Занятие 10
Занимательное занятие, посвященное Дню прав ребенка
Цель урока: закреплять у детей понимание того, что у каждого ребенка есть полный спектр прав и у всех детей права одинаковые.
Дидактические материалы: набор карточек с написанными и нарисованными на них правами, раздаточный материал «Зашифрованная фраза», «Загляни в портфель», «Расшифруй поговорку», «Найди дорогу» (см. разд. VI).
Заключительное занятие может проводиться в форме: а) экскурсии в ближайшее учебно-воспитательное учреждение (например, детский дом, центр внешкольной работы, где работает консультативный пункт по правам ребенка, и др.); б) встречи с инспектором из рай(гор)-исполкома, членом Комиссии по делам несовершеннолетних, социальным педагогом или практическим психологом; в) занимательной игры. Педагог может сам разработать сценарий праздника-утренника или воспользоваться предложенными ниже описаниями различных игр.
К этому занятию учащиеся также могут подготовить выставку своих поделок, где экспонатами могут быть альбом-книга «Кто я?», рисунки своего дома с перечнем своих прав, рисунки класса, в которых есть «волшебные» условия для учебы; аккуратно заполненные карточки раздаточного материала «Личико», «Мой Круг Безопасности», генеалогические «деревья» и др.
I. Эстафета
Участники должны как можно быстрее передать по одной все карточки с написанными на них названиями прав в конец шеренги. Перед началом игры ведущий предупреждает игроков, что за каждое нарушение правил будет даваться дополнительная карточка или назначаться штрафное очко.
Дети становятся в две шеренги перпендикулярно партам или между партами и доской. Ведущий дает возглавляющему шеренгу первую карточку со словами, например: «У меня есть право на жизнь. А у тебя?». Взявший карточку отвечает: «И у меня тоже есть право на жизнь». Затем он передает карточку второму члену команды с теми же словами: «У меня есть право на жизнь. А у тебя?». И так до конца шеренги. Последний отвечает, собирая карточки в руку, что у него тоже есть названное право. Как только у него окажется весь набор, замыкающий поднимает его вверх. Побеждает команда, завершившая эстафету первой и с меньшим количеством штрафных очков.
II. Викторина
Примерный перечень вопросов:
• Какой международный документ закрепляет права детей?
• Как вы считаете, есть ли в мире страна, где соблюдаются все права детей?
• Какой документ закрепляет права детей в нашей стране?
• Перечислите сказки, в которых действующие лица нарушали права детей.
• Какие права должны иметь все дети?
• Какие права есть у родителей, но их нет у детей?
• Какое ваше право никогда не было нарушено?
Список вопросов учитель может по своему усмотрению продолжить.
III. Практические задания с карточками раздаточного материала «Зашифрованная фраза», «Загляни в портфель», «Расшифруй поговорку», «Найди дорогу».
IV. Маленькие инсценировки сказок и других произведений для детей, список которых дан в приложении «Права и сказки».
V. Психотренинги с песнями и танцевальными движениями.
/