contrast version

Занятие 2

ТЕМА «ПРАВО НА ЖИЗНЬ И НОРМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ»

 

Цель урока: дать представление об условиях, необходимых для нормального развития детей.

Дидактические материалы: три комплекта цветных бумажных полосок, большие листы бумаги с изображением трех сундуков (коробок, ящиков и т. д.).

 

ЭТАПЫ УРОКА

I. Психотренинг «Комплимент»

Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить (или за то, что произошло сегодня: он особенно аккуратно выглядит, отвечал очень хорошо на уроке, интересно что-то рассказывал и т. д., или отметить внешние качества, которые в нем привлекательны: умный, красивые глаза, волосы и др.). Принимающий похвалу кивает головой и благодарит: «Спасибо, мне очень приятно!» — затем говорит комплимент своему соседу. Упражнение проводится далее по кругу.

 

II. Беседа

Учитель:

— Мы много времени проводим в школе. Чтобы это время для нас проходило не только интересно, но и приятно, мы тоже можем сделать немало. Давайте подумаем, что именно в наших силах. Итак, в школе мы живем и учимся. Что можно назвать нормальными условиями для жизни и развития? (Свежий воздух, чистая вода, полезная пища, движение и отдых, лекарства для больных и др.)

—    Как в школе обеспечивается наше право на жизнь? (Светлые классные комнаты, водопровод, столовая, кабинет врача, физкультурный зал, коридор и др.)

—    Что мы можем сделать, чтобы не нарушать права всех учеников школы на нормальную жизнь? Например, как помочь всем дышать свежим воздухом? (Дежурные должны открывать форточки в коридорах во время уроков, дети должны выходить в теплое время на улицу и т. д.)

—    Как сохранить воду? (Закрывать краны и т. д.)

—    Как нужно сделать, чтобы не портить друг другу аппетит, есть в приятной обстановке? (Не пачкать в столовой, есть тихо, аккуратно, не отвлекать друг друга во время еды и т. д.)

—    Как сделать так, чтобы все мы меньше уставали? (Тише вести себя на переменах, во время которых можно сделать несколько упражнений на улице.)

 

III. Практическое задание

Учитель делит учеников на микрогруппы и дает каждой по три комплекта цветных бумажных полосок, например, зеленого, красного и белого цветов. Затем учитель вручает одной группе фотографию младенца, другой — дошкольника, третьей — подростка. Вывешивает на доске или стене большие листы бумаги (по количеству микрогрупп) с изображением трех сундуков с подписями: для поддержания жизни, для развития, для удовлетворения других потребностей.

Ребята получают задание написать на зеленых полосках все, что необходимо изображенному на фотографии ребенку для поддержания жизни (пища, одежда, дом и т. д.), и прикрепить эти полоски к первому сундуку. На полосках красного цвета следует перечислить предметы, удовлетворяющие потребность в развитии (кубики, книги, игрушки, телевизор и т. д.), и прикрепить ко второму сундуку. И, наконец, на полосках белого цвета предлагается записать другие потребности, например, в любви, уважении, заботе. По окончании работы учитель предлагает зачитать перечень предметов, предварительно сняв листы с «сундуками», чтобы ученики не видели, какая группа их «заполняла». Затем учитель спрашивает:

—    О потребностях ребенка какого возраста позаботились «хозяева» этого «сундука»?

—    А как вы это определили?

—    Как изменяются потребности детей с возрастом? (Ребенку нужно все больше разных вещей для развития.)

—    Как вы считаете, все ли дети в мире удовлетворяют свои потребности на развитие? (Вряд ли.)

—    От кого это зависит? (От правительства той страны, в которой дети живут, от правительств других стран, в общем, от многих людей.)

—    А вы, когда вырастете, сможете что-нибудь сделать, чтобы детям лучше жилось? (Наверно, сможем, если будем очень стараться.)

—    Помните маленького пажа волшебницы из сказки «Золушка», который сказал ей: «Я не волшебник, я еще только учусь»? Если бы он к нам пришел, о чем бы вы его попросили, чтобы учиться стало интереснее? (Больше книг с цветными картинками, компьютеров, видеомагнитофонов; чтобы инопланетяне прилетели, рассказали о своей планете и пригласили бы к себе в гости; чтобы была машина

времени и можно было бы отправиться и в прошлое, и в будущее и все узнать; чтобы прямо в школе, в классах, в коридорах росли рощи, пели птицы, журчали ручьи, чтобы вокруг школы был и лес, и парк, и море, и горы.)

 

IV. Подведение итогов

Учитель:

— История человечества насчитывает много тысячелетий. И за это время люди многому научились, многое изобрели. Только за прошлый век компьютер, который нашим предкам показался бы волшебным и вначале был таким большим, что занимал целые цеха на заводе, превратился в удобный прибор, знакомый каждому школьнику. Все это произошло благодаря тому, что люди развивались сами и развивали технику, промышленность. И кто-то из вас, когда вырастет, совершит открытие. И, может быть, ваши «волшебные» проекты внедрит в жизнь. Но для этого надо очень много учиться, использовать свое право на развитие, которое у вас есть, и помнить, что для кого-то и школа — волшебная мечта.