contrast version
Обобщение передового педагогического опыта, 2010/2011 учебный год  УО «Оршанская  ГОСШ №20»  Лузгина Е.Г.

ppolРазработка и  внедрение в практику работы начальной школы компетентностно-ориентированных заданий

Аннотация

В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то очень важному? Среди предлагаемых путей решения данной проблемы - компетентностный подход. Компетентностный подход в образовании сегодня – это ответ на вопросы, как решать практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным, как строить собственную траекторию жизни. Данная тема широко обсуждается в последние 10 лет. Время дискуссий прошло. Пора от теории переходить к практике. В своей практике я уже на протяжении нескольких лет применяю компетентностный подход, и результаты превзошли все мои ожидания.

Описание опыта

Компетентностный подход в бизнесе (не в образовании!) появился в середине ХХ века, когда в 1959 году Р. Уайт использовал этот термин для описания особенностей, связанных с превосходным выполнением работы и высокой мотивацией отдельных лиц. Выяснилось, что успешные и эффективные исполнители отличаются от менее успешных не только и не столько знаниями, сколько эффективной саморегуляцией, самосознанием и развитыми социальными навыками.

Дети, которые пришли в первый класс в начале тысячелетия, будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Поэтому нужно воспитывать в детях готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться.

Соответственно, принципиально меняются цели образования. Другими словами, отечественная школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу.

Появление нового результата образования ни в коей мере не предполагает отрицание старых, традиционных результатов, напротив, компетентность рассматривается как некий интегрированный результат, включающий в себя все традиционные результаты образования.

Каждый учитель способен немного изменить формулировку задания так, чтобы это задание стало компетентностно-ориентированным,  и ученики смогли сразу понять, что полученные знания им пригодятся в реальной жизни.

Например, в 1 классе учитель постоянно просит  у детей сравнить два числа: 1 и 3, 4 и 3 и т.д. Дети машинально ставят соответствующий знак, даже не подозревая, что приобретаю жизненно важные умения. А что если попросить ребёнка подумать, хватит ли ему денег на билет в кино: билет стоит 3 рубля, а у него есть 4 рубля (5 рублей, 1 рубль, 7 рублей и т.д.).

Уже несколько лет в практике своей работы применяю компетентностно-ориентированные задания, что, на мой взгляд, позволило мне достичь неплохих результатов. Хочется отметить, что дети, привыкшие находить выход из трудной жизненной ситуации, не боятся отвечать на открытых уроках, выступать на сцене, участвовать в самых различных конкурсах и олимпиадах. Так мои выпускники 2009/2010 года:

1.Победители школьных предметных олимпиад:

2007/2008 уч.г. – 8 человек

2008/2009 уч.г. –  12 человек

2009/2010 уч.г. –  14 человек

2.Победители дистанционных олимпиад:

2008/2009 уч.г. - диплом 1 степени по математике, диплом 2 степени по русскому языку;

2009/2010 уч.г. -  дипломы 1 степени по информатике, дипломы 2 и 3 степени по белорусскому языку.

3.Победители городских предметных олимпиад (4 класс):

Русский язык – дипломы 1 и 2 степени;

Белорусский язык – диплом 2 степени и два диплома 3 степени;

Математика – диплом 3 степени.

4.Члены школьного научного общества «Пирамида»

5.Победители городского конкурса «Я – исследователь!»

2008/2009г. – диплом 2 степени

2009/2010г. – дипломы 1 и 2 степени.

6.Активные участники международной олимпиады «Перспектива».

Именно этот дистанционный проект и увлёк меня компетентностным подходом. Детям во время конкурса предлагались замечательные задания, выполнение  которых требовало от ученика не только предметных знаний, но и умения применять их в нестандартной ситуации. Потом было дистанционное обучение в практико-ориентированной мастерской по теме «Разработка компетентностно-ориентированных заданий по учебным предметам», у меня имеется соответствующее свидетельство. А с 2010/2011 учебного года в этом проекте участвует весь мой класс. Все ребята являлись участниками двух этапов конкурса «Конкурса Эрудитов» и «Конкурса Специалистов», итогом участия стало награждение участников и победителей. Для родителей каждого ученика был открыт виртуальный личный кабинет, где родители могли познакомиться с подробным анализом выполнения заданий и подробным описанием уровня развития основных компетентностей своего ребёнка. Учитель также может ознакомиться с личными результатами ребёнка, эти сведения помогут спланировать индивидуальную работу и со слабоуспевающими учениками, и с одарёнными детьми. Для учителя предоставляется и полный анализ развития компетенций по классу.

Мои первоклассники прекрасно понимаю, что всё изученное в школе им пригодится в  повседневной жизни, т.к. изучение нового материала всегда начинается с ответа на вопрос «зачем?». Всегда задания стараюсь переделать в компетентностно-ориентированнное. Детям становится интересно, и результаты гораздо лучше, чем при выполнении заданий с привычной нам формулировкой.

В 2010/2011 учебном году я проводила методическую лабораторию для учителей начальных классов школ города по теме «Разработка компетентностно-ориентированных заданий по учебным предметам». Было проведено 4 занятия, материалы которых представлены в данной папке. На данных занятиях учителя смогли:

· практически познакомиться с компетентностным подходом в образовании

· научиться использовать компетентностно-ориентированные задания в работе с детьми

· научиться разрабатывать компетентностно-ориентированные задания.

В результате данной работы в школе имеется папка со всеми материалами (теоретическими и практическими: схемы, таблицы, разработки занятий и банк компетентносто-ориентированых заданий). Применение компетентностно-ориентированныз заданий возможно на каждом уроке каждым учителем. Однако перед применением следует внимательно изучить теоретический материал.

<<< Перейти обощение ППО 2009-2010г.г.