Занятие 6
ТЕМА «ПРАВО НА ОСОБУЮ ЗАЩИТУ»
Цель урока: дать представление о разных категориях детей, нуждающихся в особой защите.
Основное понятие: дети с ограниченными возможностями.
Дидактические материалы: листы плотной бумаги, толстые иголки, белорусские денежные купюры, раздаточный материал «Песочные часы» (см. разд. VI).
ЭТАПЫ УРОКА
I. Психотренинг «Спаси птенца»
Учитель:
— Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он еще прилетит к вам.
II. Беседа с элементами упражнений
Учитель:
— Мы уже говорили с вами о том, что все дети, пока не вырастут, имеют право на защиту, а некоторым детям требуются особая защита и помощь. Как называют таких детей? (Дети с ограниченными возможностями.)
— Им нелегко живется. Например, незрячие дети не видят ничего вокруг: ни неба, ни травы, ни людей, ни картинок в букваре. Они учатся читать и писать по специальным учебникам. Читают они пальцами. Давайте посмотрим, как это делается.
Учитель берет лист плотной бумаги, накалывает иглой контуры букв односложных слов, например: мел, дом, кот и др. Предлагает добровольцу из класса попытаться прочесть это слово кончиками пальцев. Затем это задание выполняют дети: накалывают слова и дают листок для прочтения соседу по парте.
— Пишут незрячие не ручкой, а печатают, запомнив расположение букв на клавишах. (Если есть возможность, это следует показать.)
— Как вы думаете, где в повседневной жизни мы можем встретить знаки, рассчитанные на незрячих людей или людей со слабым зрением? (На монетах.)
— Достаньте, если у вас есть с собой деньги, любую бумажную купюру и поищите на ней специальные знаки. Кто нашел, пусть скажет всему классу, как они выглядят.
— Детям с ограниченными возможностями о многом в окружающем мире могут рассказать различные органы чувств, например, незрячим — уши, нос. Дети, у которых от рождения отсутствует слух, часто не могут и говорить, ведь они никогда не слышали ни своего голоса, ни голосов других людей. Они «говорят» руками и «читают» с губ. Это можно часто видеть в телевизионных передачах. Сейчас для людей с ослабленным слухом или глухих специально транслируют передачу «Новости», когда рассказывает один телеведущий, а в уголке экрана другой «переводит» сообщение на язык глухонемых.
— Специально подготовленные преподаватели учат детей с ограниченными возможностями. Раньше это происходило обязательно в специальных школах. Но сейчас во многих странах такие дети ходят в обычные школы, например, в Дании нередко в обычном классе вместе с 20 ребятами учатся мальчик или девочка, которые не слышат или не видят. С этими учениками дополнительно работает еще один учитель. В нашей стране за последние годы открылись классы, которые назвали интегрированными. Вам не обязательно запоминать такое сложное название, просто надо знать, что в этих классах дети с ограниченными возможностями учатся вместе с другими ребятами. Как вы думаете, почему так сделано? (Чтобы дети с ограниченными возможностями не чувствовали себя обделенными.)
— А вы бы хотели, чтобы в вашем классе были девочка или мальчик, которые, например, не слышат или не видят?
III. Практическое задание
Учитель может предложить детям разучить несложные знаки речи глухих; попытаться считывать с губ простые слова, отобранные по принципу «Что есть в классе?»; провести игры-упражнения («Узнай по звуку», «Отгадай по запаху») и выполнить задание на карточках раздаточного материала «Песочные часы».
IV. Подведение итогов
В заключение ребята обсуждают, какие подарки (коллективные и индивидуальные работы) они в состоянии приготовить для детей с ограниченными возможностями к ближайшему празднику. Желательно договориться с действующими в школе волонтерами, которые курируют нуждающихся в особой помощи детей, чтобы подарки попали по назначению.