contrast version
Индекс материала
Мастер-класс Мачульской Р.Н.
Актуальность темы мастер-класса
Концепция педагогической деятельности
Описание опыта
Цель и задачи мастер-класса
Занятие № 1
Занятие № 2
Занятие № 3
Занятие № 4
Заключение
Литература
Приложение
Все страницы


Отдел образования Оршанского горисполкома ГУО «Средняя школа №20 г.Орши»

Учитель начальных классов

Мачульская Раиса Николаевна

Программа мастер-класса

«Повышение качества  результатов образовательного процесса через оптимизацию  управленческой деятельности учителя»



 

Актуальность

Благополучное плавание обеспечивает

не столько сам корабль,

сколько искусное управление им

Кёртис

Проблеме качества образования постоянно уделяется пристальное внимание во всем мире.

Взаимосвязь качества образования с характером развития страны является проблемой всех развитых стран. Обеспечение качества образования является одним из основополагающих принципов Кодекса  Республики Беларусь об образовании, а учитель является основным исполнителем  Закона.

Во все времена решающая роль в образовании и воспитании подрастающего поколения отводилась учителю, от его управленческой компетентности, культуры, умения устанавливать отношения, управлять учебным процессом зависели благополучие и успехи учеников.

Мобильность, предприимчивость, организованность, ответственность, коммуникабельность, конкурентоспособность на рынке труда, стремление к постоянному обновлению профессиональных знаний, умение управлять своим профессиональным и личностным развитием - данные качества являются важными для любого человека в современном обществе.

Учитель, который призван содействовать формированию вышеназванных качеств у учащихся, сам должен обладать ими.

Одной из ключевых компетенций, необходимых сегодня современному педагогу является управленческая компетенция, т.е. владение умениями проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.

 


 


 

Концепция

Сегодня современная школа испытывает потребность в научных знаниях об управленческой деятельности для того, чтобы педагог мог грамотно управлять учебно-познавательной деятельностью обучаемых.

В настоящее время сложилось несколько подходов к трактованию понятия «управление» в педагогической литературе.

Таблица 1

Подходы к определению понятия «управление»

Автор, источник

Содержание

Категориальная характеристика

1

 

Ю.В. Васильев Педагогическое управление в школе

«Одна из функций целостной системы, обеспечивающей сохранение ее структуры, реализацию ее целей»

Функция системы

 

2

М.М. Поташник Управление развитием школы

 

«Целеустремленная деятельность всех субъектов, направленная на обеспечение становления, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие школы»

Деятельность субъектов

 

3

В.И. Симонов Педагогический менеджмент

 

«Комплекс принципов, методов, организационных форм и технологичных приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития

Технология

 

 

4

Т.И. Шамова Менеджмент в управлении школой

Создание условий для комфортного сотрудничества всех участников педагогического процесса в становлении личности ребенка»

Условия

 

5

Ю.А. Конаржевский Менеджмент и внутришкольное управление

«Специфический вид деятельности по руководству людьми»

 

Деятельность

 

6

 

К.Я. Вазина Педагогический менеджмент

 

«Функция организованных систем (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности реализации цели»

Функция систем

 

7

Оксфордский словарь английского языка

«Способ, манера общения с людьми, власть, искусство управления, особого рода умелость и административные навыки»

Искусство (умелость)

8

Т.Г. Бадешко Вопросы подготовки менеджеров образования

«Создание условий, оптимизирующих педагогическую и инновационно-поисковую деятельность»

Условия

 

Анализируя различные определения понятия «управления» в педагогике, приходим к выводу, что управление в понимании разных исследователей выступает как деятельность, как система, как искусство, как совокупность методов и средств, что соответствует основным подходам к определению понятия «менеджмент», представленным на рис. 1.

Как показывает практика, учащегося нельзя научить - он может только научиться. И поэтому  можно  утверждать, что основная роль учителя состоит в управлении учением.

