contrast version
Индекс материала
Беседы
Беседа «Родина»
Беседа «Берегите хлеб»
Все страницы

Беседа «Пусть всегда будет мама»

Задачи: помочь детям задуматься об отношении к своим мамам; вы­звать желание помогать им.

Подготовка: учитель просит детей принести фотографии мам; подо­брать стихи, песни о маме; на основе фотографий выпускается газета «Наши мамы» или альбом с тем же названием. Под каждой фотографией дети в сво­бодной форме пишут о своих мамах: имя, отчество и фамилия, где работает, чем увлекается и т. д.

ХОД БЕСЕДЫ

Учитель. Ребята, посмотрите на лица ваших мам. Какие они? (От­веты детей.) Да, они разные: веселые и серьезные, задумчивые и мечта­тельные, сосредоточенные и беспечные.

А чья мама, по-вашему, самая красивая? (Ответы детей.) Вы правы: для каждого его мама самая красивая, самая лучшая.

Послушайте рассказ замечательного педагога В. А. Сухомлинского.

Самые ласковые руки

Маленькая девочка приехала с мамой в большой город. Пошли они на базар. Мама вела дочку за руку. Девочка увидела что-то интересное, от ра­дости захлопала в ладоши и потерялась в толпе. Потерялась и заплакала.

—        Мама! Где моя мама?

Люди окружили девочку и спрашивают:

Как тебя зовут, девочка?

Оля.

А как маму зовут? Скажи, мы ее сейчас же найдем.

Маму зовут... мама... мамочка...

Люди улыбнулись, успокоили девочку и снова спрашивают:

Ну скажи, какие у твоей мамы глаза: черные, голубые, синие, серые?

Глаза у нее... самые добрые...

 

А косы? Ну, волосы какие у мамы: черные, русые?

Волосы... самые красивые... Опять улыбнулись люди. Спрашивают:

—        Ну скажи, какие у нее руки... Может быть, какая-нибудь родинка у нее на руке есть, вспомни.

—        Руки у нее... самые ласковые. И объявили по радио:

«Потерялась девочка. У ее мамы самые добрые глаза, самые красивые косы, самые ласковые в мире руки». И мама тут же нашлась.

Учитель. Понравился ли вам рассказ? Чем? Как вы думаете, почему люди улыбались? Можно ли назвать их добрыми? Почему? Почему мама 1ут же нашлась? (Ответы детей.)

Вы взрослые, по сравнению с девочкой из рассказа. Вы больше можете рассказать о мамах.

Скажите, какого цвета глаза у ваших мам?

Какими они чаще бывают: грустными или веселыми?

Что радует ваших мам?

Что их огорчает? От чего грустнеют их глаза?

Расскажите, из-за чего последний раз была огорчена ваша мама?

Что надо делать, чтобы поменьше огорчать маму, а побольше радовать?

Что волнует ваших мам?

(Во время ответов на вопросы и их обсуждения учитель подчеркивает, что много волнений, огорчений доставляют мамам их дети: болезни, кап­ризы, непослушание, невнимание и т. д.)

—        Как вы понимаете фразу: «Маму надо любить»? Учащиеся. Относиться к ней внимательно и заботливо, беречь ее

здоровье, чутко относиться к ее душевному состоянию, поскольку многие болезни возникают от сильных волнений, переживаний, на деле проявлять свою любовь.

Учитель. Последнее правило я проиллюстрирую Опять рассказом В. А: Сухомлинского.

дочь

Было у Матери семь дочерей. Поехала однажды Мать в гости к сыну, а сын жил далеко-далеко. Возвратилась Мать домой через месяц. Когда она вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучи­лись по Матери.

Я соскучилась по тебе, как маков цветок по солнечному лучу, — ска­зала первая дочь.

Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, — промолвила вто­рая дочь.

Я плакала о тебе, как маленький птенец плачет о птичке...— провор­ковала третья дочь.

окружающей среды? Для начала стоит привести в порядок ближайшую маленькую речку, родничок, участок леса. И мир вокруг станет прекраснее! Конечно, этих детей можно назвать настоящими патриотами — патриотами своего родного края, потому что они на практике заботятся о нем, делая свою землю еще более прекрасной.




Беседа «Родина»

Учитель. Сегодня мы будем говорить об очень важных словах и по­нятиях. Важных не только для вас, но и для всех людей в нашей стране. У каждого из вас есть мама — близкая, родная, любимая. А у всех людей нашей страны есть общая мать, которую мы называем словом «Родина». Что оно означает? Вы работали со словарями, поделитесь со всеми, что вы узнали.

Учащиеся. Слово «Родина» имеет два значения: 1: Отечество,
родная страна. 2. Место рождения кого-то. Произошло оно от славянского
слова «род» — поколение, происхождение, семья.     

Учитель. А какие слова близки им по происхождению?

