ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ
Исследование особенностей анализа и синтеза.
Ребенку зачитывают четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а четвертое — не подходит в остальным. Ребенку предлагается найти «лишнее» слово и объяснить, почему оно «лишнее».
Сейчас я прочитаю тебе четыре слова. Будь внимателен, одно из них не подходит к трем остальным. Скажи, какое слово не подходит, и объясни почему.
• Книга, портфель, чемодан, кошелек.
• Трамвай, автобус, трактор, троллейбус.
• Лодка, самокат, мотоцикл, велосипед.
• Река, мост, озеро, море.
• Полотенце, линейка, карандаш, ластик.
• Добрый, красивый, злой, веселый.
• Дедушка, учитель, папа, мама.
• Минута, секунда, час, вечер.
• Василий, Федор, Иванов, Семен.
• Телевизор, холодильник, утюг, печка.
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный 0 баллов.
• Высокий уровень развития обобщения — 10—8 баллов.
• Средний уровень развития обобщения — 7—5 баллов. Ребенок не всегда может выделить существенные признаки предметов.
• Способность к обобщению развита слабо — 4 и менее баллов.