Управление – процесс, состоящий из непрерывной последовательности действий,  в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта.

В контексте деятельности учителя при рассмотрении специфических особенностей школы как социально-педагогической системы осуществляются информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово- прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно- диагностическая и регулятивно-коррекционная функции управления.


 

Описание опыта

Опираясь на эти функции, мною была создана управленческая папка учителя, способствующая развитию управленческой компетенции педагога и позволяющая оптимизировать работу  по управлению качеством результатов            образовательного процесса.

Оптимизация управленческой деятельности - это процесс выявления и установления соответствия данной деятельности принципам оптимальности, которые выражают требования объективных законов осуществления управления; она призвана обеспечить наилучшее выполнение работником управленческих функций.

В своей работе я опиралась на концепцию формирования умственной деятельности Галеевой Натальи Львовны, автора педагогической технологии «ИСУД» (учет и развитие индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика средствами учебного предмета).

Авторами диагностических методик, которые я использую, являются начальник отдела методического обеспечения начального образования НИО Ольга Игоревна Тиринова (ОУУиН) и профессор Московского педагогического госуниверситета Третьяков Пётр Иванович (обучаемость). В вопросе формирования и мониторинга рефлексивных умений учащихся я опиралась на опыт учителей школ Красноярской Ассоциации педагогов по созданию коллективного способа обучения (автор пособия Ушева Т.Ф.)

Основные принципы формирования модели управленческой папки:

• универсальность содержания — структура портфолио предоставляет возможность отразить информацию, которую можно использовать при осуществлении процедур аттестации,  мониторинга качества профессиональной деятельности, осуществления методической работы, а также индивидуальной работы с родителями и учащимися;

• вариативность — право выбора направлений отслеживания процесса и результата деятельности, объема и форм предъявления информации;

• технологичность — управленческая папка как инструмент проектирования индивидуальной траектории профессиональной деятельности, процессов самонаблюдения, самоконтроля;

• востребованность материалов  — презентация материалов в рамках системы мероприятий по оценке качества образования, обеспечению открытости деятельности педагога.

Структура управленческой  папки

Управленческая папка состоит из семи разделов, в которых отражены  основные направления деятельности учителя: планирование, организация и анализ.

1 раздел -   Планово - прогностический

2 раздел   -  Информационно - организаторский

3 раздел  -  Диагностико - аналитический

4 раздел  -  Организационно - исполнительский

5 раздел  -  Контрольно - аналитический

6 раздел  -  Работа со способными детьми

7 раздел  -  Регулятивно – коррекционный

 

Каждый раздел имеет свою структуру и решает определённые задачи:

Планово-прогностический раздел решает задачу планирования мониторинга результатов учебного процесса с учётом действующей учебной Программы, нормативно-правовых актов, локальных документов.

Задача информационно-организаторского раздела - определение критериев и разработка  методических материалов для осуществления диагностических исследований и контроля знаний учащихся (т.е как изучаем или отслеживаем показатели ).

Задача диагностико - аналитического раздела -  оценка  и анализ диагностических исследований  учащихся.

Организационно-исполнительский раздел – создан с целью систематизации методических материалов для осуществления  контроля знаний учащихся.

Задача контрольно аналитического раздела - оценка и анализ качества, эффективности результатов обучения   учащихся  и состоит он из семи подразделов.

Раздел «Работа со способными детьми» - направлен на формирование потребности и способности  к творческой интеллектуальной деятельности  у высокомотивированных  учащихся.

Регулятивно-коррекционный раздел помогает в  регулировании и  коррекции  результатов  образовательного процесса.

