contrast version

 

Занятие 1

ТЕМА «ЧТО ТАКОЕ ПРАВО?»

 

Цель урока: объяснить детям значение понятия "право", его соотношение со словами "правила", "правильный".

Основные понятия: правила, права, желания.

Дидактические материалы: корзинка (коробка и т. п.), бумажные лепестки разного цвета и один большой лист ватмана или плотной бумаги; текст рассказа Э.Машковской "Маленький Великан".

 

ЭТАПЫ УРОКА

I.Знакомство

Учитель:

–– Давайте познакомимся поближе, потому что нам предстоит проводить вместе много времени. Встаньте в круг и возьмитесь за руки.  Каждый по очереди будет называть свое имя и вспоминать слово, которое начинается с той же самой буквы. Например, меня зовут Саша, а слово – сказка (Валя – весна и т.д.).

Затем учитель достает корзинку с разноцветными бумажными лепестками, предлагает каждому из ребят вытянуть из корзинки по одному лепестку и написать на нем свое имя.

–– Теперь на большом листе бумаги нарисуем сердцевину цветка и будем по очереди прикреплять свои лепестки, называя свое имя и немного рассказывая о себе.

Когда все приклеят свои листки на доску, учитель просит по одному добровольцу от каждого ряда, которым дается задание с закрытыми глазами указать пальцем на один из лепестков. Затем дети открывают глаза, видят, чье имя написано, и вспоминают, что именно тот рассказывал о себе.

 

II. Беседа

— Сегодня к нам в гости пришел Маленький Великан. Слышали ли вы когда-нибудь про маленьких великанов? (Нет).

— А про обычных великанов? (Да. Шрэк, людоед; каменный великан).

–– Что делают, какие поступки совершают обычные великаны? (Делают добро людям, помогают им, например, переносят тяжести).

–– Так вот, сегодня к нам пришел именно Маленький Великан. Хотите про него послушать? (Учитель читает рассказ Э. Машковской "Маленький Великан").

"Жил-был Великан. Все великаны были как великаны. Большие-большие. Просто огромные! А тот был маленький. Уж такой он уродился. Он приходил и говорил:

— Здравствуйте, я Великан. Но ему не верили, а только смеялись:

— Ха-ха-ха, вот шутник!

И он подумал: "Наверное, нужно доказать, что я все-таки Великан".

 

Учитель:

Ребята, что необходимо было сделать нашему герою, чтобы все поверили, что он великан? (Сшить одежду большого размера, ходить на ходулях. Приделать к рукам деревяшки, чтобы они были длиннее. Выпить элексир, как в "Алисе в стране чудес" и стать большим. Помогать людям и быть добрым с ними).

— Давайте послушаем, что было дальше, как же решил поступить наш гость: "И он стал поднимать такие тяжести, какие может поднимать только великан. И он не плакал, когда ему было больно. Это тоже могут только великаны. И он никогда не жадничал. Он был добрый, очень добрый, потому что так полагается у великанов. И вот тогда все поверили. Поверили, что он Великан.

Да! Просто он был Маленький Великан!"

 

Вопросы к детям:

–– Почему вначале Маленькому Великану не поверили? (Он был не похож на великана.)

— Почему потом поверили? (Стал поступать так, как все другие великаны: был добрым, не жадничал, помогал, не капризничал.)

— Поступал ли Маленький Великан по общим правилам великанов до того, как он решил доказать, что он великан? Как вы думаете? (Наверное, нет.)

— Вот они и не замечали, что он тоже великан. Обращали внимание только на его рост. Может быть, он был не совсем добрым, может быть, иногда жадничал?

— Какое же главное правило он понял и стал выполнять? (Быть добрым, очень добрым во всем, помогать всем, а не кому-то одному.)

— Хотели бы вы дружить с Маленьким Великаном? Или быть таким, как он? (Да.)

— Давайте продолжим путешествие с Маленьким Великаном в волшебную страну. Вот что произошло дальше: "Маленький Великан отправился в волшебную страну, где сбываются все желания, а по дороге спрашивал у встречных, что им хочется больше всего, и записывал. Долго он шел, наконец, добрался. Достал список желаний и увидел, что все ему не унести за один раз, многое придется оставить до следующего раза. Стал он думать, какие желания исполнить в первую очередь. Кате хочется новую куклу, Диме — машинку, как у Сережи, и т.д. Если их не принести, то ничего страшного не случится, без этого можно жить, немного подождать. Но есть и другие просьбы. Если их не выполнить, случится беда со всеми, невозможно будет жить никому, в том числе и Диме, и Кате, и мне, хотя мы и не просили ничего у Маленького Великана. Вот что было дальше в списке: дышать свежим воздухом, пить чистую воду, ходить в школу, иметь книжки, тетрадки, сделать так, чтобы никого не обижали, не били, не обзывали и др.

— Как вы думаете, какие желания исполнил Маленький Великан в первую очередь: чтобы было всем хорошо или кому-то одному? (Конечно, те, без которых всем нельзя жить.)

– Это правило для всех великанов, и очень правильно, что он решил сначала сделать добрые дела для всех (и для нас с вами). Вот они и называются права. Наш Маленький Великан приглашает нас всех в волшебную страну, где сбываются все мечты и желания. И сейчас у каждого есть возможность подумать, что он больше всего желает и что хотел бы очень-очень попросить у Маленького Великана. Давайте, теперь каждый назовет свое одно желание.

(Ребята по очереди говорят о своих мечтах).

–– Как вы считаете, какие наши желания исполнит наш гость в первую очередь?

–– Теперь давайте представим, что все мы — большие великаны. Выйдите из-за парт и встаньте в "круг великанов". Ведь нам хорошо вместе и мы будет делать добрые дела, правда? (Повторить хоровод с иными движениями.)

–– Хорошо быть великаном? (Да.)

 

III. Подведение итогов.

Учитель:

–– О каком правиле для всех великанов вы сегодня узнали? (Великан – это тот, кто делает добрые дела для всех, а не только для одного себя.)

–- Где никак нельзя обойтись без выполнения правил поведения? (На дорогах, на проезжей части, в транспорте, в кинотеатре, на уроке, дома на кухне и пр.)

–- Как называются правила, которые нужно выполнять всем, чтобы никто никому не мешал, всем нормально жилось, и не случалось никакой беды? (Правами).

–-В следующий раз мы подробнее поговорим о том, какие самые главные права есть у всех людей, у всех детей.