contrast version
Что значит психологическая готовность Ребенка к школе?

Психологическая готовность ребенка к школе прежде всего означает выраженное желание учиться, узнавать новое (Ваш ребенок активно интересуется окружающим, задает вопросы, увлеченно ищет ответы сам или ждет пояснений от взрослых).

Другими словами, такое стремление к познанию называется учебной мотивацией.

Кроме того, очень важно, чтобы у будущего первоклассника бы­ла сформирована социальная позиция школьника. У Вашего ре­бенка будет больше возможностей для успешного обучения, если он:

♦ умеет общаться со сверстниками, может наладить контакты с другими детьми;

♦ способен выполнять требования взрослого (в том числе и учи­теля), т.е. не только слушает, но и слышит просьбу, указание, совет;

♦ может контролировать свое поведение, старается объяснить причины своих поступков.

 

Еще один компонент психологической готовности - новое отно­шение ребенка к себе как к школьнику. Будущее обучение должно вызывать в сыне или дочери чувство гордости, ощущение необхо­димости той полезной деятельности, которой предстоит заниматься в школе.

 

Помимо этого у будущего школьника должна быть развита во­левая сфера. Если Ваш ребенок:

♦ умеет планировать собственные действия;

♦ способен напряженно трудиться;

♦ умеет управлять своим поведением, умственной деятельностью и др. - то у него сформирована волевая готовность к школе.

 

Что делать взрослому, чтобы сформировать у ребенка волевую готовность к школе?

♦ ставить перед ребенком такую цель, которую он не только понял бы, но и принял, сделав ее своей (тогда появится и желание вы­полнить задание, достичь цели);

♦ направлять, помогать в достижении цели; оказывать помощь только тогда, когда ребенок после серьезных усилий не может справиться сам и просит о помощи взрослых;

♦ приучать ребенка не пасовать перед трудностями, верить в свои силы, возможности;

♦ воспитывать стремление к достижению результата своей дея­тельности в рисовании, играх и т.д.

 

Безусловно, большую роль играет здоровье сына или дочери. Ведь чтобы выдержать нагрузку в течение урока и, тем более, всего учебного дня, необходимы выносливость, достаточная физическая подготовка.

И, наконец, основа для успешного овладения школьной про­граммой - хорошее умственное развитие.

Без определенного запаса знаний ребенку не просто будет овла­девать школьными премудростями, получать необходимые умения и навыки, поддерживать оптимальный темп интеллектуальной деятельности.

 

Интеллектуальная готовность к школе предполагает формиро­вание у ребенка определенных умений:

♦ умения выделить учебную задачу;

♦ способности искать причины замеченного им сходства и разли­чия предметов, явлений, их новых свойств.

 

Будущий первоклассник должен не только обладать системой знаний об окружающем мире, но и уметь применять их, устанавли­вать зависимость между причиной и следствием.

К концу дошкольного периода у ребенка обычно формируется речевая сфера, к которой относятся:

♦ звукопроизношение;

♦ эмоциональная культура речи.

 

Невыразительная речь может привести к грамматическим ошибкам, пропускам слов при письме, плохому усвоению знаков препинания, трудностям при чтении и запоминании стихов. Хо­рошо, если ребенок:

♦ выражает свои мысли ясно, четко;

♦ передает связно то, что слышал, видел;

♦ умеет выделить в рассказе главное;

♦ передает рассказ по определенному плану.

 

Итак, психологическая готовность к школе включает:

♦ желание узнавать новое;

♦ способность преодолевать трудности;

♦ способность доводить начатое дело до конца; умение вступать в контакт с новыми людьми;

♦ умение организовать свое рабочее место и поддерживать поря­док на нем;

♦ развитие внимания, мышления, памяти;

♦ развитие речи.

 

Особое внимание уделяется:

♦ работе органов зрения, слуха, осязания, обоняния;

♦ развитию моторики и координации движений всего тела и осо­бенно рук (ребенок должен уметь начертить прямую линию, на­писать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и акку­ратно клеить, рисовать и т.д.);

♦ общему физическому здоровью ребенка.