 


 


 

Цель мастер- класса:

организация активного педагогического взаимодействия по проектированию управленческой папки учителя и её использованию при проведении  мониторинга учебного процесса

 

Задачи:

ü повысить уровень теоретических знаний  и педагогического мастерства учителей;

ü сформировать у педагогов представление  об управленческой компетентности  учителя;

ü познакомить с планированием мониторинга  результатов   учебного процесса с учётом действующей учебной Программы, нормативно-правовых актов, локальных документов;

ü сформировать умение определять критерии  и разрабатывать методические  материалы для осуществления диагностических исследований и контроля знаний учащихся; осуществлять оценку качества, эффективности результатов обучения  и анализ диагностических исследований  учащихся;

ü развивать профессиональные умения, навыки продуктивного сотрудничества педагогов.

 

 

Прогноз конечных результатов работы участников мастер-класса:

 

  • Ø повышение уровня теоретических знаний  и управленческой компетенции;
  • Ø овладение практическими умениями, необходимыми  при осуществлении анализа образовательного процесса;
  • освоение методики  проектирования управленческой папки;
  • Ø обогащение методической копилки;
  • Ø профессиональный и личностный рост педагогов.

Содержание  занятий

Занятие № 1

 

Тема: Содержание компетенций, позволяющих учителю реализовать себя                                      как управленца  в системе «учитель-ученик»

Цель: формирование мотивации и познавательной потребности  в изучении данной темы, повышение уровня педагогических знаний учителей

Форма проведения:  семинар - практикум

Основные понятия: компетентность, компетенция, управленческая компетенция, управленческая папка учителя

 

Прогнозируемый результат: создание понятийного аппарата и усвоение теоретических знаний по теме; усвоение критериев оценки профессиональных компетенций учителя; разработка  содержания управленческой папки учителя начальных классов

План работы

1 Организационно-мобилизационный этап

1.1                        Техника «Ледокол»

1.2                       Цель и задачи мастер-класса

2 Актуализация теоретических знаний

2.1                        Ключевые профессионально-педагогические компетенции.

Приём «Задание по кругу»

3 Информационный этап

3.1                       Сущность профессиональной компетентности  педагога

3.2                       Содержание профессионально-педагогических компетенций

3.3                       Составляющие управленческой компетенции.

3.4Прогностическая самооценка уровня развития управленческой компетенции

3.5Основные направления управленческой деятельности учителя

3.6Алгоритм формирования управленческой компетенции

4 Практическая часть

4.1Разработка  содержания управленческой папки учителя начальных классов.

Методика «Ковёр идей»

5        Рефлексивный этап

5.1Ретроспективная самооценка уровня развития управленческой компетенции

6 Подведение итогов. Рекомендации


 

Занятие № 2

 

Тема: Оптимизация управленческой деятельности учителя через создание управленческой папки

 

Цель: развитие у педагогов умения планировать и осуществлять контроль знаний и уровня развития учащихся  с использованием диагностических методик

Форма проведения: деловая игра с использованием интерактивных методов

Основные понятия: оптимизация управленческой деятельности, циклограмма, критерии качества усвоения ЗУНов, диагностическая карта, обучаемость

Прогнозируемый результат:  усвоение принципа создания  циклограммы мониторинга результатов учебного процесса; актуализация знаний по использованию диагностических методик; освоение  методики разработки контрольно-методического среза на определение уровня обучаемости учащихся

План работы

1 Организационно - мобилизационный этап

1.1            Цель и задачи мастер-класса

1.2            Техника «Дерево желаний»

2 Основной этап

2.1 Планово-прогностический раздел управленческой папки

2.1.1    Задача раздела

2.1.2    Содержание  раздела

2.1.3 Моделирование циклограммы мониторинга результатов учебного процесса (работа в группах)

2.2 Информационно-организаторский раздел управленческой папки

2.2.1    Задача раздела

2.2.2    Содержание раздела

2.2.3    Критерии качества усвоения ЗУНов учащихся в условиях безотметочного обучения

2.2.4    Использование диагностических карт при осуществлении мониторинга учебной деятельности учащихся

3       Практическая часть

3.1Разработка контрольно-методического среза на определение уровня обучаемости учащихся   ( по методике  Третьякова П.И., Сенновского И.Б.)

