contrast version
Индекс материала
Беседы
Беседа «Родина»
Беседа «Берегите хлеб»
Все страницы


Беседа «Берегите хлеб»

Задачи: уточнить представления учащихся о труде людей, которые вы­ращивают хлеб; воспитывать уважительное отношение к хлебу; подвести детей к пониманию важности и необходимости труда хлеборобов.

. Подготовка: учащиеся знакомятся с иллюстрациями картин Д.. Плас­това «Жатва» и М. Савицкого «Зерно», «Хлеб», подбирают пословицы и по­говорки о хлебе и тружениках сельского хозяйства.

Оборудование: герб Республики Беларусь, хлебные изделия, плакаты с пословицами и поговорками о хлебе.

ХОД БЕСЕДЫ           

Учитель. Объясните значение пословиц и поговорок о хлебе: «Хлеб — батюшка, вода — матушка», «Худ обед, когда хлеба нет». (От­веты детей.)" ;-

Хлеб — главное богатство. Долг каждого человека — беречь хлеб, уважительно относиться к тем, кто его выращивает. Послушайте рассказ И. Токмаковой.

Кем быть?

«Хлеб — всему голова» — говорят у нас в народе.

Почему' это так? Потому что человек может обойтись без многого, а без хлеба — не может.

Вы подумаете: о чем же здесь говорить? Пойди в магазин и купи — хлеб у нас стоит дешево. И редко кто из вас думает, как много труда требу­ется, чтобы хлеб посеять и убрать, прежде чем он окажется у нас на столе в виде мягкого, душистого батона или калача.

Ни днем, ни ночью не уходят с полей хлеборобы-механизаторы во вре­мя сева и в дни уборки урожая. Есть у наших колхозов и совхозов чудесные машины-комбайны. Они помогают хлеборобам. Только сама машина ниче­го не сделает, пока не поведет ее по хлебному полю, как корабль по морю, умелая и неутомимая рука комбайнера. Нелегкая работа у хлебороба-меха­низатора. Нелегкая, но радостная. Разве не радость накормить хлебом свой народ, чтобы всем сытно жилось и хорошо работалось в родной стране?

Учитель. Почему в народе говорят «Хлеб — всему голова»? Чем
важна работа хлеборобов? Почему работу хлеборобов можно назвать радостной? (Ответы детей.)

Расскажите о профессиях людей, которые помогают выращивать хлеб.
(Ответы детей.)

Люди самых разных профессий помогают выращивать хлеб. Труд хле­бороба продолжают шоферы, которые на автомобилях отвозят убранное юрно в зернохранилище. Оттуда зерно поступает на мукомольные заводы. )десь трудятся мукомолы. Готовую муку на специальных машинах перево­зят на хлебозаводы, где работают пекари. Отсюда свежий, ароматный хлеб поступает в магазины, где трудятся продавцы. И только после этого хлеб попадает к нам на стол.

(Учитель предлагает рассмотреть герб Республики Беларусь.)

Что на нем изображено? (Ответы детей.)

Чем являются колосья, изображенные на нашем гербе?

(Обобщая ответы детей, учитель приходит к выводу: колосья, изобра­женные на гербе, являются символом плодородия и щедрости нашей земли.) Учитель. Послушайте рассказ М. Глинской.

Хлеб

Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу. Гриша ел хлеб. Он был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.

Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил:

Кто хлеб бросил?

Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал:

Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко. Дядя Матвей с укоризной посмотрел и сказал:

Я Звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты... Гриша заплакал:

Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался...

—        Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор. — Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя ра­бота, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел.

Гриша утер слезы и сказал ребятам:

Я тот хлеб сейчас съем.

Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно.

Куда же теперь хлеб девать?

В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.

—        Отдай хлеб Лыске, — предложила Нюра.

Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: «Давай еще!», «Ах! Ах, как вкусно».

Учитель. Почему Гриша бросил хлеб на землю?

—        Как вы оцениваете поступок мальчика? Почему?

Учащиеся. Патриот — это человек, горячо любящий что-нибудь. Например, патриот Родины. Патриот города. Патриотизм — преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу. Например, патриотизм вои­нов, патриотизм детей во время войны.

Учитель. Само слово «патриотизм» произошло от греческого patris — родина, отечество.

Особенно ярко это прекрасное человеческое качество проявилось во время войны. Его проявляли воины, защищавшие родную страну, прояв­ляли те, кто дни и ночи трудился в тылу: делал оружие, танки, самолеты, выращивал хлеб.

А какими патриотами были дети — почти ваши ровесники! О них вам расскажут ребята, которые искали материал для беседы в газете «Зорька».

1-й ученик. Пионеры 4-й оршанской школы восстанавливают историю дружины школы. До 1987 г. она носила имя Нины Муравьевой.

