Витебск, город, центр Витебской области и Витебского района. Расположен по оба берега реки Западная Двина в устьях рек Витьба и Лучеса. Находится в 300 км северо-восточнее Минска. Крупный транспортный узел железных дорог и автомобильных могистралей, которые протянулись сюда из Украины, России, стран Балтии. Площадь – около 90 км. Население – около 360 тысяч жителей. Витебску административно подчинен гп Руба (население – 7,8 тыс.человек). Делится на три района: Первомайский, Октябрьский, Железнодорожный. Основан приблизительно в 947 году (княгиней Ольгой, женой погибшего в 945г. князя Игоря). Название получил от реки Витьба. Расположен на западной окраине Витебской возвышенности. Граничит с Городокской возвышенностью и Суражской низменностью на севере и северо-востоке, Лучёсской низменостью на юге, разделён Западной Двиной на равнинное правобережье и холмистое левобережье с глубокими оврагами. Абсолютные высоты от 125м(место впадения реки Лучёса в Западную Двину) до 204м( на юго-восочной окраине). Основные природные ресурсы – грунтовые воды и строительные матерриалы. Ширина Западной Двины в границе Витебска 110 – 150м., высота берегов от 15 до 20 метров. Вдоль левого берега Западной Двины Город раскинулся на 14км, в доль правого – 16 км. Витебск крупный промышленный и культурный центр, особенно развито машиностроение и металлообработка, электронная, деревообрабатывающая и лёгкая промышленность. В городе работают Витебский государственный университет имени П.М.Машерова, медицинский университет, технологический университет, академия ветеринарной медицины. Витебские филиалы не государственного института современных знаний и института трудовых и социальных отношения. Работает Национальный академический драматический театр имени Якуба Коласа, Белорусский театр “Лялька”, и Витебская областная филармония. В городе ежегодно проводится огромное количество фестивалей, конкурсов, пленэров, в том числе: Славянск4ий базар, музыкальный фестиваль имени И.И. Соляртинского, Межународный фестиваль современной хореографии, фестиваль гитарной музыки «Менестрэль» и др.
Достопримечательности
![](http://www.vitebsk.gov.by/images/i.gif)
Ратуша 1775 год - ул.Ленина, 36
![Нажмите для увеличения](/images/stories/belarus/Witebsk/1-min.jpg)
Первая деревянная ратуша была построена в 1597 г. после получения городом магдебургского права. В 1623 г. Витебск был временно лишен магдебургского права и ратушу разрушили. Наиболее древняя деревянная ратуша показана на "Чертежи места Витебска 1664". В это время она являлась композиционным центром торговой площади. Затем неоднократно горел (1708, 1733, 1752.) И снова возобновлялось.
В 1775 г. было завершено строительство каменной ратуши. Она стала композиционным центром Рыночной площади и разделила ее на две части: одна раскрывалась перед главным фасадом ратуши до Витьбы, другая находилась за ратушей на север.
Ратуша - прямоугольное в плане здание, увенчано в центре высокой чатырохъяруснай башней. В его архитектурно-пространственную композицию положен принцип контрастного противопоставления низкого корпуса, скромно декорированного, и высокой башни, более насыщенной декоративными деталями. Стена главного фасада декорирована плоскими пилястрами на высоту обоих этажей и прорезано прямоугольными оконными (на первом) и лучковыми (на втором) проемами. Корпус ратуши является пьедесталом для башни. Башня имеет криволинейные контуры, ее ярусы отделяются друг от друга сложными карнизами, срезанные углы башни декорирован пилястрами, в основе которых декоративные валюты. Ранее башня завершалась шатром со шпилем, в ее верхнем ярусе был установлен часы. В архитектуре ратуши сочетаются черты барокко и классицизма.
