contrast version

Занятие 2

ТЕМА «ПРАВО НА ЖИЗНЬ»

 

Цель урока: дать представление о некоторых основных правах детей (на жизнь, сохранение здоровья и др.).

Дидактические материалы: тексты стихотворения Е.Благининой "Мама спит…", сказок К.Чуковского "Тараканище" и "Айболит", мяч, раздаточный материал "Спаси Олю и Петю"( см разд. IV).

 

ЭТАПЫ УРОКА

I. Игра-тренинг "Добрый великан".

Учащиеся и учитель встают в круг и берутся за руки. Учитель тихим голосом говорит:

–– Мы все — огромный добрый великан. Давайте послушаем, как он дышит. (Все прислушиваются к своему дыханию и дыханию соседей.)

–– А теперь подышим вместе! Вдох (все делают шаг назад), выдох (шаг вперед), вдох (два шага назад), выдох (два шага вперед и т.д.)

–– Но великан не только дышит. Так же четко, ровно бьется его большое доброе сердце: стук — шаг вперед; стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого большого доброго великана себе. А теперь вернемся за парты и вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии (о чистой воде и воздухе, хорошей пище, о наших правах и желаниях).

–– Как отличить право от желания? (Право — это то без чего невозможно жить всем, это правила важные для всех. Желания важны только для одного).

 

II. Психогимнастические упражнения с элементами беседы

Учитель:

–– Мы все живые. Для того чтобы жить, нам нужен свежий воздух, чистая вода, полезная еда, движение и отдых. Когда мы болеем, то обращаемся к врачу. Это наши права, без них мы не можем жить. Сейчас я расскажу и покажу вам, как соблюдаются ваши права на жизнь дома, например, право на здоровую пищу. Представьте, вы приходите после школы домой, а там пахнет борщом. Вы рады, улыбаетесь, моете и вытираете руки. Садитесь за стол, с наслаждением вдыхаете аромат борща, съедаете его и благодарите за обед. А теперь, вы попробуйте показать то же самое. (Ребята повторяют.)

–– Теперь давайте представим, что бывает, когда наше право на жизнь нарушается. Сначала я покажу, что чувствует человек, когда ему нечем дышать, а потом вы повторите за мной.

С помощью жестов и мимики учитель показывает, как выглядит человек, когда ему не хватает воздуха, а затем ребята дублируют его действия.

–– Кто хочет выйти к доске и показать, как ведет себя человек, которому хочется пить, но есть только грязная вода? Постарайтесь сделать это так, чтобы весь класс смог повторить.

Примеры того, что можно показать с помощи мимики:

А. Мне хочется есть, но холодильник пустой и нигде еды нет.

Б. Мне очень хочется спать, но вокруг шумно.

В. Я чувствую усталость, хочется отдохнуть, почитать книгу, но меня все время отвлекают.

Г. Воздух наполнен дымом, поэтому тяжело дышать и т.д.

–– А теперь представим, что мы — маленькие великаны, добрые и умелые. Что мы можем сделать дома, чтобы не нарушить права других членов семьи на жизнь и покой? (Не заставлять маму и папу волноваться, задерживаясь до темноты на улице и т.д.).

— Как помочь им дышать свежим воздухом? (Открыть форточку, выращивать цветы, пригласить на прогулку, не пылить, выбивать ковры, протирать пыль и т.д.)

— Как сделать, чтобы чистая вода понапрасну не расходовалась? (Следить за тем, чтобы был закрыт кран, не тратить воду даром и др.)

– Как дать родным возможность отдохнуть? (Играть тихо, помочь по хозяйству, поиграть с маленьким братишкой, не включать громко телевизор, лечь самому поспать и др.)

Для анализа ситуации можно прочитать стихотворение Е.А.Благининой "Посидим в тишине..."

 

Мама спит, она устала…

Ну, и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:

— Я тоже двигаться хочу!

Я бы многое хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать.

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

— Ничего, — шепнул он будто, —

Посидим и в тишине!..

 

III. Беседа

Учитель:

-– А сейчас я вам прочитаю отрывки из ваших любимых сказок.

Учитель зачитывает отрывки из сказок Корнея Чуковского "Тараканище" и "Бармалей", демонстрирует иллюстрации к ним и спрашивает:

–– Какие права могли быть нарушены у героев сказок? (Право на жизнь, потому что Тараканище  хотел съесть всех зверей в лесу, а Баомалей хотел убить Айболита).

–– А кто угрожал жизни Тани, Вани и зверей? (Крокодил, Бармалей).

–– Кто спас наших героев от смерти? (Доктор Айболит)

–– А кому вы стали бы помогать, если бы попали в сказку? (Конечно, доктору Айболиту.)

 

IV. Практическое задание

Дети получают карточки "Спаси Олю и Петю" и выполняют задание.

 

V. Подведение итогов

Учитель:

–– У людей есть много прав, но часто случаются ситуации, когда эти права  нарушаются. Права придумали люди, и мы с вами уже говорили о том, что с правами лучше жить, но эти права должны быть у всех и никто не должен их нарушать.