РАЗВИТАЯ РЕЧЬ - РАЗВИТЫЙ РЕБЕНОК
5-6-летний ребенок обычно может:
♦ пересказывать прочитанное;
♦ вести диалог;
♦ составить рассказ по картинкам;
♦ объяснить смысл прочитанного.
Здесь большая роль отводится взрослым, окружающим его. Дети очень точно воспроизводят не только то, что мы говорим, но и как мы это делаем. Поэтому необходимо давать ребенку правильные образцы для подражания, чтобы его речь не была полна нашими дефектами.
Не стоит смеяться над неправильным произношением ребенка или упрекать его в этом, спокойно исправляйте, давая правильный образец, постарайтесь добиться повторения (лучше это делать в игре).
Важно, чтобы перед приходом в школу ребенок умел:
♦ правильно произносить все звуки;
♦ правильно строить предложения;
♦ с выражением читать стихи;
♦ рассказывать сказки;
♦ описывать картинки;
♦ связывать начало, продолжение и конец сказки. Для этого нужна практика.
Дети 5-6 лет очень любят слушать речь взрослых, но взрослые часто не учитывают, что порог слышимости и острота слуха у них недостаточны, в 5-6 лет тоны и звуки ребенок воспринимает хуже, чем слова.
Поэтому взрослые:
♦ не должны «глотать» окончания;
♦ должны следить за своей речью;
♦ должны четко произносить все звуки;
♦ должны быть точными в эмоциональной окраске речи;
♦ должны выдерживать темп речи, доступный ребенку;
♦ должны произносить новые для ребенка слова медленно и четко.
Пригодится!
Малыш не говорит?
А вы с ним разговариваете?
Нам всем приятно опекать малыша, но нас должно насторожить, если в 2-2,5 года ребенок еще не говорит, если в 3-4 говорит невнятно, неправильно произносит многие звуки. Чем раньше Вы обратитесь за помощью к специалисту (логопеду), тем больше шансов на хороший результат.
Перед школой словарный запас детей - от 3,5 до 7 тысяч слов.
Перед школой ребенок уже может осознанно анализировать речь, если его этому научить. Можно проводить звуковой анализ, играть в слова, ловить звуки, подбирать слова-ассоциации, рифмовать, придумывать новые слова.
Развитие речи тесно связано с движением пальцев рук. Пальцы «помогают» говорить. Поэтому нужна тренировка. Лучше всего лепить из пластилина, складывать пирамидки, нанизывать бусинки, продевать шнурок через дырочки, играть с конструктором, складывать мозаику, рисовать, перебирать крупу, например рисовую, гречневую. Особенно важны такие упражнения для детей с задержкой речевой функции.