contrast version

Занятие 5

ТЕМА «ПРАВО НА ЗАЩИТУ»

 

Цель урока: дать представление о том, как вести себя в случае гнева или агрессии старших.

Дидактические материалы: изображения детей, находящихся в конфликтных ситуациях.

 

Поскольку взрослые несовершенны, их способность к самоконтролю, стремление создать наилучшие условия для воспитания у ребенка чувства безопасности и эмоционального благополучия не всегда оказываются на высоте, то ребенка надо научить защищаться в случае необходимости доступными ему способами.

 

ЭТАПЫ УРОКА

I. Психотренинг по выработке у детей навыков адаптивного поведения: формирование конструктивной готовности к контакту

Учитель:

— В прошлом году мы говорили с вами о том, как вести себя дома, если вы чем-то очень рассердили взрослых. Вспомните, что надо говорить в таких случаях? (Мне страшно, не надо так сильно кричать. Я очень боюсь.)

— Помогало ли вам это? (Иногда помогало, а иногда — нет.)

— Давайте прибавим к этим выражениям еще и другие. Попробуйте после слов о том, как вы испугались, сказать: «Что мне сделать, чтобы ты успокоилась(ся), чтобы не ругалась(ся)?» А теперь посмотрим, получается ли у вас правильно вести себя во время таких конфликтов, все ли вы говорите так, как надо.

Дети разыгрывают сценки на темы, предложенные учителем, например: «Вы случайно уронили чашку, она упала и разбилась. Вошла мама и стала сердито ругать вас». «Вы играли на улице, измазались и порвали куртку. Отец разозлился и начал кричать».

В предложенных ситуациях одни дети изображают себя, другие — своих партнеров, взрослых. Когда их ругают, дети демонстрируют оба варианта адаптивного поведения, т. е. говорят о том, что они испытывают (страх, боль и др.), и просят взрослых объяснить, как им себя вести, чтобы избежать наказания. Затем дети обмениваются впечатлениями, чувствами и предположениями. Учитель спрашивает:

— Как вам кажется, сможете ли вы избежать наказания, если будете так себя вести? (Наверное, стоит попробовать.)

— Изменится ли поведение родителей? (Если провинился случайно или в первый раз, то, пожалуй, да.)

 

II. Выработка навыков ухода от неконструктивного взаимодействия

Учитель:

— Но если никаких изменений в поведении рассерженных взрослых не происходит, они продолжают ругать вас и угрожают наказанием, если вы не знаете, что можно исправить в такой ситуации и чего от вас ждут взрослые, надо уйти из комнаты. Лучше где-нибудь в укромном уголке переждать, пока они успокоятся.

Затем учитель вновь предлагает ситуации для проигрывания (например, потеряли ключи, деньги; пролили сок на скатерть или одежду; сломали какую-то вещь и др.). Можно предложить детям самим вспомнить случаи из жизни, когда их наказывали физически или морально так сильно, что ребята боятся повторения. В процессе обсуждения детей следует подвести к осознанию возможности избежать конфликта, если вести себя в соответствии с ситуацией. В дальнейшем знание того, как правильно себя вести, оказавшись в роли жертвы гнева и агрессии старших, поможет ребенку преодолеть внутреннее напряжение и не впасть в оцепенение от мучительного чувства страха.

 

III. Беседа

Учитель:

— Я буду показывать картинки, а вы попытаетесь определить, нуждается ли в данной ситуации ребенок в защите. Если нуждается, то поднимайте руку. Если нет, то сидите спокойно.

Учитель показывает рисунки из буклета «Твои права», из сказок, вырезки из газет и журналов. Если кто-то не поднимает руки или поднимет только один ученик, то следует спросить, почему он так считает, какое право ребенка нарушается.

 

IV. Психотренинг

Учитель:

— Если вам плохо, то попытайтесь напрячь все мышцы, а затем представить, что цвет, который вы считаете самым приятным, разливается по всему телу, расслабляя мышцы. Мы становимся спокойными, радостными, уверенными в себе.