contrast version

Занятие 4

ТЕМА «ПРАВО НА СЕМЬЮ»

 

Целъ урока: закрепить представления о праве ребенка на семью и о его правах и обязанностях в семье.

Дидактические материалы: раздаточный материал «Хитрый прямоугольник» (см. разд. VI).

 

ЭТАПЫ УРОКА

I. Психотренинг «Передай цветик-семицветик»

Все ученики выстраиваются в круг и очень осторожно, бережно, с улыбкой передают из рук в руки «волшебный цветик-семицветик».

 

II. Практическое задание

Учитель:

— На прошлом занятии мы делали «паспорт» класса (или альбом-книгу «Кто я?»). Но человек никогда не бывает совсем один. Помните историю, которую мы с вами читали в прошлом году? Оказывается, когда человек остается один, он чувствует себя очень несчастным. Человека всегда окружают родные и друзья (в классе, во дворе). Давайте сегодня сделаем «паспорт» своей семьи или в альбом-книгу «Кто я?» допишем, дорисуем странички, на которых рассказывается о членах вашей семьи.

 

III. Беседа

Учитель:

— Давайте еще раз перечислим права, которые вы знаете. (На жизнь, на здоровье, на развитие, на защиту, на семью.)

— А эти права есть у ваших родных? (Конечно.)

— Давайте теперь посмотрим, как ваши права, например, право на учебу, соблюдаются дома. Для того, чтобы приготовить уроки, вам необходимо реализовать свое право на рабочее место. Сначала я расскажу и покажу, как это право соблюдается в обычной жизни, а вы потом повторите.

Учитель показывает, как он пришел домой, с улыбкой сел за стол, осмотрел его и полку. Взял книги, положил тетради, ручку, начал читать и писать. Сделал работу, потянулся, положил книги и тетради на место. Если останется время, то можно показать обратную ситуацию: например, как он пытается найти свободное место на подоконнике, табурете и др.; как его отвлекают, включают громкую музыку, дергают за рукав, а он отталкивает того, кто мешает, и др. Затем дети показывают, как они готовят уроки у себя дома.

В результате обсуждения сценок делается вывод: поскольку узнавать новое, учиться чему-то очень интересно, то не следует мешать другим, когда они учатся. Далее учитель говорит:

— Но встречаются ребята, которые ведут себя иначе. Например, мама просит Петю сходить в магазин за хлебом, а он ей отвечает: «Это эксплуатация». В другой раз бабушка говорит Оле: «На улице холодно, надень куртку». А внучка в ответ: «Это насилие». В результате однажды, когда утром ребята встали и попросили бабушку приготовить им завтрак, она ответила: «Это эксплуатация». А просьбу дать денег на книги, кино или мороженое мама назвала вымогательством. Как вы думаете, кто из них был прав? (Конечно, мама и бабушка.)

— Значит, нужно точнее знать, в чем заключаются ваши права и какая ответственность за этими правами следует. Каждый ребенок при рождении получает права. Но как только он начинает подрастать, начинает ходить, говорить, а особенно когда идет в школу и узнает свои права, он должен понимать, что точно такие же права есть у всех, кто его окружает. И если он хочет, чтобы его права уважали, ему тоже надо научиться считаться с другими людьми, прислушиваться к ним. Причем у родителей и у других взрослых есть не только права, но и обязанности. Например, учитель обязан приходить в школу и учить вас, врач — лечить, если вы заболеете, а государство за это платит им деньги. Когда вы станете взрослыми, то тоже будете работать и нести обязанности. А пока ваша обязанность — учиться, в том числе тому, как уважать права других людей, своих родных, учителей, друзей по классу и всех остальных. Люди равны в своих правах, и об этом нельзя забывать.

 

IV. Практическое задание

Учитель раздает карточки раздаточного материала «Хитрый прямоугольник», предлагая прочесть зашифрованное высказывание о родителях, а на обратной стороне нарисовать, каким должен выглядеть уютный дом, что в нем должно быть, чтобы семье жилось счастливо.

 

V. Подведение итогов

В заключение дети объясняют, почему именно таким в их представлении должен быть уютный дом, что в нем должно находиться, как его лучше обставить, чтобы было удобно жить, чувствовать себя в безопасности и иметь все условия для учебы. Рисунки учитель собирает, чтобы использовать потом на занятии 9.

 

Занятие 5. Тема "Право на защиту"