contrast version

Симеон Полоцкий

15Симео́н По́лоцкий (в миру — Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович; Полоцкий — топонимическое прозвище; 12 декабря 1629г. — 25 августа 1680 г.) — деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монах-базилианин. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора.

Родился в 1629 году в Полоцке, который в то время входил в Великое княжество Литовское в составе Речи Посполитой.

Учился в Киево-Могилянской коллегии, где был учеником Лазаря Барановича1657 года епископа Черниговского), с которым остался близок на всю жизнь.

 

Человек, о котором мы поговорим, заслужил славу прекрасного писателя, учителя и просветителя. Его знали в мире далеко от Беларуси. Но он всегда с любовью вспоминал ее и свой родной город, в честь которого взял себе фамилию - Полоцкий.

В детстве и юности его называли Самойло. Мальчик родился в 1629 году в семье состоятельных горожан. Науку он начал постигать в школе при полоцком Богоявленском монастыре. Здесь не только учили читать, писать и считать, но и преподавали латинский и греческий языки, музыку и пение.

После школы Самойло уехал учиться в Киев, а потом в Вильно, где была академия. Там читали лекции многие знаменитые ученые, хорошо известные во всей Европе. На занятиях Самойло, например, слышал, что не Солнце вращается вокруг Земли, как тогда считало большинство людей, а наоборот - Земля с другими планетами вращается вокруг Солнца.

В это время полоцкого юношу  уже знали как талантливого поэта. Свои стихи он, кроме родного белорусского языка, писал еще на трех - польском, латинском и русском.

 

Как раз тогда, когда Самойло был виленским студентом, началась война Речи Посполитой с Московией. Вильнюс захватила российская армия. Царские стрельцы и казаки грабили дома и храмы. Они снимали колокола, обдирали с икон драгоценные оклады, мучили и убивали монахинь с монахами. В костеле святого Михаила захватчики разрушили могилу канцлера Льва Сапеги. Заодно сожгли и несколько православных церквей.

Надо было спасаться и Самойле. Он подался в Полоцк. Родной город встретил путешественника пожарищем и подозрительными взглядами московских стрельцов, которые хозяйничали на улицах. Самым надежным убежищем для образованного человека был в такое лихолетье монастырь.

Самойло постригся в монахи и получил новое имя - Симеон. Он начал работать в той же школе, где когда-то учился. Полоцкие мальчишки любили монаха Симеона за интересные уроки, на которых он часто читал свои стихи. Учащиеся с увлечением ставили спектакли в школьном театре, который создал их учитель. Пьесы для театра тоже писал Симеон.

 

Вскоре в Полоцк приехал царь Алексей Михайлович. Вместе со своими учениками Симеон выступил перед ним с чтением стихов. Тогда ученый полочанин еще не знал, что через несколько лет он переселится в Москву и будет воспитывать царских детей.

В Беларуси по-прежнему лилась кровь, гибли люди, зарастали лесом поля. Страшная война казалась бесконечной, и Симеон решился переехать в Москву. Он хотел, не боясь за свою жизнь, заниматься наукой и писать книги.

 

Образованных людей в Российском  государстве было гораздо меньше, чем в Беларуси.
Поэтому полочанина приняли радушно. Царь часто приглашал Симеона в свой дворец и давал ему различные ответственные поручения. Он был переводчиком при высоких зарубежных гостях. Создал для царских людей латинскую школу. Придворные удивлялись и восхищались Симеоновыми стихами. Для различных торжественных случаев поэт писал стихотворные поздравления, причем делал их в виде креста, звезды, сердца или ленты серпантина.

Скоро Симеона назначили воспитателем и учителем царских детей, среди которых был и будущий царь Петр I.

 

Хотя поэт и находился под царскою защитой, жилось ему в Москве не очень сладко. Церковники считали его знания и мудрость опасными и чинили Полоцкому всяческие препятствия. Угнетали Симеона и бесчеловечно жестокие московские порядки.  Симеон писал в письме к другу, что, как только позволят обстоятельства, он вернется на родину. Но его мечты так и не сбылись.

 16

Настоящее счастье и отдых для души Симеон Полоцкий находил в работе. Он открыл в царском дворце типографию и издал там букварь, а потом и другие книги. В типографии работали белорусские мастера, вывезенные в царский плен.

 

Открытие Симеоновой типографии было для отсталой Московии очень важным событием. Количество типографий сразу увеличилось в два раза: вместо одной стало две. Тем временем в Речи Посполитой действовали аж 134 типографии. Наши земляки-белорусы, выведенные на чужбину царскими завоевателями, стали актерами созданного Симеоном в Москве первого российского театра. Полоцкий написал проект первой в России высшей школы.

