contrast version

Занятие 4

ТЕМА «ПРАВО НА СЕМЬЮ»

 

Цель урока: дать представление о семейных отношениях.

Основные понятия: родство, семейные отношения.

Дидактические материалы: карточки с перечислением членов семьи, веревка, раздаточный материал «Шесть осколков» (см. разд. VI), ножницы.

 

ЭТАПЫ УРОКА

I. Психотренинг «Волшебный коридор»

Учитель ставит детей в две параллельные шеренги лицом друг к другу. Тот, кому не хватило пары (или последняя пара), медленно проходит между рядами стоящих. В это время каждый из стоящих в шеренге делает какой-либо знак внимания проходящему: похлопывает его по плечу, поглаживает, говорит добрые слова и др. В отличие от «ручейка» через «волшебный коридор» за одно занятие проходит не более 3—4 человек. Лучше повторять это на других уроках.

 

II. Беседа с элементами игры

Учитель:

— У многих из вас есть мама, папа, бабушки, дедушки, братья, сестры. И у нашего Маленького Великана, который с нами присутствует на каждом занятии, тоже они есть. Но он запутался в своих родственниках и не может разобраться, кто родился раньше, а кто — позднее. Давайте ему поможем.

На доску крепятся таблички с подписями:

Бабушка и дедушка

Мама и папа

Старшая мамина сестра

Младший мамин брат

Твой старший брат.

Могут быть придуманы другие варианты карточек. При необходимости дети сами определяют возраст членов семьи, например уточняют, что дедушка моложе бабушки и что младший мамин брат (т. е. дядя) старше племянника, ведь в реальной жизни может быть и по-другому. Ребята помогают Великану расставить подписи от самого взрослого, старшего члена семьи до самого младшего его родственника.

 

III. Практическое задание

Составление «Дерева семьи»

Для обсуждения значения родственных связей учитель может использовать любую сказку, где речь идет о желании взрослых иметь ребенка («Снегурочка», «Мальчик-с-пальчик», «Покатигорошек», «Дюймовочка» и др.). Зачитав отрывок из нее или попросив кого-либо из детей пересказать начало сказки, учитель подводит ребят к мысли о том, как взрослые хотят, чтобы продолжился род, чтобы, как они говорят, не исчезла фамилия с лица Земли. Затем учитель предлагает начать в классе, а потом продолжить дома с помощью взрослых, без которых не обойтись, изображение «Дерева семьи». Особенно следует обращать внимание на обозначение побочных родственных связей. Всем понятно, кому кто приходится, например, племянником, дядей, бабушкой, внуком и др. А вот кого называют, например, золовкой, деверем, шурином, известно даже далеко не всем взрослым. Между тем «отец педагогики» Я. А. Коменский считал возможным и необходимым говорить о подобных связях и определениях еще в «материнской школе», т. е. в дошкольном возрасте.

 

IV. Практическое задание

Учитель делит детей на микрогруппы и раздает карточки раздаточного материала «Шесть осколков» для составления целой картинки. Затем он спрашивает, какое право там изображено. По возможности это задание выполняется индивидуально.

 

V. Психотренинг «Живая геометрия»

Учитель предлагает детям стать в круг, держать веревку двумя руками так, чтобы она образовала кольцо, и стоять, соприкасаясь локтями. Затем концы веревки связываются и дается задание закрыть глаза, растянуть веревку так, чтобы образовался треугольник, и не смотреть до сигнала. Открыв глаза, проверить правильность выполнения задания. Точно так же образовать квадрат, ромб, пирамиду.

 

VI. Подведение итогов

Учитель:

—    Трудно было с закрытыми глазами из веревки делать разные фигуры? (Очень.)

—    А что вам помогло выполнить задание? (Мы слушали друг друга, старались все вместе чего-то добиться.)

— То есть у вас было «чувство локтя»? (Да, конечно.)

— Вот такое же чувство одного целого и любовь, забота друг о друге помогают членам семьи справляться с теми неприятностями и даже бедами, которые выпадают на долю каждого человека. Никому не удается пройти по жизни без потерь, поэтому поддержка родных людей очень важна и просто необходима. Помните об этом и старайтесь напрасно не огорчать своих родных, беречь их здоровье.