contrast version

Занятие 1

ТЕМА «ПРАВО И ЗАКОН»

 

Цель урока: дать представление о законе.

Основные понятия: право, закон, государство.

Дидактические материалы: тексты «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина и «Праздника непослушания» С. В. Михалкова, Закон Республики Беларусь «О правах ребенка», раздаточный материал «Право на...» (см. разд. VI).

 

ЭТАПЫ УРОКА

I. Беседа

Учитель:

— Кто хорошо помнит «Сказку о рыбаке и рыбке» великого русского поэта А. С. Пушкина?

С помощью учеников учитель восстанавливает последовательность происходящих в сказке событий (или сам читает ее). Далее он спрашивает:

— Как менялось море, когда старик приходил с просьбой выполнить желания старухи? (Оно становилось все неспокойнее, пока совсем не разбушевалось.)

— Почему так происходило, как вы думаете? Море само по себе менялось? (Наверное, оно передавало настроение Золотой Рыбки.)

— А почему Рыбка вначале исполняла просьбы старика, хотя и сердилась, а потом вернула старуху к разбитому корыту? (Сначала старуха попросила то, что ей и в самом деле было нужно, потом ее желания стали возрастать, и в конце концов она собралась сделать Рыбку своей «служанкой на посылках».)

— Скажите, какие чувства вы испытывали бы на месте Золотой Рыбки? (Гнев, обиду и др.)

— Почему? (Старуха не имела права делать из Золотой Рыбки свою служанку.)

— И какое право Рыбки хотела нарушить старуха? (Право на свободу и личную жизнь.)

— Давайте вспомним, что такое права. (Это правила, по которым живут люди.)

— А может быть, без таких правил будет, наоборот, лучше жить, свободнее? (Вряд ли, хотя в некоторых случаях правила мешают.)

—    Давайте подумаем. Читали ли вы сказку «Праздник непослушания» С. В. Михалкова и помните ли вы, что происходит, если пропадают, исчезают правила, по которым люди живут? Давайте вспомним эту историю. Что делали ребята целый день до того, как их оставили родители? (По утрам умывались, ходили в школу и т. д.)

—    А что делали ребята целый день после того, как родители ушли из города? (Рисовали на стенах и заборах, делали все, что хотели.)

—    Почему у детей заболели горлышки, животики? (Съели очень много мороженого и сладкого.)

—    Почему это произошло? (Не стало взрослых, и никто не напоминал детям о правилах поведения.)

—    Значит, правила поведения необходимы. И права, которые связаны с правилами поведения, помогают нам жить. Какие права есть у вас? (Права на жизнь, на семью, на учебу, на нормальные условия для развития и др.)

 

II. Практическое задание ученики выполняют на карточках раздаточного материала        «Право на...».

 

III. Беседа

Учитель:

— А эти права где-нибудь записаны, как вы думаете? (Наверное, записаны.)

— Да, эти права обязательно записываются в документе, который называется законам. У разных стран и народов есть свои законы, но в них содержится много общего. Так получается потому, что у многих государств (где на территории с определенными границами живет один или несколько народов, управляемых своим правительством) цели часто бывают одинаковые: принять такие общие, обязательные для всех правила поведения (права), чтобы лучше было всем, и выполнять их. А теперь возьмите свои дневники и посмотрите, какие правила там записаны. Прочитайте их вслух.

В этом году мы познакомимся с Законом Республики Беларусь «О правах ребенка». (Учитель показывает брошюру с текстом закона или его содержание в книге.) В нем записаны правила, по которым живете вы — граждане нашей Республики Беларусь. Он поможет вам лучше узнать о своих правах, понять, как нужно их отстаивать. Вспомните, на одном из уроков мы познакомились с историей о том, как в прежние времена жили дети на территории Древнего Востока. Им приходилось не очень сладко. Но давным-давно, много тысяч лет тому назад, был такой правитель — Хаммурапи, который одним из первых понял, что детей необходимо защищать. Он запретил снимать налоги с детей, которые живут без родителей, или с сирот. И законы, которые он написал, так и назвали законами Хаммурапи.

— А сейчас давайте немного поиграем, чтобы запомнить, как надо относиться к правам друг друга, к правам других людей.

 

IV. Психотренинг «Я уважаю твое право...»

Дети становятся в круг и по очереди, глядя соседу справа в глаза, говорят, например: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник в ответ кивает головой, благодарит и говорит следующему: «Я уважаю твое право на учебу и не стану тебя отвлекать на уроке»; «Я уважаю твое право быть счастливой(ым) и не буду тебя обижать» и т. д.

 

V. Подведение итогов

Учитель:

— Сегодня мы познакомились с Законом Республики Беларусь «О правах ребенка». Он не очень большой, но очень важный для вас. На следующих занятиях мы будем говорить о том, почему этот закон приняли и что конкретно в нем написано.