4       Рефлексивный этап

4.1            Техника «Дерево желаний»

5 Подведение  итогов. Рекомендации


 


 

Занятие № 3

 

Тема: Влияние унификации результатов контроля знаний на качество образования

 

Цель: развитие у педагогов способности к систематизации  контрольно-аналитических материалов, умения осуществлять анализ результатов учебного процесса

 

Форма проведения: афиширование, практикум

 

Основные понятия: унификация, мониторинг, контрольно-измерительные материалы, уровень подготовки класса

 

Прогнозируемый результат: умение педагогов систематизировать результаты мониторинга учебного процесса и использовать их для повышения качества образования

План работы

1 Организационно-мобилизационный этап

1.1 Притча про сон в лавке у Бога

1.2 Цель и задачи мастер-класса

2 Основной этап

2.1 Диагностико - аналитический раздел управленческой папки

2.1.1 Цель раздела

2.1.2 Содержание раздела. Система подведения итогов мониторинга

2.2 Организационно-исполнительский раздел управленческой папки

2.2.1 Цель раздела

2.2.2 Содержание раздела. Систематизация контрольно-измерительных материалов

2.3 Контрольно -  аналитический раздел управленческой папки

2.3.1 Цель раздела

2.3.2 Содержание раздела.

2.3.3 Использование материалов раздела в работе с учащимися и родителями

3 Практическая часть

3.1 Разработка схемы анализа контрольной работы

4  Рефлексивный этап

4.1 Техника «Всё у меня в руках»

5 Подведение  итогов. Рекомендации

 


 

Занятие № 4

Тема: Регулирование и коррекция результатов образовательного процесса

 

Цель: развитие у педагогов способности к работе с одарёнными и немотивированными учащимися

Форма проведения: афиширование, практикум, деловая игра

 

Основные понятия: образовательный ресурс, метод субъективизации, дидактическая игра

 

Прогнозируемый результат: умение педагогов  подбирать и систематизировать материалы  по коррекции результатов образовательного процесса и по работе со способными учащимися; пополнение методической копилки

План работы

1 Организационно-мобилизационный этап

1.1 Метод «Свободный микрофон»

1.2 Цель и задачи мастер-класса

2 Основной этап

2.1 Раздел «Работа со способными детьми»

2.1.1 Цель раздела

2.1.2 Содержание раздела. Планирование и учёт работы со способными детьми

2.2 Регулятивно-коррекционный  раздел управленческой папки

2.2.1 Цель раздела

2.2.2 Содержание раздела. Использование дидактической игры в коррекции пробелов в знаниях учащихся

3 Практическая часть

3.1 Работа с текстовыми упражнениями с использованием метода субъективизации для развития орфографической зоркости учащихся

4  Рефлексивный этап

4.1 Метод «Чемодан, корзина, мясорубка»

5 Подведение  итогов. Рекомендации

 

 

 

 

 


 

Заключение

Подводя итог вышеизложенному, хотелось бы добавить, что любая система хороша, если она работает при минимуме затрат времени.          Созданная мной управленческая папка сегодня помогает мне значительно экономить время при подведении итогов и анализе результатов учебной деятельности детей, при подготовке к родительским собраниям, при подготовке аналитических записок .

Результаты текущего и промежуточного контроля знаний учащихся  моего класса имеют положительную динамику, либо устойчиво стабильны и  неизменно подтверждаются срезами, проводимые по линии администрации школы.

В связи с вышеизложенным считаю, что основная цель моей работы - повышение качества  результатов образовательного процесса через оптимизацию  управленческой деятельности учителя  - вполне успешно реализуется.