Но главным увлечением просветителя, как и прежде, оставалась поэзия. Ежедневно он списывал мелким почерком по восемь страниц. Из-под пера Симеона выходили стихи и басни, стихотворные рассказы и загадки, пьесы и переводы с других языков.

Он щедро делился с читателями своими глубокими знаниями. Из Симеоновых произведений можно было, например, узнать о просветительнице Евфросинье и о семи чудесах света, о свойствах магнита и кремния или о библейском богатыре Самсоне, который якобы убил ослиной костью тысячу врагов ...

Во многих стихах Полоцкий боролся с тогдашними русскими предрассудками. Как и его знаменитый предшественник Скорина, Симеон был хорошим врачом. Он возмущался теми русскими, которые мазали детей грязью, чтобы оградить их от дурного глаза. Поэт высмеивал пьяниц и людей, которые верили в разные плохие приметы.

Не боялся Симеон поучать и самого царя. Полочанин советовал московскому государю не окружать себя лицемерными льстецами, а слушать советы умных людей. Он писал в стихах о том, что человека нельзя казнить без суда. Призывал царя управлять мудростью, а не жестокостью.

В Москве наш земляк написал более десяти книг.

Он не жалел себя, много болел и рано умер. В свои последние дни Полоцкий часто думал о Беларуси. Он составил завещание, в котором разделил свое состояние между белорусскими монастырями в Полоцке, Витебске, Орше, Минске и Вильнюсе.

 

После Симеона осталась богатейшая в Москве библиотека. Он воспитал несколько российских поэтов. Созданная им типография издавала новые книги.

Через несколько лет после Симеоновой смерти запорожские казаки попросили прислать им из Москвы книги знаменитого полочанина. Их просьбы никто не выполнил, так как произведения Полоцкого уже были объявлены вредными. Церковные власти даже запретили вспоминать о них.

 

Могила просветителя не сохранилось, но он создал себе вечный памятник в людской памяти. Переиздаются его произведения. Ученые и писатели пишут о Симеоне книги. В Полоцке открыт памятник нашему выдающемуся земляку. Этот памятник стоит недалеко от зданий бывшего Богоявленского монастыря, который в трудные времена приютил моСимео́н По́лоцкий (в миру — Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович; Полоцкий — топонимическое прозвище; 12 декабря 1629г. — 25 августа 1680 г.) — деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монах-базилианин. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора.

Родился в 1629 году в Полоцке, который в то время входил в Великое княжество Литовское в составе Речи Посполитой.

Учился в Киево-Могилянской коллегии, где был учеником Лазаря Барановича1657 года епископа Черниговского), с которым остался близок на всю жизнь.

 

Человек, о котором мы поговорим, заслужил славу прекрасного писателя, учителя и просветителя. Его знали в мире далеко от Беларуси. Но он всегда с любовью вспоминал ее и свой родной город, в честь которого взял себе фамилию - Полоцкий.

В детстве и юности его называли Самойло. Мальчик родился в 1629 году в семье состоятельных горожан. Науку он начал постигать в школе при полоцком Богоявленском монастыре. Здесь не только учили читать, писать и считать, но и преподавали латинский и греческий языки, музыку и пение.

После школы Самойло уехал учиться в Киев, а потом в Вильно, где была академия. Там читали лекции многие знаменитые ученые, хорошо известные во всей Европе. На занятиях Самойло, например, слышал, что не Солнце вращается вокруг Земли, как тогда считало большинство людей, а наоборот - Земля с другими планетами вращается вокруг Солнца.

В это время полоцкого юношу  уже знали как талантливого поэта. Свои стихи он, кроме родного белорусского языка, писал еще на трех - польском, латинском и русском.

 

Как раз тогда, когда Самойло был виленским студентом, началась война Речи Посполитой с Московией. Вильнюс захватила российская армия. Царские стрельцы и казаки грабили дома и храмы. Они снимали колокола, обдирали с икон драгоценные оклады, мучили и убивали монахинь с монахами. В костеле святого Михаила захватчики разрушили могилу канцлера Льва Сапеги. Заодно сожгли и несколько православных церквей.

Надо было спасаться и Самойле. Он подался в Полоцк. Родной город встретил путешественника пожарищем и подозрительными взглядами московских стрельцов, которые хозяйничали на улицах. Самым надежным убежищем для образованного человека был в такое лихолетье монастырь.

