contrast version

Занятие 8

ТЕМА «ДОБРО И ЗЛО»

 

Цель урока: способствовать формированию у учащихся чувства ответственности перед другими и самим собой.

Дидактические материалы: фрагменты картинок, раздаточный материал с перечнем качеств характера (см. задание II).

 

ЭТАПЫ УРОКА

I. Беседа

Учитель:

— Как часто вы слышите от родителей, других взрослых слова: это красиво, а это некрасиво? (Достаточно часто.)

— Ребята, что вам кажется красивым, а что некрасивым в окружающей вас природе, в предметах (вещах)?

— А в чем заключается настоящая красота человека? (В его добрых поступках.)

— Почему одних людей мы называем добрыми, а других — злыми? (По разным причинам: как человек ведет себя, смотрит, разговаривает.)

— Мы каждый день встречаемся со злыми и добрыми людьми. Что отличает добрых людей? (Добрые люди улыбаются, всегда вежливы, готовы прийти на помощь.)

— А чем отличаются злые люди? (Они громко разговаривают и даже кричат, всех расталкивают по дороге, грубо отвечают, когда к ним обращаются.)

— Как вы считаете, кому легче жить на Земле — тому, кто приносит зло, или тому, кто совершает добрые поступки? (Конечно, тому, кто делает добро.)

— Почему? (Все его любят за отзывчивость, стараются помочь и поддержать, когда ему бывает плохо.)

— Как вам кажется, каких людей на свете больше: добрых или злых? (Наверно, добрых.)

— Да, если вы внимательно присмотритесь, то убедитесь, что добрых людей гораздо больше. Считается, что на добрых людях мир держится. Во всех сказках добрые герои побеждают, злые наказываются. Правда, жизнь — это не сказка, может быть и по-другому. Но сейчас я расскажу притчу, которая в разных вариантах бытует у многих народов: «Шел Охотник по лесу, вдруг видит — на дорогу упало дерево и придавило Змею. Подошел Охотник, а Змея стала просить: „Спаси меня, приподними дерево, я уже вторые сутки здесь лежу, умираю". Сжалился Охотник, приподнял дерево, а Змея выскользнула и тут же обвила ногу Охотника, чтобы укусить. Взмолился Охотник: „Что же ты делаешь, я же тебя от смерти спас?!" „На то я и Змея", — ответила она. Тут на счастье мимо пробегала Лиса, и стал Охотник просить Лису рассудить, кто из них прав. А Лиса сделала вид, что не поняла, как все произошло, и попросила Змею опять вернуться под дерево. Придавил Охотник Змею деревом, поблагодарил Лису и пошел своей дорогой, оставив Змею умирать».

— Как вы считаете, ребята, правильно ли сделали герои и почему? (И Охотник, и Лиса поступили правильно, а Змея хотела совершить подлость.)

— Как еще можно назвать поступки Охотника и Лисы? (Справедливыми.)

— Вслушайтесь в это слово — «справедливость». С каким словом оно созвучно? (Право.)

— Да, Охотник с помощью Лисы отстоял свое право. Какое? (Право на жизнь.)

— А когда Охотник приподнял дерево, какое право он хотел помочь осуществить Змее? (Право на свободу.)

— И чем отплатила Змея Охотнику за его добро? (Злом.)

— Как вы думаете, в следующий раз Охотник будет помогать тем, кто в этом будет нуждаться? (Конечно, ведь и Лиса ему помогла, просто он будет более внимательным, но добрым и справедливым быть не перестанет.)

 

II. Практическое задание

Учитель:

— У добрых людей больше положительных качеств, а у злых — отрицательных. Обведите на листках кружочком буквы, напротив которых написаны качества, которые вы хотели бы видеть у ваших друзей.

 

А – активный                  А – агрессивный

Б – бодрый                      Б – безответственный

В – веселый                     В – вредный

Г – грамотный                 Г – грубый

Д – добрый                      Д – драчливый

Ж – жалостливый           Ж – жадный

З – заботливый                З – завистливый

 

— А теперь поставьте галочки там, где написаны те качества характера, которые, как вы думаете, у вас есть.

— Сравните, что у вас получилось. Вы поставили галочки и кружки около одних и тех же букв? Надеюсь, что да. А если нет, то подумайте, какие качества характера хотели бы видеть у вас ваши друзья. Мы дружим с веселыми, добрыми девочками и мальчиками. Так давайте будем добрыми и веселыми, и у нас всегда будет много друзей, таких же, как и мы.

— Какие добрые поступки вы совершили сегодня?

 

III. Подведение итогов

Учитель раздает детям предварительно разрезанные на 5—6 кусочков картинки, служащие иллюстрациями к добрым поступкам. Ребятам нужно как можно быстрее сложить картинку. Затем дети перечисляют, что у них изображено на картинках, и объясняют, почему поступок героя можно назвать добрым. В заключение учитель повторяет, что красивые поступки — это добрые поступки.