 


 

Литература

 

  1. Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. — М.: Педагогика, 1990.
  2. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. — 2003. — № 10.
  3. Галеева Н.Л. «Мониторинг для учителя» // «УШ» № 22/2005
  4. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
  5. Кульневич С.Т., Гончарова В.И., Мигаль Е.А. Управление современной школой. Вып. III. Муниципальные методические службы: Практическое пособие. Ростов-на-Дону: Учитель, 2003Лазарев В.С.,
  6. Поташник М.М. Управление современной школой: (В вопросах и ответах): Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования. — М.: Новая школа, 1997.
  7. Сенновский И.Б. Управленческая деятельность учителя // Педагогика. — 2004. — № 2.
  8. Третьяков П.И Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. — М.: Новая школа, 1997.
  9. Тиринова, О.И. Самоанализ и анализ уроков обучения грамоте / О.И. Тиринова // Пачатковая школа. – 2002. – № 1.
  10. Тиринова, О.И. Формируем у младшего школьника учебные действия контроля и оценки / О.И. Тиринова // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2004. – № 5
  11. Тиринова, О.И. Формирование умений учебной деятельности в процессе обучения младших школьников / О.И. Тиринова // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2005. – № 1.
  12. Тиринова, О.И. Общеучебные умения младших школьников / О.И. Тиринова // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2009. – № 2.
  13. Тиринова, О.И. Умения учебной деятельности младших школьников / О.И. Тиринова // Пачатковая школа. – 2010. – № 6.
  14. Управление современной школой. Пособие для директора школы. Под.ред. М.М.Поташника. – М.: АПП ЦИТП, 1992
  15. Ушева Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: Методическое пособие. . –– Красноярск, 2007.
  16. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. — 2003. — № 2.
  17. Шамова Т.И. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики. — М.: Педагогика, 1991.

 


 


 

 

 

Приложение

 

Приложение 1

График контрольных работ  во …… классе на ………..уч.год

Вид работы

Дата проведения

1 полугодие

2 полугодие

Русский язык

 

 

Беларуская  мова

 

Математика

 

 

Приложение 2

Выполнение учебных программ

Школа ….., ….  класс,  учитель ………………., ………………….. уч.г.

 

Теоретический и практический минимум

Количество часов по программе

1 ч.

2 ч.

3 ч.

4 ч.

Год

Соот ветствие

Русский язык

Количество часов по программе

 

 

 

 

 

 

Контрольное списывание

 

 

 

 

 

 

Контрольный диктант

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по теме

 

 

 

 

 

 

Контрольный словарный диктант

 

 

 

 

 

 

Литературное чтение

 

 

 

 

 

 

 

Беларуская мова

 

 

 

 

 

 

 

Літаратурнае чытанне

 

 

 

 

 

 

 

Математика

 

 

 

 

 

 

 

Человек и мир (МРБ)

 

 

 

 

 

 

 

Физическая культура и здоровье

 

 

 

 

 

 

 

Трудовое обучение

 

 

 

 

 

 

Изобразительное искусство

 

 

 

 

 

 

Музыка

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Циклограмма  мониторинга результатов учебного процесса

Показатель результатив ности

Чем

измеряется

Как измеряется

(технология мониторинга)

Сроки проведения

Обученность

Отметка по предмету;

(1-2 кл. -уровень обученности)

- Стартовый контроль (СК);

- тема­тический контроль;

 

 

 

- итоговые контрольные работы

-до 20 сентября (СК);

- в теч. года,                 четверть, полугодие;

- год

 

Приложение 4

Критерии качества усвоения ЗУНов учащимися                                                                                      в условиях безотметочного обучения

+

Прочное усвоение учебного материала.  Знает, умеет, правильно выполняет, может применить на практике.

? +

В большей мере материал освоен,  но требуется небольшая помощь.

Знает, но недостаточно уверенно; умеет, но с небольшим количеством ошибок; не всегда применяет на практике.

? -

Материал освоен слабо. Выполняет некоторые задания, но допускает большое количество ошибок.

-

Не владеет материалом, при выполнении заданий практически во всех случаях делает ошибки.