В здании находились общественные учреждения. В конце XVIII в. здесь находились полиция, главный суд, другой департамент, гауптвахта, пожарный двор; в XIX в. - Городская дума. Неоднократно проводились перестройки. В 1833 г. был изменен верх башни: вместо высокого костела установлена смотровая площадка с небольшой ротондой. В 1873-1875 гг. сделаны внутренние перестройки в связи с перемещением на второй этаж городской думы, а на первый - полицейского управления. В 1910 г. городской управе было разрешено надстроить третий этаж, что и сделано в 1911 г. По проекту архитектора Т.В. Кибардина. Позднее к главному входу достроили тамбур, сделан вход в подвал на главном фасаде. После пожара 1913 башня была отреставрирована.
Однако третий этаж нарушил пропорции здания, закрыл нижний ярус башни и сделал массивным корпус. В таком виде ратуша сохранилась до наших дней.
По обе стороны главного фасада ратуши были возведены однотипные здания торговых рядов. Первые этажи них прорезаны широкими лучковыми арками - входы в торговую часть. Вторые имели маленькие прямоугольные оконные проемы и служили складом для товаров. Простенка между проемами были декорированы двумя спаренными пилястрами, которые создавали ритмичный декоративный рисунок. В конце XVIII - начале XIX в. до восточного и западного торцов ратуши пристроили два жилых дома с торговыми заведениями на первых этажах, которые образовали единый комплекс с внутренним двориком. В Великую Отечественную войну была повреждена верхняя часть башни с часами. В 1946-1947 гг. часы восстановил народный мастер С. Юшковски. Здание ратуши было приспособлено под музей.
Здание бывшего женского епархиального училища 1902 год, ул.Гоголя, 6.
![Нажмите для увеличения](/images/stories/belarus/Witebsk/2-min.jpg)
Здание кирпичное, оштукатуренный, во многих конструкционных элементах использован металл. Состоял из нескольких объемов: трехэтажного главного учебного корпуса i второстепенных хозяйственных i административных строений (лазарет, дом для служащих, баня i др.).. Главный корпус - трехэтажное здание со сводом. В плане имеет Е-образную форму. Центральный объем занимает двухсветлавая зал. Главная (парадная) лестница ведет с просторного вестибюля на 2-й этаж. Перекрытия над коридора по металлических балках. Декоративные элементы отделки фасадов очень сдержанные: рустовка стен 1-го этажа, обрамление окон 2-го этажа лиштвамi, развитая карнiзнае членение 3-го этажа. Окраска фасадов двухцветная: декоративные элементы, тяги, карнизы, плинтуса выделен белым цветом на фоне охристо-золотистых стен. В интерьеры интерес вызывает паркетный пол в зале i отдельных комнатах, столярка окон i двери. Здание построено на Духовой горе (ул. Гоголя).
Согласно письменным источникам, с XIV в. на этом месте существовала церковь Святого Духа. Построил ее князь Ольгерд и его жена Ульяна. В дальнейшем церковь была перестроена. Каменное здание церкви было построено на деньги витебских граждан Бибкав в 1792г.
Каменная церковь была крестообразная, коринфского ордера архитектуры, с двумя от фронтона двухэтажными башнями с Купалой посередине, освещенной восемью окнами. При Свято-Духовская церкви существовал монастырь. Первоначально монастырь был женский, основанный Ульяна, затем сменился мужским. Но этот мужской православный монастырь находился в упадке. Около 1697 был восстановлен женский базилианский монастырь.
В 1793 г. на средства тех же купцов Бибкав был построен монастырский корпус. Здание каменное, двухэтажное, в длину 10 саж. и 4 саж. в ширину. К нему примыкал деревянный дом, длиной 21 саж., Шириной 3 саж., В котором размещалось женское училище, основанное при Свято-Духовской базилианском монастыре.
В 1812 г. во время войны училище было закрыто. Восстановлена в 1815 г., но было уже не такое многочисленное. С переходом Свято-Духовская церкви от униатов в православное ведомство церковь и монастырские сооружения пришли в упадок.