Учащиеся. Родной, родник, родитель, родить, родимый ...

 

Учитель. Какие все родные слова! Значит, Родина — это что-то родное для каждого, как, например, родители. Сегодня мы будем говорить о родине как о месте, где вы родились. Это место называют «малой роди­ной». Расскажите о своей малой родине.

(Дети рассказывают о том, где они родились, что для них является ма­лой родиной).

Из ваших рассказов выясняется, что малая родина для вас — это род­ной дом, семья, родители, двор, где вы играете стоварищами, улица, на которой находится ваш дом, город (село), где вы родились и живете, люди, которые вас окружают, школа, где вы учитесь. Все это малая родина чело­века. Именно она встает перед глазами, когда мы слышим слово «Родина». И у каждого она своя, личная.

Об этом писал во время войны поэт К. Симонов:

...Ты знаешь, наверное, все-таки Родина — Не дом городской, где я празднично жил,, А эти проселки, что дедами пройдены, С простыми крестами их русских могил... {

Именно малая родина остается надолго в душе человека, и он вспоми­нает ее, когда находится вдали от родного дома. Послушайте рассказ Васи­лия Александровича Сухомлинского.

Это родина

Это было в далекой южной стране — Египте. Из России, Беларуси и дру­гих республик приехали люди, чтобы построить гидроэлектростанцию на самой большой реке — Ниле.

На стройку приехали инженеры, техники, рабочие. Поехал и отец Коли, инженер-строитель. С отцом поехали мама и Коля.

Пала, мама и Коля поселились в большом доме. Коля стал учиться в тре­тьем классе: на стройке открыли школу для приехавших ребят.

За поселком, в котором жил Коля, начиналась пустыня. А берега Нила были зеленые. Над рекой росли стройные пальмы. И река, и пальмы, и ди­ковинные птицы — все это было очень красиво, но все это казалось Коле чужим и далеким. Его тянуло на родину. Он не мог забыть курских ролей и садов, зеленых лугов и соловьиной песни.

Однажды на уроке учительница прочитала стихотворение: Где зори маковые вянут, Как жар забытого костра... Где в голубом рассвете тонут Зеленокудрые леса, Где луг еще косой не тронут, Где васильковые глаза...

Коля затаил дыхание, вслушиваясь в стихи. Он тихо шептал, повторяя слова, в которых, казалось ему, звенит песня жаворонка и чувствуется аро­мат луговых трав. В классе было девять учеников — четыре мальчика и пять девочек — и каждому хотелось прочитать эти изумительные стихи. Один за другим ученики читали стихотворение, и каждый раз оно звучало, как новая песня, потому что пел ее новый певец.

Когда стихотворение прочитали все дети, Коля спросил:

Почему в этих стихах так красиво звучат слова? Почему хочется еще раз повторить стихотворение?

Потому что это песня о Родине. О нашей далекой, милой, любимой Родине.

Учительница взяла из шкафа большую книгу и открыла ее. Дети уви­дели между страниц книги засушенный листок полыни. Листок запах так сильно, что детям подумалось: они в родной степи.

—        Это тоже Родина, — тихо сказала учительница.

Учитель. Как вы думаете, почему дети так проникновенно читали стихотворные строки?

Учащиеся. Потому что Родина была далеко-далеко, и дети по ней скучали. Потому что каждый представлял свою родину.

Учитель. Посмотрите на рисунки и фотографии. Каждый из вас запечатлел уголок родимой земли. Расскажите нам о них.

(Дети показывают свои рисунки и фотографии и рассказывают, что именно на них изображено).

Есть еще два понятия, связанные с нашей темой. Послушаем тех, кто работал со словарями.

(На доске открывается запись:ПАТРИОТ, ПАТРИОТИЗМ.)

Учитель. К сожалению, недостаток времени не позволяет нам услышать о других достопримечательностях Беларуси. Но, я думаю, вы захотите продолжить знакомство с историей, географией, досторимеча-тельностями городов Республики. А закончить наше КТД мне хочется стихами замечательного белорусского писателя Владимира Короткевича: Дзе мой край? Там, дзе вечную песню паеБелавежа, Там, дзе Неман на захадзепомшцьварожуюкроу, Дзе на ^звышшахНаваградсмхдрэмлюцьсуровыявежы I вшневыя хаты глядзяцца у шыроиДняпро.

На следующий день — обсуждение: «Что получилось?», «Что не полу­чилось?», «Что нового узнали?», «Как себя чувствовали?», «Что понрави­лось больше всего?», «Каковы предложения на будущее?».

Результатом КТД может быть организация библиотечки научно-по­знавательной литературы о Беларуси и рекомендация ознакомиться с ней. Возможно, проведенное дело даст толчок к проявлению интереса к сво­ей стране.