Приложение 5

Критерии оценивания контрольно-оценочных работ учащихся

Высокий уровень

90 – 100%

Заданий выполнено правильно

Достаточный уровень

70 – 89%

Заданий выполнено правильно

Средний уровень

50 – 69%

Заданий выполнено правильно

Удовлетворительный уровень

30 – 49%

Заданий выполнено правильно

Низкий уровень

1 – 29%

Заданий выполнено правильно

Приложение 6

Критерии оценивания уровня подготовки класса

Баллы

%

Уровень подготовки

9-10

50%

Высокий уровень

7-10

60%

Достаточный уровень

5-10

70%

Средний уровень

3-10

85%

Удовлетворительный уровень

1-2

15%

Низкий уровень

Приложение 7

Карты диагностики состояния рефлексивной деятельности учащихся.

Диагностика общих целей рефлексивной деятельности

Общие категории целей рефлексивной деятельности

Параметры

Оценка в балах

 

 

УЧЕНИК:

 

1.

Самосознание.

Осознанное отношение                             ученика к своим потребностям

и способностям.

l.He знает, что он может и что хочет.

2.Не знает на что он способен, но хочет достичь большего.

З.Знает, что хочет, но не знает ,как достичь желаемого.

4.3нает, что хочет и как достичь желаемого.

5.Адекватно оценивает свои возможности и стремиться к

достижению соответствующих результатов

0

1

2

3

4

 

 

 

 

Приложение 8

Диагностика кооперативных умений учащихся

Параметры кооператив-ных умений

Критерии

Оценка                  в

баллах

1.

Самоопределение

в рабочей

ситуации

1. Безразличен к деятельности участников группы;

0

 

2. Пассивен, действует только по прямому указанию учителя или других

1

 

членов группы;

3. Активно участвует в работе группы;                                                                                              4.Предлагает свои пути решения проблемы;                                                                                             5. Может точно сформулировать поставленную цель деятельности;   Старается отстаивать свою точку зрения.

 

2                            3                   4

 

 

 

Приложение 9

Методика определения уровня обучаемости

(модифицированная методика П.И. Третьякова и И.Б. Сенновского).

 

1. Учитель выбирает небольшой по объему новый учебный матери­ал базисного характера на 7-8 минут работы.

2. Учитель перед изучением нового повторяет изученный материал, необходимый для усвоения новых знаний.

3. Учитель объясняет новый материал.

4. Учитель показывает образец применения нового материала в аналогичной и измененной ситуациях.

5. Учитель организует самостоятельную работу учащихся.

 

Задания для самостоятельной работы учащихся:

1. Напишите, что вы узнали нового.

2. Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.

3. Выполните задания по образцу.

4. Выполните задание в измененной ситуации.

5. Примените полученные знания в новой ситуации.

 

Если выполнены все задания, можно говорить о третьем, очень высоком уровнеобучаемости школьника.

 

Если он справился с четырьмя   заданиями - это второй, также высо­кий уровень обучаемости.

 

Если вы­полнено три и менее заданий - первый уровень обучаемости.

 

Приложение 10

Диагностика ОУУиН учащихся

УЧЕБНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ   УМЕНИЯ

УМЕНИЯ

УРОВНИ

0

1

2

3

4

1

Умение принимать учебную цель и намечать задачи учебной деятельности

 

 

 

 

 

2

Умение принимать и выделять учебную задачу, отличать ее от практического задания.

 

 

 

 

 

3

Умение анализировать условия учебной задачи.

 

 

 

 

 

4

Умение определять последовательность учебных действий, планировать этапы осуществления деятельности

 

 

 

 

 

5

Умение выполнять определенные действия в соответствии с ориентировочной основой.

 

 

 

 

 

6

Умение осуществлять контроль и самоконтроль.

 

 

 

 

 

7

Умение осуществлять оценку и самооценку

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО – ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ  УМЕНИЯ

УМЕНИЯ

УРОВНИ

0

1

2

3

4

1

Умение создавать благоприятные условия для осуществления определенной деятельности.

