contrast version

 

Занятие 1

ТЕМА «ЧТО ТАКОЕ ПРАВО?»

 

Цель урока: дать представление о соотношении желаний, потребностей и прав.

Основные понятия: потребности, права, желания.

Дидактические материалы: предметы, которые можно использовать для изображения «инопланетянина», большой лист бумаги или плакат, раздаточный материал «Алфавит в цифрах» (см. разд. VI).

 

ЭТАПЫ УРОКА

I. Психотренинг «Ты — лев»

Учитель:

Ты — лев. Закрой глаза, представь льва, царя зверей, сильного и могучего, уверенного в себе и мудрого. Он красив, сдержан, горд и свободен. Этого льва зовут так же, как тебя, у него твои глаза, ноги, руки, тело. Лев — это ты.

 

II. Игра «Разговор с инопланетянином»

Учитель ставит какой-нибудь обычный предмет в необычное положение или неожиданно сочетает предметы (например, перевернутая корзина для мусора, свернутый в трубку рулон или большой лист бумаги, где изображены три глаза, ухо на лбу и др.) и говорит, что это «инопланетянин». Он недавно прилетел на своей «тарелке» на Землю и никак не может разобраться, кто такие люди, чем они отличаются друг от друга и от животных, что они любят, чем занимаются и др. Дети начинают рассказывать «инопланетянину» о людях, а учитель записывает из их рассказов те детали, которые можно отнести к желаниям и потребностям. Затем он подводит итог:

—    Значит, люди и животные похожи тем, что они живые. А рас¬тения живые? (Да.)

—    А что людям, животным и растениям надо, чтобы жить? (Вода, питание, воздух.)

—    А что необходимо людям, животным и растениям, чтобы жить хорошо? (Свет, тепло, защита, пространство: растениям — чтобы было, где расти, людям и животным — для свободы движения.)

—    А кому больше всего этого нужно: животным или людям? (Людям.)

—    Что необходимо людям, а животные не используют? (Одежда, мебель, книги, различные приборы, механизмы и др.)

 

III. Практическое задание

Учитель:

— Давайте распределим перечисленное вами на две группы: то, без чего человек не сможет выжить или выживет, но не останется разумным существом (потребности), и то, без чего он все-таки может обойтись (желания).

На доске или большом плакате записываются в две колонки потребности и желания. Делается вывод, что права, правила, по которым живут люди, составлены так, чтобы удовлетворять жизненные потребности (есть, пить, дышать, т. е. жить) или очень сильные желания, важные для всех людей. И чем дольше люди живут, тем больше прав у них появляется, потому что жизнь становится все лучше и лучше. Именно так появились права детей на семью, на учебу, на игру, на защиту, причем особую защиту самых слабых, и др.

 

IV. Игра «Я уважаю твое право»

Ученики становятся в круг и обращаются по очереди к своим соседям справа и слева со словами: «Я уважаю твое право на:

•    учебу, и не стану тебя отвлекать на уроке;

•    безопасность, и не буду тебя бить;

•    имя, и не буду тебя обзывать;

•    свободу мнения, и не стану тебя перебивать;

•    игру, и не буду тебе во время игры мешать;

•    семью, и не стану плохо говорить о твоих родных;

•    имущество, собственные вещи, и не стану их у тебя отбирать;

•    тайну корреспонденции, и не стану читать чужие письма;

•    достоинство, и не буду тебя обижать, оскорблять;

•    образование, и не стану забирать у тебя книжки, мешать слушать учителя;

•    защиту от эксплуатации, и не буду заставлять тебя делать свою работу;

•    развитие, и не стану тебе подсказывать во время ответа;

•    отдых, и не буду звонить тебе поздно вечером или рано утром;

•    жизнь, и не стану тебе вредить».

 

V. Практическое задание

Ученики получают карточки раздаточного материала «Алфавит в цифрах» и читают зашифрованное высказывание.

 

VI. Подведение итогов

Учитель:

— Сегодня мы вспомнили, что такое право и какие права существуют, чем они отличаются от желаний. Дальше мы с вами будем подробнее говорить о тех правах, которые считаются самыми важными, и о том, как их защищать.