Беседа «Берегите хлеб»

Задачи: уточнить представления учащихся о труде людей, которые вы­ращивают хлеб; воспитывать уважительное отношение к хлебу; подвести детей к пониманию важности и необходимости труда хлеборобов.

. Подготовка: учащиеся знакомятся с иллюстрациями картин Д.. Плас­това «Жатва» и М. Савицкого «Зерно», «Хлеб», подбирают пословицы и по­говорки о хлебе и тружениках сельского хозяйства.

Оборудование: герб Республики Беларусь, хлебные изделия, плакаты с пословицами и поговорками о хлебе.

ХОД БЕСЕДЫ           

Учитель. Объясните значение пословиц и поговорок о хлебе: «Хлеб — батюшка, вода — матушка», «Худ обед, когда хлеба нет». (От­веты детей.)" ;-

Хлеб — главное богатство. Долг каждого человека — беречь хлеб, уважительно относиться к тем, кто его выращивает. Послушайте рассказ И. Токмаковой.

Кем быть?

«Хлеб — всему голова» — говорят у нас в народе.

Почему' это так? Потому что человек может обойтись без многого, а без хлеба — не может.

Вы подумаете: о чем же здесь говорить? Пойди в магазин и купи — хлеб у нас стоит дешево. И редко кто из вас думает, как много труда требу­ется, чтобы хлеб посеять и убрать, прежде чем он окажется у нас на столе в виде мягкого, душистого батона или калача.

Ни днем, ни ночью не уходят с полей хлеборобы-механизаторы во вре­мя сева и в дни уборки урожая. Есть у наших колхозов и совхозов чудесные машины-комбайны. Они помогают хлеборобам. Только сама машина ниче­го не сделает, пока не поведет ее по хлебному полю, как корабль по морю, умелая и неутомимая рука комбайнера. Нелегкая работа у хлебороба-меха­низатора. Нелегкая, но радостная. Разве не радость накормить хлебом свой народ, чтобы всем сытно жилось и хорошо работалось в родной стране?

Учитель. Почему в народе говорят «Хлеб — всему голова»? Чем
важна работа хлеборобов? Почему работу хлеборобов можно назвать радостной? (Ответы детей.)

Расскажите о профессиях людей, которые помогают выращивать хлеб.
(Ответы детей.)

Люди самых разных профессий помогают выращивать хлеб. Труд хле­бороба продолжают шоферы, которые на автомобилях отвозят убранное юрно в зернохранилище. Оттуда зерно поступает на мукомольные заводы. )десь трудятся мукомолы. Готовую муку на специальных машинах перево­зят на хлебозаводы, где работают пекари. Отсюда свежий, ароматный хлеб поступает в магазины, где трудятся продавцы. И только после этого хлеб попадает к нам на стол.

(Учитель предлагает рассмотреть герб Республики Беларусь.)

Что на нем изображено? (Ответы детей.)

Чем являются колосья, изображенные на нашем гербе?

(Обобщая ответы детей, учитель приходит к выводу: колосья, изобра­женные на гербе, являются символом плодородия и щедрости нашей земли.) Учитель. Послушайте рассказ М. Глинской.

Хлеб

Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу. Гриша ел хлеб. Он был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.

Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил:

Кто хлеб бросил?

Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал:

Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко. Дядя Матвей с укоризной посмотрел и сказал:

Я Звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты... Гриша заплакал:

Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался...

—        Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор. — Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя ра­бота, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел.

Гриша утер слезы и сказал ребятам:

Я тот хлеб сейчас съем.

Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно.

Куда же теперь хлеб девать?

В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.

—        Отдай хлеб Лыске, — предложила Нюра.

Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: «Давай еще!», «Ах! Ах, как вкусно».

Учитель. Почему Гриша бросил хлеб на землю?

—        Как вы оцениваете поступок мальчика? Почему?

Учащиеся. Патриот — это человек, горячо любящий что-нибудь. Например, патриот Родины. Патриот города. Патриотизм — преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу. Например, патриотизм вои­нов, патриотизм детей во время войны.

Учитель. Само слово «патриотизм» произошло от греческого patris — родина, отечество.

Особенно ярко это прекрасное человеческое качество проявилось во время войны. Его проявляли воины, защищавшие родную страну, прояв­ляли те, кто дни и ночи трудился в тылу: делал оружие, танки, самолеты, выращивал хлеб.

А какими патриотами были дети — почти ваши ровесники! О них вам расскажут ребята, которые искали материал для беседы в газете «Зорька».

1-й ученик. Пионеры 4-й оршанской школы восстанавливают историю дружины школы. До 1987 г. она носила имя Нины Муравьевой.

В годы Великой Отечественной войны фашисты узнали, что в доме у Му­равьевых хранилась рация. Гитлеровцы ворвались в дом с обыском. Случай­но из шкафа выпал сверток, в котором Нина прятала пионерский галстук. Девочку долго допрашивали, хотели выведать, где находится радиопередат­чик, но, не добившись ответа, расстреляли.

