Какие же нарушения в состоянии здоровья детей наиболее часты в дошкольном возрасте?
Более 90 % детей приходят в школу с больными зубами. Самая распространенная болезнь зубов - кариес. Помимо него может быть искривление зубов и неправильный прикус. Не стоит рассчитывать на то, что все само пройдет. Выравнивать зубы лучше начинать с 4-летнего возраста.
Приучайте детей следить за зубами, соблюдать элементарные гигиенические навыки. Ведь всем известно, что хорошие зубы - залог здоровья.
Следующая проблема - это осанка. В школу приходит более 30% детей, имеющих нарушения осанки. Приглядитесь к своему ребенку: у него прямая спинка, лопатки не выступают, живот не выпячен, одно плечо не выше другого? Часто эти нарушения родители «видят» после того, как на это укажет врач.
Нарушение осанки - это очень серьезно. Нарушение осанки сочетается с нарушением работы многих органов. Дети, имеющие нарушения осанки, как правило, страдают плохим зрением, заболеваниями органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У них обычно отмечаются повышенная утомляемость и плохое самочувствие.
Осанка - это привычное положение тела человека во время движения и покоя, умение держать свое тело. Правильная осанка формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания.
Важно, на какой постели спит ваш ребенок. Матрас должен быть жестким, он исправляет неправильное положение тела, выпрямляет спину. Не рекомендуется использовать пуховую подушку. Она слишком мягкая и задерживает много тепла, поэтому ребенок потеет. Самая лучшая подушка - плоская, желательно из пера.
Важно и то, за каким столиком занимается ваш ребенок. Не приходится ли ему тянуться к столу или скрючиваться.
Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Не усаживайте его на очень низкий стул, высоту которого вы увеличили с помощью книги. Стул должен быть придвинут к столу. Но грудь ребенка не должна упираться в край стола - это затрудняет дыхание. Не позволяйте ребенку класть под себя поджатую ногу: в таком положении полностью нарушается равновесие тела.
Затрудненное дыхание через нос, постоянно открытый рот, непроходящий насморк, периодическое воспаление среднего уха (отиты), частые ангины - все эти заболевания лор-органов не так невинны, как кажется многим родителям. Эти заболевания, затрудняющие дыхание через нос, препятствуют поступлению достаточного количества кислорода в легкие и в другие органы, особенно в головной мозг, что приводит к быстрой утомляемости, снижению работоспособности ребенка, снижению памяти и, как следствие, к комплексу школьных проблем.
Частые заболевания ангинами приводят к увеличению миндалин, иногда к образованию гнойных пробок, т.е. хроническому воспалению горла. В результате в организме ребенка образуется стойкий очаг инфекции, а последствия этого могут быть разными - от общей ослабленности организма до поражения сердечно-сосудистой системы, снижения темпов физического и психического развития. Постарайтесь позаботиться, чтобы вылечить эти заболевания до поступления в школу.
Возраст 6-7 лет совпадает с периодом функциональной неустойчивости органов зрения. В то же время начало обучения связано с сильным возрастанием нагрузки на зрение. Но 4 % детей еще до поступления в школу имеют различную степень близорукости (миопию). Однако гораздо больше детей входят в так называемую группу риска по развитию близорукости, или предмиопии. У такого ребенка имеется большой риск развития близорукости, особенно под влиянием различных неблагоприятных факторов. Если Ваш ребенок мало бывает на свежем воздухе, имеет недостаточную двигательную активность, рассматривает предметы на близком расстоянии или ослаблен частыми заболеваниями, развитие его глаз и рост могут нарушиться.
Важно, чтобы освещенность рабочего места ребенка была достаточной.
Здоровые дети, как правило, без особого труда переносят изменения привычного образа жизни. Но, к сожалению, число таких детей невелико - 20-25 %. У остальных же имеются отклонения в состоянии здоровья, и не только функциональные, но и хронические. И можно заранее предположить осложнения у этих детей в период адаптации к новой школьной жизни.