contrast version

Занятие 9

ТЕМА «РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО»

 

Цель урока: дать представление о значении общества для чело¬века.

Дидактические материалы: раздаточный материал «Всем детям нужна...» (см. разд. VI), текст рассказа Р. Брэдбери «Каникулы» (сокращенный вариант).

 

ЭТАПЫ УРОКА

I. Практическое задание

Учитель раздает ученикам карточки раздаточного материала «Всем детям нужна...» и предлагает вставить вместо точек пропущенные бук¬вы, чтобы получились слова, перечисляющие важные для детей права.

 

II. Беседа

Учитель:

— Слышали ли вы о людях, которые живут отдельно ото всех, в одиночестве, например, в лесу, на острове? (Да, слышали.)

— Много ли таких людей? (Нет, не очень.)

Они так сами захотели — жить отдельно? (Кто-то сам, а у кого-то так вышло, работа такая.)

— А как вы думаете, скучно ли таким людям без других людей, без общества? (Наверное.)

— А кто-нибудь из вас хотел бы жить один?

— Сегодня мы обсудим, почему и зачем люди живут вместе. Но сначала я прочитаю вам историю одной семьи, как ее написал американский писатель-фантаст Р. Брэдбери.

 

«Мужчина, его жена и семилетний сынишка сидели на берегу моря и смотрели на воду.

— Мы одни, папа? — спросил мальчик.

— Да.

— И больше никого, нигде?

— Больше никого.

— А прежде на свете были люди?

— Зачем ты все время спрашиваешь? Это было не так уж давно. Ты и сам помнишь.

— Плохо помню. — Мальчик просеял между пальцами горсть песка. — Людей было столько, сколько песка тут на пляже? А что с ними случилось?

— Не знаю, — ответил мужчина, и это была правда.

...В одно прекрасное утро они проснулись, и мир был пуст. А дело было так. Как-то вечером он сидел с женой на террасе и сказал:

— А замечательно было бы... проснуться завтра — и во всем мире ни души, начинай все сначала!

— Если бы можно было сейчас нажать такую кнопку, ты бы нажал? — спросила жена.

— Наверное, да. Только без насилия. Пусть просто все исчезнет с лица Земли, оставив только саму землю, и моря, и все, что растет — цветы, траву, плодовые деревья. И животные пусть остаются. Все оставить, кроме человека, который охотится, когда не голоден, ест, когда сыт, жесток, хотя его никто не задевает.

— Но мы-то должны остаться. — Жена тихо улыбнулась.

— Хорошо было бы. — Он задумался. — Впереди сколько угодно времени. Самые длинные каникулы в истории. Только ты, я и Джим. Взять корзину с сэндвичами, три бутылки воды, дальше, как понадобится, пополнять запасы в безлюдных городах, и впереди нескончаемое лето...

Долго они сидели молча на террасе. Наконец она спросила:

— А нам не будет одиноко?

Они проснулись и услышали мягкие звуки земли, которая теперь была просто-напросто лугом, города тонули в море травы-муравы, ноготков, маргариток, вьюнков. Сначала они приняли это удивительно спокойно. Муж встал с кровати, выглянул в окно и равнодушно, словно речь шла о погоде, заметил:

— Все исчезли.

Он понял это по звукам, которых город больше не издавал. Они завтракали не торопясь, потому что мальчик еще спал, потом муж выпрямился и сказал:

— Теперь мне надо придумать, что делать.

— Что делать? — спросила жена. — Разве ты не пойдешь на работу?

— Ты все еще не веришь, да? — Он засмеялся. — Не веришь, что я не буду каждый день выскакивать из дома в десять минут девятого, что Джиму больше никогда не надо ходить в школу? Все занятия кончились! Больше никаких карандашей, никаких книг. Пошли! — И он повел ее по пустым и безмолвным улицам города. — Они не умерли, — сказал он. — Просто ушли.

— А другие города?

Он зашел в телефонную будку, набрал номер Чикаго, потом Нью-Йорка, потом Сан-Франциско. Молчание. Молчание. Молчание.

— Все, — сказал он, вешая трубку.

— Я чувствую себя виноватой, — сказала она. — Их нет, а мы остались. И... я радуюсь. ...Никакой трагедии нет. Они исчезли. И теперь мы никому и ничем не обязаны. У нас одна обязанность — быть счастливыми.

...Сейчас, сидя на берегу моря, муж рассматривал атлас и говорил:

— Через месяц, в мае, доберемся до города Сакраменто, потом двинемся в Сиэтл. Пробудем там до первого июля, июль — хороший месяц — в Вашингтоне, потом, как станет холоднее, обратно. Здесь поохотимся, там порыбачим. Когда-нибудь пойдем на лодке вниз по Миссисипи, я об этом давно мечтал. На всю жизнь хватит, не маршрут — находка...

Он смолк и хотел уже захлопнуть атлас, но что-то светлое мелькнуло в воздухе и упало на бумагу. Скатилось на песок, и получился мокрый комочек. Жена глянула на влажное пятнышко и сразу перевела взгляд на его лицо. Глаза его подозрительно блестели, и по одной щеке тянулась влажная дорожка. Она ахнула. Взяла его руку и крепко сжала. Он стиснул ее руку и, закрыв глаза, через силу заговорил:

— Хорошо, правда, если бы мы вечером легли спать, а ночью все каким-то образом вернулось на свои места. Все нелепости, шум, гам, ненависть, ужасы и кошмары, злые люди и бестолковые дети, суета, надежды, чаяния и любовь. Правда, было бы хорошо?

Она подумала, потом кивнула. И тут оба вздрогнули. Потому что между ними, держа в руке бутылку из-под воды, стоял их сын. Лицо мальчика было бледно. Свободной рукой он коснулся щеки отца там, где оставила след слезинка.

— Ты... — сказал он и вздохнул. — Тебе, папа, тоже не с кем играть?

Жена хотела что-то сказать. Муж хотел взять руку мальчика. Мальчик отскочил назад.

— Дураки! Дураки! Глупые дураки! Болваны вы, болваны!

Сорвался с места, сбежал к морю и, стоя у воды, залился слезами.

Мать хотела пойти за ним, но отец ее удержал.

— Не надо, оставь его.

И тут оба оцепенели. Потому что мальчик на берегу, не переставая плакать, что-то написал на клочке бумаги, сунув клочок в бутылку, закупорил ее железным колпачком, размахнулся, и бутылка, описав крутую блестящую дугу, упала в море.

«Что, — думала мать, — он написал на бумажке?»

Бутылка плыла по волнам. Мальчик перестал плакать. Потом он отошел от воды и остановился около родителей, глядя на них так, словно он примирился со временем, стихиями и этими людьми. Они смотрели на него, смотрели дальше, на залив и затерявшуюся в волнах светлую искорку — бутылку, в которой лежал клочок бумаги с каракулями.

«Он написал наше желание? — думала женщина. — Написал то, о чем мы сейчас говорили, нашу мечту?»

 

III. Подведение итогов

Учитель:

— Как вы думаете, ребята, что написал мальчик в своей записке? (Он просил, чтобы вернулись люди.)

— А что вы написали бы на его месте? (Наверно, то же самое.)

— Для чего люди нужны друг другу? (Одному просто не выжить, ведь нельзя в одиночку ни дом построить, ни еду запасти, ни инструменты заготовить, ничего.)

— Как можно выразить одним предложением чувства после такого рассказа? (Сказать спасибо, что человек не одинок.)

 

Занятие 10. Праздник-утренник "Играем и знакомимся с правами ребёнка"