Индекс материала |
---|
Беседы |
Беседа «Родина» |
Беседа «Берегите хлеб» |
Все страницы |
Беседа «Берегите хлеб»
Задачи: уточнить представления учащихся о труде людей, которые выращивают хлеб; воспитывать уважительное отношение к хлебу; подвести детей к пониманию важности и необходимости труда хлеборобов.
. Подготовка: учащиеся знакомятся с иллюстрациями картин Д.. Пластова «Жатва» и М. Савицкого «Зерно», «Хлеб», подбирают пословицы и поговорки о хлебе и тружениках сельского хозяйства.
Оборудование: герб Республики Беларусь, хлебные изделия, плакаты с пословицами и поговорками о хлебе.
ХОД БЕСЕДЫ
Учитель. Объясните значение пословиц и поговорок о хлебе: «Хлеб — батюшка, вода — матушка», «Худ обед, когда хлеба нет». (Ответы детей.)" ;-
Хлеб — главное богатство. Долг каждого человека — беречь хлеб, уважительно относиться к тем, кто его выращивает. Послушайте рассказ И. Токмаковой.
Кем быть?
«Хлеб — всему голова» — говорят у нас в народе.
Почему' это так? Потому что человек может обойтись без многого, а без хлеба — не может.
Вы подумаете: о чем же здесь говорить? Пойди в магазин и купи — хлеб у нас стоит дешево. И редко кто из вас думает, как много труда требуется, чтобы хлеб посеять и убрать, прежде чем он окажется у нас на столе в виде мягкого, душистого батона или калача.
Ни днем, ни ночью не уходят с полей хлеборобы-механизаторы во время сева и в дни уборки урожая. Есть у наших колхозов и совхозов чудесные машины-комбайны. Они помогают хлеборобам. Только сама машина ничего не сделает, пока не поведет ее по хлебному полю, как корабль по морю, умелая и неутомимая рука комбайнера. Нелегкая работа у хлебороба-механизатора. Нелегкая, но радостная. Разве не радость накормить хлебом свой народ, чтобы всем сытно жилось и хорошо работалось в родной стране?
Учитель. Почему в народе говорят «Хлеб — всему голова»? Чем
важна работа хлеборобов? Почему работу хлеборобов можно назвать радостной? (Ответы детей.)
Расскажите о профессиях людей, которые помогают выращивать хлеб.
(Ответы детей.)
Люди самых разных профессий помогают выращивать хлеб. Труд хлебороба продолжают шоферы, которые на автомобилях отвозят убранное юрно в зернохранилище. Оттуда зерно поступает на мукомольные заводы. )десь трудятся мукомолы. Готовую муку на специальных машинах перевозят на хлебозаводы, где работают пекари. Отсюда свежий, ароматный хлеб поступает в магазины, где трудятся продавцы. И только после этого хлеб попадает к нам на стол.
(Учитель предлагает рассмотреть герб Республики Беларусь.)
Что на нем изображено? (Ответы детей.)
Чем являются колосья, изображенные на нашем гербе?
(Обобщая ответы детей, учитель приходит к выводу: колосья, изображенные на гербе, являются символом плодородия и щедрости нашей земли.) Учитель. Послушайте рассказ М. Глинской.
Хлеб
Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу. Гриша ел хлеб. Он был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.
Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил:
Кто хлеб бросил?
Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал:
Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко. Дядя Матвей с укоризной посмотрел и сказал:
Я Звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты... Гриша заплакал:
Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался...
— Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор. — Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел.
Гриша утер слезы и сказал ребятам:
Я тот хлеб сейчас съем.
Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно.
Куда же теперь хлеб девать?
В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.
— Отдай хлеб Лыске, — предложила Нюра.
Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: «Давай еще!», «Ах! Ах, как вкусно».
Учитель. Почему Гриша бросил хлеб на землю?
— Как вы оцениваете поступок мальчика? Почему?
Учащиеся. Патриот — это человек, горячо любящий что-нибудь. Например, патриот Родины. Патриот города. Патриотизм — преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу. Например, патриотизм воинов, патриотизм детей во время войны.
Учитель. Само слово «патриотизм» произошло от греческого patris — родина, отечество.
Особенно ярко это прекрасное человеческое качество проявилось во время войны. Его проявляли воины, защищавшие родную страну, проявляли те, кто дни и ночи трудился в тылу: делал оружие, танки, самолеты, выращивал хлеб.
А какими патриотами были дети — почти ваши ровесники! О них вам расскажут ребята, которые искали материал для беседы в газете «Зорька».
1-й ученик. Пионеры 4-й оршанской школы восстанавливают историю дружины школы. До 1987 г. она носила имя Нины Муравьевой.
