contrast version

Занятие 3

ТЕМА «ПРАВО НА ЖИЗНЬ И НОРМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ»

 

Цель урока: познакомить учащихся с содержанием преамбулы Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» и раздела I «Общие положения» (статьи 1 —14).

Основные понятия: преамбула, конституция, социальная защита, принципы государственной политики, органы охраны детства.

Дидактические материалы: сокращенно-адаптированные тексты статей 1 —14 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» (см. разд. V), раздаточный материал «Соедини слова» (см. разд. VI).

 

ЭТАПЫ УРОКА

I. Игровое упражнение «Найди общее»

Если учитель приучил детей на занятиях по правам ребенка садиться в кружок, то надо образовать три микрогруппы, а если ребята сидят по рядам, то каждому ряду дается задание индивидуально или коллективно найти по пять признаков, которые их объединяют. Это может быть рост, пол, цвет одежды и т. д. Например, у всех белая кожа, в одежде есть белое и черное, у всех на столах лежат ручки и т. д. Затем представители каждой микрогруппы (ряда) перечисляют найденные общие признаки. После выполнения задания учитель говорит:

— Мы разные, но каждый из нас неповторим, хотя чем-то похож; на других. Мы помним, что у всех нас одинаковые права. А теперь давайте посмотрим, как об этом пишется в Законе Республики Беларусь «О правах ребенка».

 

II. Знакомство с сокращенно-адаптированным текстом Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»

Учитель:

— Как я уже говорил, в каждом государстве приняты свои законы. Но есть и общие, международные документы, в которых записаны права и предусмотрена ответственность людей за их нарушение. О каком очень важном документе, закрепляющем основные права людей, мы говорили на прошлом занятии? (О Всеобщей декларации прав человека.)

— В каком документе записаны права всех детей, живущих на Земле? (В Конвенции о правах ребенка.)

— Сегодня мы будем говорить о Законе Республики Беларусь «О правах ребенка», который был разработан в нашей стране после подписания Конвенции. Это было сделано не потому, что наше государство не согласно с Конвенцией, а потому, что документ адресован самым разным странам, которые живут по своим законам. Поэтому каждое государство из основных положений Конвенции выбирает то, что считает для себя самым нужным и важным. Я сейчас прочитаю вам статьи, т. е. части закона, но не совсем так, как он написан, потому что вам еще трудно будет понять содержание закона. Я буду «переводить» наш закон на «детский язык». Так делается во многих странах мира, где подписали Конвенцию и учат детей защищать свои права.

— Каждый закон начинается со вступления, которое называется преамбулой. Обычно в преамбуле объясняется, почему, зачем был принят тот или иной закон. Во вступлении к нашему Закону Республики Беларусь «О правах ребенка» написано, что он тесно связан с Конвенцией и Конституцией — основным законом нашей республики. Еще там сказано, что о детях заботится государство, причем особое внимание оно обращает на больных детей, сирот и тех, кто оказался в тяжелой жизненной ситуации.

— После вступления идет 1-й раздел, который называется «Общие положения». Здесь записано, кто считается ребенком (с какого и по какой возраст), кто особенно должен заботиться об интересах детей, потому что это входит в его рабочие обязанности. Такие работники называются инспекторами. Мы обязательно пригласим кого-нибудь из них к себе в класс, чтобы поподробнее узнать, куда и к кому надо обращаться, если права ребенка нарушаются.

В первом разделе закона записаны важнейшие права, о которых мы уже не раз вспоминали: на жизнь, на нормальные условия для развития, охрану здоровья, защиту от разного вида жестокости. Там сказано, что вы сразу после рождения стали равноправными членами государства и можете рассчитывать на его защиту. Но об этом праве, а также о праве верить или не верить в Бога, а еще о ваших обязанностях мы будем подробно говорить на других уроках.

Одно из самых важных для ребенка прав — право на жизнь. Мы много и часто говорим об этом праве, но кто из вас мне может ответить, что такое жизнь? Почему это такое важное право и в чем ценность жизни для вас?

—    Кто или что может угрожать жизни человека? (Война, болезни, преступники, отсутствие помощи родителей, врачей, смертная казнь.)

—    Давайте теперь зачитаем, что же сказано в статье 4 Закона, которая так и называется «Право на жизнь».

Учитель или один из учеников зачитывает:

«Статья 4. Право на жизнь.

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство защищает жизнь ребенка от любых противоправных посягательств.

Применение смертной казни и пожизненного заключения в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет, не допускается».

— Неотъемлемое право на жизнь означает, что это право нельзя отобрать у человека, потому что без этого права не будет и человека. Противоправные посягательства — это совершение одним человеком плохих действий по отношению к другому человеку, причинение зла, нарушение прав. Наверно, многие из вас слышали, что людей, которые совершают много плохих поступков, запрещенных законами страны, наказывают. Могут лишить свободы на какой-то срок или даже приговорить к пожизненному заключению. К самым страшным преступникам, которые причинили очень много зла, убили много людей, государство применяет смертную казнь, отнимает у них жизнь, но с детьми так поступать запрещено.

 

III. Психотренинг «Круговая беседа»

Дети усаживаются в круг и по очереди продолжают фразы:

Помощь другим важна, потому что...

Если бы я мог научить всех людей в мире одной вещи, то это было бы...

Я отличаюсь от других, потому что...

Я — как и все другие, потому что...

Я думаю, что мое имя значит... (В дальнейшем можно предложить детям с помощью родителей узнать этимологию своего имени.)

Я люблю животных, потому что...

Я люблю лето (осень, зиму, весну), потому что...

Я чувствую себя счастливым, когда...

 

IV. Практическое задание выполняется на листках раздаточного материала «Соедини слова».

 

V. Подведение итогов

Учитель:

—    Давайте еще раз повторим, что такое преамбула. (Вступление к закону.)

—    Что такое конституция? (Основной закон страны.)

—    Что такое закон? (Документ страны, в котором записаны правила поведения для всех людей, живущих в этой стране.)

—    Что такое декларация? (Международный документ с призывом ко всем странам.)

—    Что такое конвенция? (Международный документ, закон для тех стран, которые ее подписали.)

—    А как вы понимаете, что такое государство? (Территория с определенными границами, на которой живет один или несколько народов, управляемых своим правительством.)

Примечание: если дети не запомнили всех определений, они могут зачитывать ответы с листков.