На деньги, вырученные от сдачи макулатуры и металлолома, пионеры заказали памятник на могилу отважной девочки.

2-й ученик. Вот что рассказывает боец Батальона белорусских орлят Зоя Владимировна Васильева:

«Поезд, на котором я ехала в эвакуацию из Минска, под Борисовом раз­бомбили. Взрывной волной меня, одиннадцатилетнюю девочку, выбросило на железнодорожное полотно. В деревне Пинское, недалеко от станции жили мои родственники. Добралась до них, и здесь впервые увидела фашистов. .

В октябре 1942 г. я стала партизанской связной. Выполняла разные за­дания: разведывала, сколько в гарнизоне гитлеровцев, сколько у них ору­жия, распространяла листовки. Однажды пошла на задание в Минск и попа­ла в облаву. А в ведерке у меня оставались булочки, начиненные листовками. Что делать? Если немцы их найдут — меня ждет смерть. По дороге в жан­дармерию я незаметно съела все булочки, а на допросе показала гитлеровцу пустое ведро, и меня отпустили. До сих пор помню, как трудно было переже­вывать бумагу...»

3-й ученик. Саша Шеменков, когда началась война, только-только закончил второй класс. Ему было 10 лет. Отец его ушел в партизаны, а маль­чик стал связным. Он ловко обводил немцев вокруг пальца. То ходил по селам с торбочкой и «слезно просил у сердобольных тетенек что-нибудь поесть». То отправлялся с лукошком по грибы или ягоды. А сам в это время внимательно наблюдал за фашистами и все запоминал. Записывать было нельзя. А вдруг поймают!

Однажды с другими мальчишками собрали на поле боя оружие, парти­заны прислали им подводу. Погрузили оружие и поехали в лес, в отряд. Но ни дороге их ждала засада. Саше хорошо было видно, что немцев много. Что делать? Сообразительные мальчишки мигом забрались в подбитый не­мецкий танк, навели уцелевшую пушку в сторону фрицев и пальнули.

Подвода с оружием тогда доехала до отряда, а вот юных смельчаков немцы схватили. Долго били, пытали и вечером заперли в сарай, чтобы утром расстрелять. Чудом спаслись меленькие герои, выбравшись из пле­на через крышу.

Потом Саша участвовал во многих боевых операциях: пускал под от­кос поезда, выводил из строя телефонную связь, взрывал мосты. Получил много орденов и медалей. Стал сыном полка, с которым воевал до Победы.

Учитель. Во время Великой Отечественной войны рядом со взрос­лыми воевали и дети: юнгами на кораблях, сыновьями полков, сыновья­ми и дочерьми партизанских отрядов. В истории осталось: дети-воины не предавали и не дезертировали. В трудный для страны час они вели себя достойно, т. к. были настоящими патриотами.

Вы скажете, что это война. Миллионы людей совершали подвиги, и дети не были исключением. А в наше время ребятам есть где проявить патрио­тизм? (Ответы детей.)

Чтобы основательно ответить на этот вопрос, давайте опять послуша­ем сообщения наших пресс-информаторов, которые знакомились с матери­алами газеты «Зорька».

Учащиеся. Мы нашли много интересных материалов о ребятах, которые спасают природу своего родного края. В «Зорьке» есть рубрика — «Клуб "Родничок"». В ней помещаются стихи, написанные ребятами, их рассказы о животных и растениях, сообщения о делах юных экологов.

Вот несколько таких сообщений:

Школьники Болбасовской школы взяли шефство над шмелями. От количества этих насекомых зависит урожайность клевера на семена,.- но шмели стали исчезать из-за распашки лугов и разрушения мест их;при-вычного гнездования. Ребята построили специальные домики-шмелятники и наблюдают за насекомыми.

Юные экологи из Клюковской школы Оршанского района и Орло-вичской школы — активные участники Республиканского экологического проекта «Малым рекам — нашу большую заботу». Они не только очистили речки, протекающие вблизи их деревень, но и заставили местных жителей задуматься о том, хорошо ли они делают, засоряя берега малых рек. Ребята изучили все места загрязнения своих речек и представили все данные взрос­лым — местному начальству для принятия мер.

Учитель. Часто люди задают себе вопрос: как может один чело­век или группа энтузиастов решить глобальную проблему загрязнения

Подобрать рассказы (очерки) из газеты «Зорька», в которых сооб­щается о том, как белорусские ребята заботятся о тех местах, где они живут, о ребятах-участниках Великой Отечественной войны.

Найти в словарях (толковом, иностранных слов, энциклопедическом) значение слов: «Родина», «патриот», «патриотизм».

(Первое и второе задание выполняют несколько микрогрупп.)