 

 

 

 

 

2

Умение правильно пользоваться  учебными принадлежностями.

 

 

 

 

 

3

Умение выполнять правила гигиены учебного труда.

 

 

 

 

 

4

Умение рационально осуществлять домашнюю учебную работу.

 

 

 

 

 

5

Умение осуществлять учебное взаимодействие.

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО – ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ (МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ)  УМЕНИЯ

УМЕНИЯ

УРОВНИ

0

1

2

3

4

1

Умение воспринимать учебный материал.

 

 

 

 

 

2

Умение осуществлять наблюдение.

 

 

 

 

 

3

Умение осмысливать учебный материал, выделять в нем главное.

 

 

 

 

 

4

Умение осуществлять логические приемы мышления:

А) выделение в предметах разных особенностей;

Б) сравнение;

В) подведение под понятие;

Г) вывод на основании фактов;

Д) определение;

Е) доказательство;

Ж) классификация

 

 

 

 

 

5

Умение рационально запоминать учебный материал.

 

 

 

 

 

6

Умение мотивировать свою деятельность.

 

 

 

 

 

УЧЕБНО – ИНФОРМАЦИОННЫЕ  УМЕНИЯ

 

 

УМЕНИЯ

УРОВНИ

0

1

2

3

4

1

Правильное, осознанное и выразительное чтение.

 

 

 

 

 

2

Умение работать с учебником, учебным пособием.

 

 

 

 

 

3

Библиотечно- библиографические умения и навыки.

 

 

 

 

 

4

Умение работать с дополнительными печатными источниками информации.

 

 

 

 

 

5

Владение картографической письменностью.

 

 

 

 

 

6

Умение работать с аудиовизуальными источниками информации.

 

 

 

 

 

УЧЕБНО – КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ

 

 

УМЕНИЯ

УРОВНИ

0

1

2

3

4

1

Умения и навыки устной речи (аудирование и говорение).

 

 

 

 

 

2

Умения и навыки письменной речи.

 

 

 

 

 

3

Умение составлять собственный текст (писать сочинение):

А) умения, связанные с накоплением материала, его отбором и систематизацией;

Б) умения, связанные с составлением плана и устной подготовкой сочинения;

В) умение создавать и письменно оформлять текст, совершенствовать и редактировать его.

 

 

 

 

 

4

Умение передавать содержание текста через устный пересказ и письменное изложение:

А) умение полно и качественно воспринимать авторский текст;

Б) умение устно передавать содержание текста, создавать собственный текст на основе авторского;

В) уме6ние в письменной форме передавать содержание текста (писать изложение).

 

 

 

 

 

5

Умение вести диалог.

 

 

 

 

 

 

Уровень всех  ОУУиН  кроме мыслительных (интеллектуальных) каждый учитель определяет путем наблюдения, оценивая их либо в балльной системе:

0 баллов- умение не сформировано (низкий уровень);

1 балл- умение недостаточно сформировано (средний уровень);

2 балла- умение сформировано достаточно для учебной деятельности в рамках данного курса, для данного этапа обучения. (высокий уровень);

Либо в уровневой системе:

0    уровень - учащиеся совершенно не владеют данным действием  (нет умения);

1    уровень - учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют   выполнять   его   лишь  при      достаточной помощи учителя (взрослого);

2    уровень - умеют выполнять данное действие самостоятельно, но   лишь    по    образцу, подражая   действиям учителя или сверстников;

3    уровень - умеют достаточно свободно выполнять действие,   осознавая каждый шаг;

4     уровень -  автоматизированное,  свернутое  и  безошибочное выполнение действия (навык)

 

Приложение 11

Результаты контрольных работ по русскому языку в…. классе

Результаты контрольных работ

Сроки

1 полугодие

2 полугодие

Дата проведения

Ф.И. ученика

1

Иванов Иван

20%

40%

60%

80%

90%

100%

 

 

2

Иванов Иван

2

4

6

8

9

10

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень подготовки класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание: в 1,2 классах результаты контрольных работ оцениваются в %, в 3,4 классах – ставится отметка.

