contrast version
СКОРО В ШКОЛУ!

(маленькие советы)

«Скоро в школу!» - у многих родителей все сжимается внутри, когда они слышат эту фразу. А если Ребенок идет в школу ПЕР­ВЫЙ РАЗ, то тем более...

Родители начинают думать:

❖ готов ли мой ребенок к школе?

❖ хватит ли ему усидчивости?

❖ что делать, если ребенок не любит убирать за собой?

❖ как быть, если вместо положенных крючков сын или дочь выводит каракули?

❖ обучать ли ребенка чтению?

❖ в какую школу его отдать?

❖ какую учебную программу выбрать?

 

Обнаружив, что ребенок чего-то не может, начинают искать:

❖ экспресс-студии по подготовке к школе,

❖ группы по подготовке,

❖ курсы по ... и т.п.

 

Обычно родителям обещают обучить ребенка чтению, письму, счету. Родители успокаиваются. Научат. Значит, «наш» не хуже других будет. А у ребенка начинаются слезы, упрямство, нет жела­ния идти в эту студию, где все - «экспресс» и совсем нет игры и где для всех все одинаково и неинтересно. Родитель срывается на ре­бенка - ребенок замыкается и - «ненавидит» идти в школу ...

 

Что же делать?

 

Прежде всего успокоиться и понять, что «не вы первые, не вы последние».

❖ Посмотрите на своего ребенка со стороны.

❖ Почитайте умные книги.

❖ Поиграть с ребенком в умные игры.

❖ Обратитесь к специалисту, чтобы он оценил возможности и уровень Вашего ребенка и подсказал, на что обратить внимание.

❖ Спокойно побеседуйте со своим ребёнком:

*  Расскажите о школе (не приукрашивая и не стращая).

* Поговорите о возможных взаимоотношениях со сверст­никами и учителем (не запугивая и не рисуя радужных картин).

* Вспомните радостные минуты своего школьного детства (свои огорчения).

*  Постарайтесь вспомнить свои школьные сюрпризы, по­дарки, праздники, первые положительные оценки (где и за что).

* Постарайтесь, покупая вместе все принадлежности для школы, вспомнить свой первый пенал и свою первую ручку, чернильницу-невыливайку, портфель, форму.

* Расскажите, как приятно вам было идти в школу и чув­ствовать запах свежевыкрашенных парт, тонкий запах флоксов, георгинов, роз.

* Постарайтесь дать понять Ребенку следующее:

 

«Если тебе вдруг будет трудно, я тебе обязательно помогу и обязательно тебя пойму, и мы вместе справим­ся со всеми трудностями».

❖ Для ребенка «первый раз - в школу», все равно что для нас первый раз на работу: как встретят, что скажут, а вдруг что не так сделаю, что будет, а вдруг не поймут - тревога ожи­дания, настороженность и, если вдруг действительно не поймут, боль, обида, слезы, капризность. Кто поможет нам?

❖ Кто поможет нашему Ребенку? Только мы - родные люди.

❖ Поддержите, приласкайте, погладьте (человеку необходи­мо 16 поглаживаний в день). Расскажите сказку и через игру, сказку, музыкальные образы и т.д. постарайтесь на­строить его на обучение.

 

Обратите внимание:

❖ К школе ребенка нужно готовить с рождения (а может быть, и раньше), тогда не будет паники перед школой.

❖ Лучше с самого начала запастись полезной литературой и постепенно ее читать.

❖ Желательно с рождения играть с ребенком в умные игры (игры Б.Никитина, В.Красноухова, азбуки, таблицы, до­мино, конструкторы и др.). Они универсальны и развивают умения, навыки, качества, которые необходимы в школе.

❖ Если Вы привыкли быть с книгой, Ваш ребенок будет де­лать то же самое.

❖ Если Вы рисуете вместе с ним, лепите, изобретаете, от этого двойная польза (только не делайте за него, делайте вместе).

❖ Если ребенок с детства общается с энциклопедиями, слова­рями (самыми разными), справочниками, это снимет мно­гие проблемы в школе.

❖ Если ребенок вместе с Вами бывает в музеях, на выставках, на интересных спектаклях, то это еще один «плюс».

❖ Если, гуляя с ребенком (в парке, в лесу), Вы много расска­зываете ему о растениях, птицах, животных, а также даете высказаться самому ребенку и внимательно его слушаете -это еще один «плюс». Развиваются любознательность, речь, умение слушать и пр.

❖ Если Вы умеренно смотрите телевизор, и только то, что полезно, то уберегаете своего ребенка от «рекламомании», страхов, нервного перенапряжения, рекламных шаблонов в речи, плохого зрения, недосыпания и многого другого.

❖ Если Вы даете возможность ребенку высказаться по тому или иному вопросу и стараетесь дослушать его до конца, то помогаете развиваться его речи, его логическому мышле­нию, содействуете внутренней свободе, раскрепощению.

❖ Если Вы вместе с ребенком пытаетесь выпускать газеты к праздникам (и не только), свои самодельные книжки, то Вы развиваете его творческое мышление, воображение, умение работать в коллективе и быть полезным для него.

❖ Если Вы стремитесь понять переживания и слезы Вашего ребенка, то способствуете созданию более доверительных и добрых отношений между вами.

❖ Если Ваш ребенок с удовольствием заботится о Ваших ро­дителях, то Вы воспитываете в нем не только заботливого внука, но и сына, и отца.

❖ Если Ваш ребенок не забывает о Вашем дне рождения, готовит что-то сделанное своими руками, примите это с благодарностью и любовью и поставьте на самое видное место.

❖ Если Ваш ребенок стремится в чем-то помочь Вам, пусть неуклюже и не очень аккуратно, постарайтесь принять это и оценить, так как Ваш ребенок хотел помочь Вам как мог...

 

Все это и многое-многое другое - слагаемые успешного обучения Вашего ребенка в школе.

 

Старайтесь:

❖ обойтись без «не»: не трогай - разобьешь, не делай - все равно не получится, не беги - упадешь. Не провоцируйте своего ребенка на отрицательные действия. Лучше скажи­те: «Отодвинь чашку от края», «Беги осторожно! Береги коленки!», «Попробуй! Если будет трудно, позови меня» и т.д.;

❖ обойтись без сравнения своего ребенка с другими. Сравни­вайте своего ребенка с самим собой: «Вчера ты два слова прочел, а сегодня уже три. Молодец!»;

❖не говорить о недостатках своего ребенка другим людям в его присутствии. Это только кажется, что он чем-то занят и ничего не слышит;

❖ не советоваться с людьми относительно ребенка в его присутствии;

❖ не принимать «в лоб» все то, что написано в тетрадях-«подготовишках»: «Нарисуйте 20 кружочков и 30 палочек». Учитывайте настроение ребенка, его желание заниматься, его самочувствие и то, что в данном возрасте многое лучше делать через игру.