ТЕСТ КЕРНА-ИРАСЕКА
Этот тест позволяет достаточно быстро определить уровень психомоторного развития ребенка (речь, умственное развитие, умение выполнять учебную задачу, навыки изобразительной деятельности). Особенности выполнения заданий теста позволяет выявить уровень волевой организации ребенка, так как ему придется делать малопривлекательную работу в течение необходимого на ее выполнение времени.
Когда ребенок воспроизводит письменные буквы и геометрические фигуры (а для детей дошкольного возраста это исключительно абстрактные формы), выясняется, достиг ли он такого уровня психического развития, чтобы понять принцип задания «подражать образцу» и «усвоить образец».
Кроме того, задания теста дают представление о развитии мелких мышц кисти и выраженности тонкой двигательной координации, столь необходимых для становления навыков письма и совершенствования рисунка.
Тест состоит из трех заданий. Время на выполнение каждого задания не ограничено. Не торопите ребенка, пусть он покажет все, на что способен.
Нарисуй какого-нибудь дядю. Так, как ты умеешь.
Никаких дополнительных уточнений делать не надо. Помощь или исправление ошибок недопустимо.
• 1 балл — у нарисованной фигуры (мужчины) есть голова, туловище, конечности. Голову соединяет с туловищем шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы (возможно шляпа или шапка), уши. На лице — глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Должны присутствовать детали мужской одежды.
• 2 балла — выполнение всех требований, как при оценке 1 балл. Возможно отсутствие трех деталей — шея, волосы, один палец руки,— но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.
• 3 балла — у фигуры на рисунке есть голова, туловище, руки, ноги, которые нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни ног.
• 4 балла — примитивный рисунок головы с конечностями. Каждая конечность (достаточно лишь одной пары) изображена одной линией.
• 5 баллов — отсутствует ясное изображение туловища, рук и ног. Каракули.
Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще писать не умеешь. Представь, что это рисунок и попробуй скопировать его как можно точнее.
• 1 балл — срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы больше образца не более чем в два раза и образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 градусов.
• 2 балла — предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, стройность букв необязательна.
• 3 балла — буквы должны быть разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы четыре буквы.
• 4 балла — с образцом схожи хотя бы две буквы. Вся группа букв хотя бы отдаленно напоминает письмо.
• 5 баллов — каракули.
Здесь нарисованы точки. Попробуй сам точно так же нарисовать их на листочке.
• 1 балл — точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение возможно не более, чем вдвое.
• 2 балла — возможно незначительное нарушение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строки. Допустимо изображение кружков вместо точек.
• 3 балла — группа точек отдаленно напоминает образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, перевернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек (от 7 до 20).
• 4 балла — точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например линии, недопустимы.
• 5 баллов — каракули.
Сумма результатов выполнения отдельных заданий является общим результатом исследования по этому тесту.
• Ребенок, получивший за выполнение всех заданий от 2 до 5 баллов, оценивается по уровню психомоторного развития как зрелый, то есть готовый к школе.
• 6—7 баллов — средний уровень готовности к школе, так называемый «зреющий». В этом случае можно говорить о благоприятном прогнозе.
• 8—9 баллов — уровень готовности к школе ниже среднего. Этот ребенок нуждается в дополнительных занятиях.
• Ребенок, получивший 10 и более баллов, оценивается как незрелый по психомоторному развитию.