Самойло постригся в монахи и получил новое имя - Симеон. Он начал работать в той же школе, где когда-то учился. Полоцкие мальчишки любили монаха Симеона за интересные уроки, на которых он часто читал свои стихи. Учащиеся с увлечением ставили спектакли в школьном театре, который создал их учитель. Пьесы для театра тоже писал Симеон.

 

Вскоре в Полоцк приехал царь Алексей Михайлович. Вместе со своими учениками Симеон выступил перед ним с чтением стихов. Тогда ученый полочанин еще не знал, что через несколько лет он переселится в Москву и будет воспитывать царских детей.

В Беларуси по-прежнему лилась кровь, гибли люди, зарастали лесом поля. Страшная война казалась бесконечной, и Симеон решился переехать в Москву. Он хотел, не боясь за свою жизнь, заниматься наукой и писать книги.

 

Образованных людей в Российском  государстве было гораздо меньше, чем в Беларуси.
Поэтому полочанина приняли радушно. Царь часто приглашал Симеона в свой дворец и давал ему различные ответственные поручения. Он был переводчиком при высоких зарубежных гостях. Создал для царских людей латинскую школу. Придворные удивлялись и восхищались Симеоновыми стихами. Для различных торжественных случаев поэт писал стихотворные поздравления, причем делал их в виде креста, звезды, сердца или ленты серпантина.

Скоро Симеона назначили воспитателем и учителем царских детей, среди которых был и будущий царь Петр I.

 

Хотя поэт и находился под царскою защитой, жилось ему в Москве не очень сладко. Церковники считали его знания и мудрость опасными и чинили Полоцкому всяческие препятствия. Угнетали Симеона и бесчеловечно жестокие московские порядки.  Симеон писал в письме к другу, что, как только позволят обстоятельства, он вернется на родину. Но его мечты так и не сбылись.

 

Настоящее счастье и отдых для души Симеон Полоцкий находил в работе. Он открыл в царском дворце типографию и издал там букварь, а потом и другие книги. В типографии работали белорусские мастера, вывезенные в царский плен.

 

Открытие Симеоновой типографии было для отсталой Московии очень важным событием. Количество типографий сразу увеличилось в два раза: вместо одной стало две. Тем временем в Речи Посполитой действовали аж 134 типографии. Наши земляки-белорусы, выведенные на чужбину царскими завоевателями, стали актерами созданного Симеоном в Москве первого российского театра. Полоцкий написал проект первой в России высшей школы.

Но главным увлечением просветителя, как и прежде, оставалась поэзия. Ежедневно он списывал мелким почерком по восемь страниц. Из-под пера Симеона выходили стихи и басни, стихотворные рассказы и загадки, пьесы и переводы с других языков.

Он щедро делился с читателями своими глубокими знаниями. Из Симеоновых произведений можно было, например, узнать о просветительнице Евфросинье и о семи чудесах света, о свойствах магнита и кремния или о библейском богатыре Самсоне, который якобы убил ослиной костью тысячу врагов ...

Во многих стихах Полоцкий боролся с тогдашними русскими предрассудками. Как и его знаменитый предшественник Скорина, Симеон был хорошим врачом. Он возмущался теми русскими, которые мазали детей грязью, чтобы оградить их от дурного глаза. Поэт высмеивал пьяниц и людей, которые верили в разные плохие приметы.

Не боялся Симеон поучать и самого царя. Полочанин советовал московскому государю не окружать себя лицемерными льстецами, а слушать советы умных людей. Он писал в стихах о том, что человека нельзя казнить без суда. Призывал царя управлять мудростью, а не жестокостью.

В Москве наш земляк написал более десяти книг.

Он не жалел себя, много болел и рано умер. В свои последние дни Полоцкий часто думал о Беларуси. Он составил завещание, в котором разделил свое состояние между белорусскими монастырями в Полоцке, Витебске, Орше, Минске и Вильнюсе.

 

После Симеона осталась богатейшая в Москве библиотека. Он воспитал несколько российских поэтов. Созданная им типография издавала новые книги.

Через несколько лет после Симеоновой смерти запорожские казаки попросили прислать им из Москвы книги знаменитого полочанина. Их просьбы никто не выполнил, так как произведения Полоцкого уже были объявлены вредными. Церковные власти даже запретили вспоминать о них.

 

Могила просветителя не сохранилось, но он создал себе вечный памятник в людской памяти. Переиздаются его произведения. Ученые и писатели пишут о Симеоне книги. В Полоцке открыт памятник нашему выдающемуся земляку. Этот памятник стоит недалеко от зданий бывшего Богоявленского монастыря, который в трудные времена приютлодого поэта и просветителя.