contrast version

Занятие 7

ТЕМА «ПРАВО НА РАЗВИТИЕ»

 

Цели урока: проанализировать, что в окружающей обстановке дома и в интерьере класса способствует реализации права на развитие, содействует выработке навыков вежливого обращения с окружающими.

Основные понятия: право на учебу, вежливость.

Дидактические материалы: кукла Маленького Великана, текст стихотворения С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы», раздаточный материал «Закончи фразу...» (см. разд. VI).

 

ЭТАПЫ УРОКА

I. Психотренинг «Врасти в землю»

Учитель:

— Попробуйте сильно-сильно надавить пятками на пол, сожмите руки в кулачки, крепко сцепите зубы. Вы — могучие, крепкие деревья, у вас сильные корни, и никакие ветры вам не страшны. Это поза уверенного человека, у которого есть права, и он их отстаивает.

 

II. Беседа

Учитель:

— Маленький Великан и сегодня пришел к нам на урок. Он никогда не учился в школе и не знает, что это такое. Давайте попробуем ему объяснить. (Ребята объясняют.)

— Так чему учат в школе? (Читать, писать, считать, правильно себя вести.)

— О том, кто себя правильно ведет, соблюдает права других людей, говорят, что он вежлив. Давайте послушаем, как об этом рассказывается в стихотворении С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы».

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы — то есть сами.

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы.

То вам, товарищ, надо

Всегда без опоздания

Ходить на сбор отряда.

Не тратить же  товарищам,

Явившимся заранее,

Минуты на собрание,

Часы, на ожидание!

И ежели вы вежливы,

То вы в библиотеке

Некрасова и Гоголя

Возьмете не навеки.

И ежели вы вежливы,

Вы книжечку вернете

В опрятном, неизмазанном

И целом переплете.

И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Знал одного ребенка я.

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое

Ребенку воспитание.

Был вежлив этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил: «Спасибо!» — говорил.

Нет, ежели вы вежливы,

То вы благодарите,

Но мячика у мальчика

Вез спросу не берите!

 

— Так как ведут себя вежливые ребята, которые уважают права других людей? (Помогают другим, никогда не опаздывают, не перебивают, не забирают у других игрушки и т. д.)

— А сейчас я буду читать вам маленькие стихотворения, а вы — вслух хором их заканчивать. (Учитель использует двустишия из карточек раздаточного материала «Закончи фразу...».)

 

III. Практическое задание

Вы помните, что у вас есть не только права быть живыми и здоровыми, жить в семье в безопасности, но и право учиться и узнавать новое. Давайте оглянемся вокруг и попробуем сосчитать, сколько нас окружает предметов, помогающих учиться, узнавать новое. Кто назовет последний предмет (или назовет больше предметов), будет победителем. (Парты, доска, книги, тетради, ручки и др.)

— А теперь представьте, что девочка из сказки «Цветик-семицветик» подарила нам лепесток с одним условием. Можно загадать желание, но оно исполнится, если будет относиться к нашему праву на учение. Давайте пофантазируем, как сделать, чтобы узнать побольше интересного.

Можно вместе с классом «полетать» по всему миру: в Африку, на Северный полюс; можно сделать так, чтобы все интересное приходило в класс само: лес, горы; приходили интересные люди и т. п.

— Давайте вообразим, что мы на другой планете и учимся в обычной инопланетной школе. Как вы думаете, какие предметы будут нас окружать? (Компьютеры с мониторами, какие-нибудь странные сиденья, рассчитанные на инопланетян, и др.)

 

IV. Подведение итогов

Учитель:

— Сегодня вы еще раз убедились, как это интересно — учиться, и как важно иметь право на учебу. Даже сейчас, в XXI в., в 3-м тысячелетии, не все дети на Земле могут учиться столько, сколько необходимо, чтобы вырасти образованными людьми. В некоторых странах идут войны, дети становятся беженцами и не ходят в школы, в других странах родители из-за бедности отправляют детей работать. Право на учебу — это очень важное достижение развитых стран и нашей Беларуси в том числе.