ТЕСТ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Важным показателем готовности к школе является речевое развитие ребенка. Фонематический слух, грамматический строй речи, большой лексический запас позволят ребенку хорошо понимать объяснения учителя и грамотно строить свои ответы.
Для проверки этой способности мы предлагаем задание, очень похожее на «Объяснялки» в популярной передаче «Устами младенца». Малышу предлагается объяснить значение тех или иных слов. Возможные наборы слов.
Велосипед, письмо, шапка, гвоздь, мех, герой, чесать, прыгать, кусать, острый
Автомобиль, швабра, блокнот, стул, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, тупой
Если ребенок не может объяснить значение того или иного слова словами, попросите его нарисовать или показать то, что это слово обозначает.
Представь себе, что ты встретил человека, который не знает наш язык. Тебе нужно объяснить ему, что значат слова, которые я тебе буду сейчас называть.
• Низкий уровень — если ребенок не знает значения слова или неправильно объясняет его.
• Средний уровень — если ребенок словесно описывает предмет (например, «зонтик — его берут, когда идет дождь»).
• Высокий уровень — если ребенок дает определение, которое приближается к научному. То есть в определении содержится указание на род и отдельные видовые признаки. Например: «Зонтик — это предмет, который человек раскрывает над головой, чтобы укрыться от осадков или воздействия солнечных лучей».
• Если ребенок на высоком уровне объясняет от 7 (и больше) слов
из 10 — у него хороший словарный запас.
• Если 5—7 — средний уровень развития словарного запаса.
• Меньше 4 слов — недостаточное развитие словарного запаса.