Приложение 1

Анализ контрольной работы по русскому языку во 2 классе                                                                                                                        по теме « … »

Дата

 

Количество учащихся в классе

 

Количество учащихся, выполнявших работу

 

Выполнили работу без ошибок

 

Кто

Выполнили работу на низком уровне

 

 

 

№       уч-ся по списку

Качество

выполнения  работы

Пробелы в знаниях

(вид задания или орфограмма)

Коли-чество

Кто                                        допустил                             ошибку

(№ по списку)

1

80%

1.Определение корня в словах

2-10%

1,2

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

8

 

 

 

 

9

 

 

 

 

10

 

 

 

 

11

 

 

 

 

12

 

 

 

 

13

 

 

 

 

14

 

 

 

 

15

 

 

 

 

16

 

 

 

 

17

 

 

 

 

18

 

 

 

 

19

 

 

 

 

20

 

 

 

 

Уровни:

Высокий

 

 

Достаточный

 

 

Средний

 

 

Удовлетворительный

 

 

Низкий

 

 

% выполнения работы

 

 

 

Уровень подготовки класса

 

 

Планируемая работа по ликвидации пробелов в знаниях:

№ уч-ся по списку

1

Провести поддерживающее занятие по темам: «…»

 

1,2,3,4,7

2

 

 

 

Приложение 13

Анализ контрольной работы по русскому языку в  3, 4  классе по теме «…»

Дата

 

Вид работы

 

Количество учащихся в классе

 

Количество учащихся, выполнявших работу

 

Выполнили работу без ошибок

 

Кто

Выполнили работу на низком уровне

 

 

 

№       уч-ся по списку

Отмет-ка

Пробелы в знаниях

(вид задания или орфограмма)

Коли-чество

Кто                                        допустил                             ошибку

(№ по списку)

1

9

2.Знаки  препинания  при обращении

2-10%

3,9

2

 

 

 

 

20

 

 

 

 

Ср.балл

Уровень  подготовки класса

 

Уровень

К-во

Получили отметки

Высокий

 

«10»

 

«5»

 

Достаточный

 

«9»

 

«4»

 

Средний

 

«8»

 

«3»

 

Удовлетв.

 

«7»

 

«2»

 

Низкий

 

«6»

 

«1»

 










Планируемая работа по ликвидации пробелов                   в знаниях:

Учащиеся

1

 

 

2

 

 

Приложение 14

Учет усвоения учащимися … класса  ЗУНов по русскому языку

 

Основные знания и умения

№ учащихся по списку

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Знание алфавита

+

?+

?+

+

+

+

+

+

+

+

+

?+

+

+

+

?+

?+

?+

+

?+

Распознавание гласных и согласных звуков

+

?+

?+

+

+

+

+

+

+

+

+

?+

+

+

+

?+

?+

?+

+

?+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 15

Результаты проверки навыка чтения

Критерии оценивания

Результаты

1

класс

2 класс

3 класс

4 класс

2 пол.

Старт.

1 пол.

2 пол.

Старт.

1 пол.

2 пол.

Старт.

1 пол.

2 пол.

Количество учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кол.уч-ся, выполнявших работу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способ чтения

По слогам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По слогам и целыми словами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целыми словами с послоговым прочтением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целыми словами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скорость чтения

Время в секундах, затрачен­ное    на чтение отрезка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество слов в минуту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Темп чтения

Чрезмерно замедленный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Замедленный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соотв. с темпом речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Торопливый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характер ошибок

Искажение слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пропуски слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ошибки ударения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельное исправление ошибок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общее количество ошибок

Без ошибок

 

 

 

 

 

 

 

 

1-2 ошибки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3-4 ошибки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5-7 ошибок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 и более ошибок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осознанность

На уровне слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На уровне предложений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На уровне общего смысла