2 апреля 1864 г. по распоряжению Святейшего Синода было открыто Полоцкое женское училище духовного ведомства. Для училища предполагалось приспособить бывший монастырский корпус. В 1865 епархиальный архитектор Плюшчэвски-Плюшчык осмотрел здание и пришел к выводу, что двухэтажный каменный крытый гонтом здание имеет крепкие стены и после переделок может быть с выгодой использованы для нового назначения, как и одноэтажные каменные стены дворовых построек. Кроме того, архитектор предлагал сделать двухэтажную пристройку 20х5 саж., Над существовавших корпусом надстроить третий этаж и отдельно построить баню из белье.
Переписка о целесообразности приспособления зданий бывшего базилианского монастыря под Полоцкое женское духовное училище продолжалась до 1868 г. Вероятно, к 1872 проект перестройки монастырских зданий был частично реализован. В "памятных книжку Витебск губернии" за 1880-е гг. училище уже указано по ул. Духовская. Со временем росло количество воспитанниц, вырос и штат учителей. Здание, которое занимала училища, был уже мал, и соответственно встал вопрос о строительстве нового. В 1898 г. Полоцкая епархия выделила средства на строительство нового учебного корпуса, который был возведен в 1901-1902 гг. Автор проекта главного корпуса - гражданский инженер Павловскi Александр Кондратьевич, автор проекта вспомогательных служб - гражданский инженер Виноградов Петр Андреевич. Как свидетельствует анализ плана 1872 новое здание училища было возведено на фундаменте старого монастырского корпуса.З всего архитектурного комплекса сохранились только главный корпус училища и хозяйственный флигель. Главный корпус занимает самое высокое место на горе. Он был связан закрытой галереей с Духовская церковью (не сохранилась). 3-этажный с полуподвальном этажом здание в плане Е-образной формы, главным фасадом выходит на ул. Гоголя.
Внутренняя планировка коридорного типа с односторонним коридором, ориентированным в сторону двора. На первом и втором этажах находились учебные классы, на третьем - спальни. В центре главного фасада широкий ризалит с парадным портиком, который ведет в просторный вестибюль. Массивные столбы портика поддерживают балкон актового зала на втором этаже. В декоративных деталях второго и третьего этажей проявляются элементы псевдорусского стиля (наличников окон в виде кокошников и др.).
В 1948 г. в Витебском филиале института "Белгоспроект" разработан проект восстановления здания бывшего училища. Авторы проекта Катакин и Жилко. При восстановлении стилистика фасадов была сохранена, частично перамуравана фасадная стена левого крыла, снизу замурованный оконные проемы.
В 1970-е годы к основному зданию была сделана пристройка, на месте церкви Св. Духа построена башня с часами.
Здание бывшего дворца губернатора 1772 год - ул.Советская, 18
![Нажмите для увеличения](/images/stories/belarus/Witebsk/3-min.jpg)
Первоначально дворец возведен в конце XVIII в. как городской особняк, который вскоре был передан дворянству. Это было каменное трехэтажное здание, прямоугольное в плане, ориентированный торцовым фасадом на Западную Двину.З 1806 он являлся местожительства генерал-губернаторов. В связи с этим начались перестройки (пристроен новый двухэтажный корпус). Они были закончены в 1811 г., когда в Витебск переехал военный губернатор герцог А. Вюртембергского, который и занял этот дом. Перестройки проводились в конце XIX и начале XX в. (В основном внутренняя планировка).
Памятник состоит из главного прямоугольного трехэтажного объема (XVIII в.) И П-образного в плане двухэтажного (XIX в.), Образующих большой внутренний двор. В главном корпусе на первом этаже находился парадный вестибюль с центральной лестницей, с обеих сторон вестибюля - четыре помещения и небольшие комнаты для прислуги. На втором - служебные комнаты губернатора: гостиная, приемная, кабинет. Третий этаж отводился под жилье семьи губернатора.
