contrast version
ТЕСТ КЕРНА-ИРАСЕКА

Этот тест позволяет достаточно быстро определить уровень психомоторного развития ребенка (речь, ум­ственное развитие, умение выполнять учебную зада­чу, навыки изобразительной деятельности). Особенности выполнения за­даний теста позволяет выявить уровень волевой организации ребенка, так как ему придется делать малопривлекательную работу в течение необхо­димого на ее выполнение времени.

Когда ребенок воспроизводит письменные буквы и геометрические фигуры (а для детей дошкольного возраста это исключительно абстракт­ные формы), выясняется, достиг ли он такого уровня психического раз­вития, чтобы понять принцип задания «подражать образцу» и «усвоить образец».

Кроме того, задания теста дают представление о развитии мелких мышц кисти и выраженности тонкой двигательной координации, столь необходимых для становления навыков письма и совершенствования рисунка.

 

Тест состоит из трех заданий. Время на выполнение каждого задания не ограничено. Не торопите ребенка, пусть он покажет все, на что способен.

 

Нарисуй какого-нибудь дядю. Так, как ты умеешь.

Никаких дополнительных уточнений делать не надо. Помощь или исправление ошибок недопустимо.

 

• 1 балл — у нарисованной фигуры (мужчины) есть голова, туловище, конечности. Голову соединяет с ту­ловищем шея (она должна быть не больше, чем туло­вище). На голове должны быть волосы (возможно шляпа или шапка), уши. На лице — глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Должны присутствовать детали мужской одежды.

• 2 балла — выполнение всех требований, как при оценке 1 балл. Возможно отсутствие трех деталей — шея, волосы, один палец руки,— но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.

• 3 балла — у фигуры на рисунке есть голова, туловище, руки, ноги, которые нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни ног.

• 4 балла — примитивный рисунок головы с конечностями. Каждая конечность (достаточно лишь одной пары) изображена одной линией.

• 5 баллов — отсутствует ясное изображение туловища, рук и ног. Каракули.

 

Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще писать не умеешь. Представь, что это рисунок и попробуй ско­пировать его как можно точнее.

 

• 1 балл — срисованную ребенком фразу можно про­читать. Буквы больше образца не более чем в два раза и образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 градусов.

• 2 балла — предложение можно прочитать. Буквы по величине близ­ки к образцу, стройность букв необязательна.

• 3 балла — буквы должны быть разделены не менее чем на две груп­пы. Можно прочитать хотя бы четыре буквы.

• 4 балла — с образцом схожи хотя бы две буквы. Вся группа букв хотя бы отдаленно напоминает письмо.

• 5 баллов — каракули.

 

Здесь нарисованы точки. Попробуй сам точно так же нарисовать их на листочке.

 

• 1 балл — точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение возможно не более, чем вдвое.

• 2 балла — возможно незначительное нарушение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строки. Допустимо изобра­жение кружков вместо точек.

• 3 балла — группа точек отдаленно напоминает образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольни­ка, перевернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек (от 7 до 20).

• 4 балла — точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несуще­ственны. Другие изображения, например линии, недопустимы.

• 5 баллов — каракули.

 

Сумма результатов выполнения отдельных заданий является общим результатом исследования по этому тесту.

 

• Ребенок, получивший за выполнение всех заданий от 2 до 5 бал­лов, оценивается по уровню психомоторного развития как зрелый, то есть готовый к школе.

• 6—7 баллов — средний уровень готовности к школе, так называ­емый «зреющий». В этом случае можно говорить о благоприятном прогнозе.

• 8—9 баллов — уровень готовности к школе ниже среднего. Этот ребенок нуждается в дополнительных занятиях.

• Ребенок, получивший 10 и более баллов, оценивается как незре­лый по психомоторному развитию.