Занятие 8
ТЕМА «ДОБРО И ЗЛО»
Цель урока: научить отличать хорошие поступки от плохих.
Основное понятие: правила поведения.
Дидактические материалы: сюжетные картинки, карточки красного и белого цветов, раздаточный материал «Заблудились слоги» (см. разд. VI).
ЭТАПЫ УРОКА
I. Беседа
Учитель:
— Мы с вами часто говорим и слышим о добре и зле, о поступках, которые совершали какие-то люди, например, герои художественных произведений, и о поступках, которые можно или нельзя совершать. Давайте сегодня поговорим не о других, а о себе, ведь каждый из нас живет не в одиночку, а среди людей. У нас уже раньше не раз заходила речь о том, что все мы разные: одному нравится одно, другому — другое. Как можно примирить свои вкусы и желания, чтобы жить среди людей, хорошо относиться друг к другу? (Стараться не мешать друг другу, уважать окружающих.)
— А что может помешать этому? (Чаще всего поступки людей.)
— А какие могут быть поступки? (Плохие и хорошие.)
— Почему одни поступки называют хорошими, а другие — плохими? (Плохие — это те, которые приносят вред людям, а хорошие — пользу.)
— От чего зависят поступки людей? (Больше всего от их характера.)
— Помните, в сказке «Морозко» главные герои совершали разные поступки, плохие и хорошие? Какие плохие поступки совершали мачеха и ее родная дочь? (Обижали Настеньку, выгоняли ее из дома.)
— А какие хорошие поступки совершала Настенька? (Она все делала по дому, убрала и там, куда попала.)
— Какие советы вы бы дали тем, кто совершает плохие поступки? (Подумать о людях, которым мы причинили зло, постараться изменить свое поведение и др.)
II. Практические задания
Сначала дети работают с карточками раздаточного материала «Заблудились слоги».
Затем учитель показывает ученикам различные сюжетные картинки. Дети рассматривают ситуации и поднимают белые карточки, если изображен хороший поступок, или красные карточки, если плохой. В случае расхождения мнений начинается обсуждение.
— А сейчас попробуем вместе составить правила хорошего поведения, которые помогут нам в классе совершать хорошие поступки по отношению друг к другу.
На доске записывается перечень правил, которые дети затем переносят в тетради.
— Вы дома выполняли задание, записывали свои поступки, совершенные за несколько дней. Сейчас попробуйте нарисовать картинку «Мои поступки за день», а потом по очереди расскажите о них.
III. Подведение итогов
В заключение занятия учитель предлагает дома написать в тетрадях «Советы другу», где будут перечислены самые важные, на взгляд каждого ребенка, правила поведения. Желательно оговорить их количество (их должно быть не менее трех).