В двухэтажном крыле на первом этаже располагались служебные помещения правления и канцелярии губернатора, на втором - большой зал (столовая), приспособлена также для проведения концертов и спектаклей, в торцовой части была церковь.
Трехэтажный корпус является характерным примером архитектуры классицизма. Его главный фасад отмечен центральным ризалитами с портиком, образованном четырьмя полуколоннами дарычнага ордера. Портик занимает высоту в два этажа, на третьем сделан балкон, который поддерживают полуколонн портика. Боковые стены гладкие, ритмично прорезаны прямоугольными оконными проемами. Углы главного фасада и ризалита расшитый под руст. Архитектура двухэтажного крыла отражает черты позднего классицизма: чатырохкалонны дарычны портик, стена первого этажа расчлененный полуколоннами с аркатурай, что обрамляет оконные проемы. Угловая часть фасада выдвинута четырьмя полуколоннами на высоту двух этажей и завершена треугольным фронтоном.
Обелиск героям войны 1812 года
Дата строительства 1912 г.
У дворца губернатора стоит памятник-обелиск, посвященный победе русского оружия в 1812 г. Он был сооружен витебчанами на свои средства в честь столетия изгнания французов из России (архитекторы И. А. Фомин и Т. В. Кибардин).
Здание бывшего окружного суда конец XIX века - ул.Ленина, 32
Каменное П-образное в плане здание выходит главным фасадом на пл. Свободы. Центральная часть двухэтажного основного объема подчеркнуто ризалитами и выделено по вертикали 3-м этажом. Архитектурно-художественное решение фасадов основывается на традиционной для классицизма симметричности композиции. Пластику фасадов создает ритм пилястр и оконных проемов с наличниками.
В 1883 г. на Соборной площади (ныне пл. Свободы), около ратуши и бывшего иезуитского костела, возведен монументальный здание для окружного суда. Авторы проекта - архитектор И.П. Каминский и инженер М.Ф. Карчевский. В плане здание П-похож, асимметричный, с крыльями неодинаковой длины. Планировка смешанная коридорная-Галерейная, с множеством больших и малых административных и должностных помещений. В центральном крыле находится парадный вестибюль с лестницей, в боковом - зал для заседаний. Интерьеры помещений, особенно зала, отмечаются богатой декоративной отделкой. В архитектурно-пластическом решении преобладают элементы неоклассицизма и модерна.
Здание является не только выдающимся архитектурным памятником, но и памятником истории. Мемориальная доска на главном фасаде свидетельствует, что здесь в 1917 г. размещался Военно-революционный комитет, который осуществлял революционную власть в городе до создания в январе того же года Совета рабочих и солдатских депутатов.
Городской усадебный дом (улица Пушкина, 2)
![Нажмите для увеличения](/images/stories/belarus/Witebsk/6-min.jpg)
Памятник архитектуры позднего классицизма. Построенный во 2-й половине 19 в. на левом берегу Витьбы, главным фасадом ориентирован к реке. Представляет собой двухэтажное Е-образный в плане кирпичное здание с полуподвальном этажом. Главный фасад выделяют 3 широкие ризалиты - центральный и боковые. В центральном рызалице расположен главный вход, акцентированный двухкалонным портиком, поддерживающий на 2-м этаже балкон с ажурной металлической оградой. Завершены ризалит треугольным фронтоном с окном-люкарнами. Боковые ризалиты завершены треугольными фронтонами с лучковыми нишами в центре. Между ризалитами на 1-м этаже по сторонам наружные лестницы с ажурной металлической оградой. В центре дворового фасада - лучковые ризалит с лестницей на 2-й этаж. По периметру здание окружено тонкапрафиляваным карнизом. Стены прорезаны прямоугольными оконными проемами. Внутренняя планировка анфиладнакалидорная.