В годы Великой Отечественной войны фашисты узнали, что в доме у Муравьевых хранилась рация. Гитлеровцы ворвались в дом с обыском. Случайно из шкафа выпал сверток, в котором Нина прятала пионерский галстук. Девочку долго допрашивали, хотели выведать, где находится радиопередатчик, но, не добившись ответа, расстреляли.
На деньги, вырученные от сдачи макулатуры и металлолома, пионеры заказали памятник на могилу отважной девочки.
2-й ученик. Вот что рассказывает боец Батальона белорусских орлят Зоя Владимировна Васильева:
«Поезд, на котором я ехала в эвакуацию из Минска, под Борисовом разбомбили. Взрывной волной меня, одиннадцатилетнюю девочку, выбросило на железнодорожное полотно. В деревне Пинское, недалеко от станции жили мои родственники. Добралась до них, и здесь впервые увидела фашистов. .
В октябре 1942 г. я стала партизанской связной. Выполняла разные задания: разведывала, сколько в гарнизоне гитлеровцев, сколько у них оружия, распространяла листовки. Однажды пошла на задание в Минск и попала в облаву. А в ведерке у меня оставались булочки, начиненные листовками. Что делать? Если немцы их найдут — меня ждет смерть. По дороге в жандармерию я незаметно съела все булочки, а на допросе показала гитлеровцу пустое ведро, и меня отпустили. До сих пор помню, как трудно было пережевывать бумагу...»
3-й ученик. Саша Шеменков, когда началась война, только-только закончил второй класс. Ему было 10 лет. Отец его ушел в партизаны, а мальчик стал связным. Он ловко обводил немцев вокруг пальца. То ходил по селам с торбочкой и «слезно просил у сердобольных тетенек что-нибудь поесть». То отправлялся с лукошком по грибы или ягоды. А сам в это время внимательно наблюдал за фашистами и все запоминал. Записывать было нельзя. А вдруг поймают!
Однажды с другими мальчишками собрали на поле боя оружие, партизаны прислали им подводу. Погрузили оружие и поехали в лес, в отряд. Но ни дороге их ждала засада. Саше хорошо было видно, что немцев много. Что делать? Сообразительные мальчишки мигом забрались в подбитый немецкий танк, навели уцелевшую пушку в сторону фрицев и пальнули.
Подвода с оружием тогда доехала до отряда, а вот юных смельчаков немцы схватили. Долго били, пытали и вечером заперли в сарай, чтобы утром расстрелять. Чудом спаслись меленькие герои, выбравшись из плена через крышу.
Потом Саша участвовал во многих боевых операциях: пускал под откос поезда, выводил из строя телефонную связь, взрывал мосты. Получил много орденов и медалей. Стал сыном полка, с которым воевал до Победы.
Учитель. Во время Великой Отечественной войны рядом со взрослыми воевали и дети: юнгами на кораблях, сыновьями полков, сыновьями и дочерьми партизанских отрядов. В истории осталось: дети-воины не предавали и не дезертировали. В трудный для страны час они вели себя достойно, т. к. были настоящими патриотами.
Вы скажете, что это война. Миллионы людей совершали подвиги, и дети не были исключением. А в наше время ребятам есть где проявить патриотизм? (Ответы детей.)
Чтобы основательно ответить на этот вопрос, давайте опять послушаем сообщения наших пресс-информаторов, которые знакомились с материалами газеты «Зорька».
Учащиеся. Мы нашли много интересных материалов о ребятах, которые спасают природу своего родного края. В «Зорьке» есть рубрика — «Клуб "Родничок"». В ней помещаются стихи, написанные ребятами, их рассказы о животных и растениях, сообщения о делах юных экологов.
Вот несколько таких сообщений:
Школьники Болбасовской школы взяли шефство над шмелями. От количества этих насекомых зависит урожайность клевера на семена,.- но шмели стали исчезать из-за распашки лугов и разрушения мест их;при-вычного гнездования. Ребята построили специальные домики-шмелятники и наблюдают за насекомыми.
Юные экологи из Клюковской школы Оршанского района и Орло-вичской школы — активные участники Республиканского экологического проекта «Малым рекам — нашу большую заботу». Они не только очистили речки, протекающие вблизи их деревень, но и заставили местных жителей задуматься о том, хорошо ли они делают, засоряя берега малых рек. Ребята изучили все места загрязнения своих речек и представили все данные взрослым — местному начальству для принятия мер.
Учитель. Часто люди задают себе вопрос: как может один человек или группа энтузиастов решить глобальную проблему загрязнения
Подобрать рассказы (очерки) из газеты «Зорька», в которых сообщается о том, как белорусские ребята заботятся о тех местах, где они живут, о ребятах-участниках Великой Отечественной войны.
Найти в словарях (толковом, иностранных слов, энциклопедическом) значение слов: «Родина», «патриот», «патриотизм».
(Первое и второе задание выполняют несколько микрогрупп.)