contrast version

Занятие 1

ТЕМА «ЧТО ТАКОЕ ПРАВО?»

 

Цель урока: дать представление о различиях между желаниями и правами.

Основные понятия: права, желания.

Дидактические материалы: кукла Маленького Великана (любая на выбор), раздаточный материал «Права и желания», «У меня есть право на...» (см. разд. VI).

 

ЭТАПЫ УРОКА

I. Практическое задание

Учитель:

— Сегодня мы отправимся с вами в путешествие в новую чудесную страну — страну прав, где нашим экскурсоводом будет наш старый знакомый Маленький Великан (учитель показывает куклу). В этой сказочной стране действуют свои правила, а какие — зависит от нас с вами. Давайте попробуем придумать такие правила, чтобы всем было хорошо.

Ребята называют правила, а учитель помогает их сформулировать и записывает на доске, например:

 

1.    Не драться и не обижать друг друга.

2.    Дружить и защищать друг друга.

3.    Помогать друг другу.

4.    Уважать друг друга и быть заботливыми.

5.    Быть честными, не обманывать.

6.    Слушать внимательно и не перебивать друг друга и др.

 

II. Беседа

Учитель:

— Мы познакомились с правилами и теперь можем двинуться в глубь нашей сказочной страны. Помните, Маленький Великан еще в прошлом году, когда путешествовал с нами, собирал желания у всех встреченных на пути людей и увидел, что желания бывают двух видов. Одни — просто желания, когда очень сильно чего-нибудь хочется, но без этого можно прожить. Нельзя иметь все, что хочешь, например, много конфет, много новых кукол, машин и жевательных резинок. Другие желания обязательно надо исполнять, без них нельзя жить никому, в том числе и большим любителям конфет. Всем необходимо дышать свежим воздухом, пить чистую воду, есть полезную пищу, ходить в школу, читать умные книги, быть в безопасности, чтобы никто не обижал. И такие желания называются правами. Давайте сейчас посмотрим, как хорошо вы различаете права и просто желания. Представьте, что в волшебной стране первой нам встретилась сказка «Цветик-семицветик».

Учитель может поинтересоваться у ребят, насколько хорошо они помнят содержание сказки. Если найдутся желающие, пусть перескажут сказку, если никто не помнит, лучше зачитать нужные отрывки. Затем учитель спрашивает:

— Если бы у вас был цветик-семицветик, какие желания вы бы загадали?

Можно сократить количество оставшихся в цветике-семицветике лепестков до одного и предложить назвать самое большое желание. Дети читают стихотворение:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели,

затем называют желания. Учитель их записывает или повторяет, чтобы определить вместе с ребятами, можно ли это отнести к правам. Например, если кто-то из ребят захотел иметь преданного и верного друга, учитель спрашивает у детей:

— Как вы считаете, это право или желание? (Желание.)

— А что нужно делать, чтобы друзья были преданные и верные? (Наверное, самому быть таким.)

Точно так же обсуждаются другие желания детей (чтобы мама не болела; чтобы не было таких войн, как в игрушке-стрелялке; чтобы было достаточно игрушек; чтобы жить вечно; чтобы стать королевой, иметь много золота и бриллиантов).

 

III. Практическое задание

«Дерево прав» и «Дерево желаний» (вариант: коробки раздаточного материала с надписями «Права» и «Желания»). На листках бумаги написаны права и просто желания. Каждый ребенок получает по два листка (см. раздаточный материал на с. 152), и учитель выясняет все ли понятно, что на них написано. Если встречаются непонятные слова или выражения, учитель объясняет их значение. Затем ребята сами определяют, где написано право, а где просто желание, сворачивают листок и вешают на одно из «деревьев» (в качестве «деревьев» могут служить ветки, прикрепленные к доске, нарисованное «дерево» на ватмане и т. п.). Затем записки снимает учитель, зачитывает и вместе со всем классом выясняет, верно ли выполнено задание.

 

IV. Подведение итогов

Учитель:

— Мы сегодня вспоминали то, о чем узнали в прошлом году: о разнице между правами и желаниями. Так чем они отличаются друг от друга? (Желания у каждого разные и могут быть совсем не обязательными к исполнению. А права у всех одинаковые, и если они не исполняются, человеку очень трудно жить.)

— На что бы вы истратили волшебную силу цветика-семицветика — на права или просто желания? (Конечно, на права, ведь они важны для всех и для меня тоже.)