В здании в 1917 г. находился Витебский Совет рабочих и саддацких депутатов, 1 - 3 (14 - 16) .10.1917 г. проходила 1-я губернская партийная конференция. В 1930-е годы здесь располагался еврейский педтехникум, ныне - театр "Лялька".
Бывшие лабазы, вул.Чайковскага, 3, 5
Склады (лабазы, соляные магазины, провиантские магазины, провиантские склады, интэнданцкия склады) были построены в конце XVIII века по так называемым образцовым проектам, которые разрабатывались централизованно в Санкт-Петербурге для губернских и уездных городов. Каменные лабазы имели сходство с торговыми рядами: это ячейки-магазины, галереи, однако внешний вид корпусов имел более "городской" характер - их архитектура крупномасштабный, в ней нашли прямое отражение приемы и формы классицизма. Строительство велось за государственные средства.
Крупномасштабное здание провиантских складов, было поставлено, как кулисы на самой набережной Задвинье в 1774 году. Сооружение, которое имело специфическое назначение (для торговли, хранения зерна, муки и других товаров) организовала длительный фронт застройки. Для достижения единства и крупного масштаба длинного речного фасада использованы разнообразные членение: разделение всего объема на три крупные части, увеличение среднего корпуса до двух этажей, чередование выступлений и фронтонов, ритм оконных и дверных проемов.
К середине XX в. сохранились два корпуса - центральный и правый боковой с перестройкой. Центральный корпус двухэтажный, на главных осях выделен симметрично двухарочные проемы, между которыми расположены пилястры на всю высоту здания. Боковой корпус одноэтажный, декорированы арочными нишами и пилястрами.
В 1999 - 2004 г.г. проведена I-я очередь реконструкции (здание по ул. Чайковского, 3), II-я очередь реконструкции 2006 - 2007 г.г. (Здание по ул. Чайковского, 5).
Сейчас в зданиях бывших лабаза расположено ГУ «Культурно-исторический комплекс" Золотое кольцо города Витебска "Двина".
Здание бывшего поземельно-крестьянского банка 1917 год вул.Даватара, 7/11
![Нажмите для увеличения](/images/stories/belarus/Witebsk/8-min.jpg)
Строительство банка было возбуждено в 1913 г. (авторы проекта - гражданский инженер Константин Константинович Тарасов i инженер-строитель Владимир Федорович Коршыкав), однако в связи с началом 1-й мировой войны затянулась до 1917 г. Последние наружные и внутренние работы велись во время империалистической войны, когда не хватало рабочих рук, строительных материалов. Только благодаря усилиям авторов проекта строительства банка было завершено.
Выбор места на окраине города неслучаен. Дело в том, что основными клиентами банка были крестьяне окрестных деревень. Двухэтажный с полуподвальном этажом здание в плане П-образной формы. Неодинаковые по длине и ширине боковые крылья, выступающие объемы крыльев и ризалитов придают ему негиметрычнасць. Объемно-пространственная композиция решается с учетом его углового расположения. Это подчеркивается своеобразными башнями, которые фланкируюць здание с трех сторон. Решены они в эклектичных формах, особенно выделяется средняя башня с массивным карнизом в виде машыкуляв и высоким двухъярусным шатром.
Памятник отличается монументальностью композиции, сложным живописным силуэтом, разнообразными декоративными элементами, что придает ему необычный архитектурно-художественный образ. Здание выполнен в "новаруским стиле", автор архитектурно-художественным языком передал черты национально-романтической разновидности русского модерна. Живописность силуэта, пластичность объемов, богатая гамма фактурно-цветовых решений, красивый ритм линий и форм создают запоминающийся образ и ставят здание витебского банка в ряд лучших архитектурных произведений города.
При возведении здания использованы новые на то время прогрессивные строительные материалы. Межэтажные перекрытия, лестничные ступени и подоконнику плиты сделаны из железобетона. Столярку делали из лучших пород дуба.
|