contrast version

Занятие 4

ТЕМА «ПРАВО НА СЕМЬЮ»

 

Цель урока: подчеркнуть значение семьи в жизни человека.

Дидактические материалы: раздаточный материал "Помоги Оле и Пете попасть домой" (см. разд. VI) , листы плотной бумаги, поролона, другие подручные материалы для изготовления кукольных изображений членов семьи; наборы кукол, принесенные из дома или находящиеся в классе.

 

ЭТАПЫ УРОКА

I. Беседа.

Учитель:

–– Скажите, пожалуйста, кто вас больше всего любит, и без кого вам самим будет плохо жить? (Мама, папа, бабушка; дедушка, сестра, брат и др.)

–– Это ваша семья, а слово "семья" сложено из двух частичек: "семь" и "я". Конечно, не в каждой семье бывает так много человек, но главное, что ты не один, что вы все вместе и друг для друга очень много значите и делаете. Что делает для вас мама? (Провожает в школу, играет и читает, ходит в магазин за продуктами, шьет, стирает, готовит еду и вообще заботится, жалеет, ласкает и т.д.)

–– А папа? (Играет и читает, ходит в зоопарк, ездит на дачу, ремонтирует, если что-то испортится, ходит в магазин за продуктами, выносит мусор, помогает стирать, готовить и т.д.).

–– А что делает каждый из вас дома? (Играем, делает уроки, помогаем родителям  убирать, стирать, готовить).

–– Какие права есть у вас дома? (На помощь и отдых, на защиту, чтобы не били, не наказывали, не ругали.)

–– Кто защищает ваши права дома? (Родители)

–– Что они делают, чтобы защитить ваши права? (Заботятся о нас. Покупают нам продукты и одежду, книги и все, что нужно.)

–– А какие есть права у ваших родных? (Такие же, как и у нас, и у всех людей: на жизнь, на отдых, на защиту и др.)

-– А что вы можете сделать для своих родных? Представьте, что вы пришли домой, а там никого нет. Какие полезные дела вы можете выполнить, не дожидаясь родителей? (Убрать у себя в комнате свои игрушки, книги и тетради и др.).

–– Или другая ситуация: вечером ваша семья ждет гостей. Как вы можете помочь своим родителям перед их приходом? (Подмести пол на кухне, сходить в магазин).

 

II. Практическое задание.

Дети получают карточки раздаточного материала и проводят Олю и Петю по лабиринту к дому.

 

III. Игра "Моя кукольная семья".

Учитель изображает на доске и предлагает вырезать по этому образцу из бумаги или сделать из поролона (проволоки, других подручных материалов) кукол, которые будут изображать членов семьи. Фигуркам даются имена, описываются и объясняются их взаимоотношения; одна из кукол – это сам ребенок. Можно использовать наборы кукол, находящиеся в классе. Затем каждый ребенок придумывает какой-нибудь обряд или праздник, который показывает всему классу. Если нет кукол, учитель предлагает детям сделать рисунок «Моя семья – самая лучшая в мире», изобразив свой дом и своих родных.

 

IV. Подведение итогов.

Учитель:

–– На предыдущем занятии вы составляли свои «паспорта» и получили задание написать на первой страничке уменьшительные имена, которыми вас называют дома. Кто хочет прочитать эти слова?

(Дети по очереди зачитывают вои записи, а если кто-нибудь забыл написать, то вспоминает без записи.)

–– Ребята, вы еще раз убедились, как вас любят ваши родные, как они ласково с вами обращаются. Помните об этом всегда, заботьтесь о своих близких так, как они заботятся о вас, не огорчайте понапрасну. Семья – это самое дорогое, что есть у человека.