В годы Великой Отечественной войны фашисты узнали, что в доме у Му­равьевых хранилась рация. Гитлеровцы ворвались в дом с обыском. Случай­но из шкафа выпал сверток, в котором Нина прятала пионерский галстук. Девочку долго допрашивали, хотели выведать, где находится радиопередат­чик, но, не добившись ответа, расстреляли.

На деньги, вырученные от сдачи макулатуры и металлолома, пионеры заказали памятник на могилу отважной девочки.

2-й ученик. Вот что рассказывает боец Батальона белорусских орлят Зоя Владимировна Васильева:

«Поезд, на котором я ехала в эвакуацию из Минска, под Борисовом раз­бомбили. Взрывной волной меня, одиннадцатилетнюю девочку, выбросило на железнодорожное полотно. В деревне Пинское, недалеко от станции жили мои родственники. Добралась до них, и здесь впервые увидела фашистов. .

В октябре 1942 г. я стала партизанской связной. Выполняла разные за­дания: разведывала, сколько в гарнизоне гитлеровцев, сколько у них ору­жия, распространяла листовки. Однажды пошла на задание в Минск и попа­ла в облаву. А в ведерке у меня оставались булочки, начиненные листовками. Что делать? Если немцы их найдут — меня ждет смерть. По дороге в жан­дармерию я незаметно съела все булочки, а на допросе показала гитлеровцу пустое ведро, и меня отпустили. До сих пор помню, как трудно было переже­вывать бумагу...»

3-й ученик. Саша Шеменков, когда началась война, только-только закончил второй класс. Ему было 10 лет. Отец его ушел в партизаны, а маль­чик стал связным. Он ловко обводил немцев вокруг пальца. То ходил по селам с торбочкой и «слезно просил у сердобольных тетенек что-нибудь поесть». То отправлялся с лукошком по грибы или ягоды. А сам в это время внимательно наблюдал за фашистами и все запоминал. Записывать было нельзя. А вдруг поймают!

Однажды с другими мальчишками собрали на поле боя оружие, парти­заны прислали им подводу. Погрузили оружие и поехали в лес, в отряд. Но ни дороге их ждала засада. Саше хорошо было видно, что немцев много. Что делать? Сообразительные мальчишки мигом забрались в подбитый не­мецкий танк, навели уцелевшую пушку в сторону фрицев и пальнули.

Подвода с оружием тогда доехала до отряда, а вот юных смельчаков немцы схватили. Долго били, пытали и вечером заперли в сарай, чтобы утром расстрелять. Чудом спаслись меленькие герои, выбравшись из пле­на через крышу.

Потом Саша участвовал во многих боевых операциях: пускал под от­кос поезда, выводил из строя телефонную связь, взрывал мосты. Получил много орденов и медалей. Стал сыном полка, с которым воевал до Победы.

Учитель. Во время Великой Отечественной войны рядом со взрос­лыми воевали и дети: юнгами на кораблях, сыновьями полков, сыновья­ми и дочерьми партизанских отрядов. В истории осталось: дети-воины не предавали и не дезертировали. В трудный для страны час они вели себя достойно, т. к. были настоящими патриотами.

Вы скажете, что это война. Миллионы людей совершали подвиги, и дети не были исключением. А в наше время ребятам есть где проявить патрио­тизм? (Ответы детей.)

Чтобы основательно ответить на этот вопрос, давайте опять послуша­ем сообщения наших пресс-информаторов, которые знакомились с матери­алами газеты «Зорька».

Учащиеся. Мы нашли много интересных материалов о ребятах, которые спасают природу своего родного края. В «Зорьке» есть рубрика — «Клуб "Родничок"». В ней помещаются стихи, написанные ребятами, их рассказы о животных и растениях, сообщения о делах юных экологов.

Вот несколько таких сообщений:

Школьники Болбасовской школы взяли шефство над шмелями. От количества этих насекомых зависит урожайность клевера на семена,.- но шмели стали исчезать из-за распашки лугов и разрушения мест их;при-вычного гнездования. Ребята построили специальные домики-шмелятники и наблюдают за насекомыми.

Юные экологи из Клюковской школы Оршанского района и Орло-вичской школы — активные участники Республиканского экологического проекта «Малым рекам — нашу большую заботу». Они не только очистили речки, протекающие вблизи их деревень, но и заставили местных жителей задуматься о том, хорошо ли они делают, засоряя берега малых рек. Ребята изучили все места загрязнения своих речек и представили все данные взрос­лым — местному начальству для принятия мер.

Учитель. Часто люди задают себе вопрос: как может один чело­век или группа энтузиастов решить глобальную проблему загрязнения

Подобрать рассказы (очерки) из газеты «Зорька», в которых сооб­щается о том, как белорусские ребята заботятся о тех местах, где они живут, о ребятах-участниках Великой Отечественной войны.

Найти в словарях (толковом, иностранных слов, энциклопедическом) значение слов: «Родина», «патриот», «патриотизм».

(Первое и второе задание выполняют несколько микрогрупп.)