, где его угостили блином и необходимо этот блин разделить на равные части(поровну). Каждый думает самостоятельно, затем предлагается проверить задание в парах и в группах из 4-ех человек. После задание проверяется коллективно и комментируются допущенные ошибки.

V. Обобщение и систематизация знаний.

Учащимся предлагается взять листочки, на которых изображен красный большой круг и перевернуть его, там ученикам предлагается выполнить тест.

  1. Обведи фигуры, которые отличаются по форме.

 

figury

  1. Обведи фигуры, которые отличаются цветом.

pustye

  1. Обведи фигуры, которые отличаются размером.

zivotnie

  1. “Узнай кто?” (Соедини стрелочками правильный вариант.)

- Проверяем тест обсуждаем ошибки, если были допущены.

 

V. подведение итога урока, результатов

  • Что нового узнали на уроке?
    • С какими знаниями уходите с урока?
    • О чем вели беседу?
    • Какое задание было сложным, легким?

В начале урока наше облачко было грустным, мы с вами ему дарили улыбку, но этого было недостаточно, т.к. надо еще показать и хорошую работу на уроке. Я думаю, все вы работали отлично (отмечаю более активных учеников), поэтому наше облачко немного повеселело, но не хватает и вашего сейчас настроения, возьмите каждый свое облачко и нарисуйте свое настроение, затем по рядам прикрепляем к облачку. Ой, ребята, смотрите от вашего тепла и облачку стало весело. Оно улыбнулось! Спасибо за урок, все ребята встают и урок заканчивается стихотворением.