contrast version

 


 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Вопрос на засыпку»

Тема: «Удивительный мир растений»

Цель: повышать интеллектуальный и культурный уровень учащихся, содействовать углублению знаний программного материала и формирование умения применить его в новой ситуации,приобретению умений и навыков работы в команде, выявление , поддержка и развитие одарённых учащихся с выраженными интеллектуальными способностями; содействие самовыражению , мотивации к дальнейшему совершенствованию знаний.

 

- Мы рады приветствовать всех собравшихся в этой аудитории на очередной интеллектуальной игре.Сегодня состоится турнир среди лучших знатоков нашей школы . Ближайшие 40 минут вы станете свидетелями напряжённой интеллектуальной борьбы между двумя сильнейшими командами в увлекательной и познавательной игре «Вопрос на засыпку».   

 

(заставка-песня)

-Желаем вам успехов, новых интеллектуальных побед.Приглашаем занять место игроков команды «Пирамида» (участники исследовательских конференций)Место за вторым столом занимает команда «Эрудит» (лучшие учащиеся от классов).

- Итак, справа от меня команда «Пирамида» . Слева от меня команда «Эрудит»

Следить за ходом игры, оценивать правильность ответов и определять победителя будет жюри в составе:………………..

- Мы начинаем… Тема нашего турнира «Мир растений». Послушайте правила нашей игры:

Правила наши очень просты.
Услышав вопрос, его обсуди.
Тридцать секунд на раздумье у вас,
Чтобы верно ответив, порадовать нас.
Наградою будет время для вас.

- У вас будет ровно 30 секунд на обсуждение каждого вопроса. За временем будет следить жюри. Через 30 секунд у команд должен быть готовый ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.Каждый бал приносит вам 10 секунд для решения самого сложного финального вопроса. Чем больше вы заработаете баллов за игру, тем больше времени у вас будет для решения самого трудного вопроса «Вопроса на засыпку».

 

Первое испытание – 1 раунд «Молчаливые великаны».

Наш раунд тоже будет молчаливым. На экране перед вами изображения четырёх деревьев:

№1 – береза, №2 – ель, №3 – осина, №4 - сосна. На столах карточки от 1 до 4

Выслушав вопрос, посовещавшись, по сигналу жюри вы поднимаете цифру с правильным ответом.Обе команды отвечают на все 8 вопросов этого раунда одновременно.

Вопросы 1 раунда:

1.Какое из деревьев не погибает при пожарах, которые идут по земле?

(Горит трава и кустарники, но сосна из-за толстой коры в нижней части сохраняется. Сохраняется и крона, т. к. находится высоко) 4

2.Древесина какого дерева чаще всего идет на изготовление спичек? (осина)3

3.Рощи каких деревьев называли корабельными (Сосна имеет длинный гладкий ствол. Из сосновых стволов изготавливают мачты для кораблей-парусников)4

4.Какое из этих деревьев имеет сходство с пихтой по внешнему виду и длине хвои? (Ель)2

5.Отмирание этого дерева в больших городах – сигнал опасности для человека. Показатель того, что воздух сильно загрязнен выхлопными газами. (сосна)4

6.Это дерево иногда называют поющим или музыкальным. Из его древесины делают скрипки, арфы, фортепиано и другие музыкальные инструменты. Что это за дерево? (ель)2

7.На месте срубленного ельника вырастает лес не из ели, а из …   (березы)1

8.Весной это дерево начинает цвести. Сережки длинные     свисающие, желтоватого цвета. Пылит это дерево очень обильно, рассеивая желтую порошкообразную пыльцу. (береза)1

 

Слово жюри. По сколько дополнительных баллов зарабатывает каждая из команд?

Значит команда «Пирамида» заработала…… секунд для решения вопроса на засыпку, а команда «Эрудит»……. секунд

 

А у нас начинается следующий 2 раунд «Зелёная аптека».

Вас ждут вопросы о лекарственных растениях нашего края.Что бы пользоваться лекарствами растительной аптеки нужно знать её от А до Я

(на экране алфавит)

Команды по очереди выбирают букву в нашей зелёной аптеке, слушают вопрос и отвечают, название какого растения-лекаря начинается с этой буквы

Каждая команда выбирает 5 букв, отвечают команды поочерёдно.

Вопросы 2 раунда:

А -У русского народа это комнатное лекарственное растение получило название «столетник». А как звучит его научное название?   (алоэ) 

Б- В старину сапоги для русских солдат делали особым способом: в подметку между двумя слоями кожи вставляли прослойку из коры этого дерева. Она не пропускала внутрь сапога влагу. И в сырую погоду воины редко простужались и редко болели.
В наше время угольные таблетки, изготовленные из этого дерева, применяются при отравлениях, так как очищают весь организм. А деготь, полученный из этого растения, входит в состав мази Вишневского и лечит самые страшные ожоги. (берёза)

Лекарственное растение, гарантирующее долгую жизнь. Ближайший родственник Кощея. (бессмертник) 

В Название растение получило в честь одного из римских императоров. Русское обиходное название растения: «мяун», «кошачья трава», «кошачий корень». На этом растении настаивают прекрасное успокаивающее средство. (валериана) 
Г - Это растение – лучшее украшение окон в наших домах. Народная медицина считает, что аромат его листьев снимает головную боль и прогоняет усталость. (герань) 

Д В традиционной культуре славян – это самое почитаемое и священное дерево. В легендах говорится, что на нем росли золотые молодильные яблоки, и даже кот ученый под ним ходит. На самом деле это не так, но лекарственными свойствами оно знаменито издавна. О каком дереве идет речь? (дуб) 

Е –сине-чёрные ягоды этого кустарника напоминают малину, название напоминает о колючих представителях фауны, само растение обладает витаминным и укрепляющим действием (ежевика)

Ж – многолетний кустарник с нежными жёлто-белыми цветками, издающими тонкий аромат не только радует цветением в начале лета, но и обладает бактерицидными обеззараживающими свойствами (жасмин)

З Эта крошечная, но вкусная ягодка растет в лесу. Для того, чтобы ею полакомится, нужно хорошо потрудиться, это всем известно по сказке «Дудочка и кувшинчик». О какой ягоде идет речь? (земляника) 
И Из сухих корней этого растения делали муку и пекли хлеб, из поджаренных корней варили кофе. Из стеблей и свежих листьев получался замечательный суп, а из сухих листьев – чай. Не случайно это растение носит такое гостеприимное имя и первым «поселяется» после лесного пожара.    (иван-чай) 

К -. В переводе с древнегреческого эта овощная культура означает «голова». Ее листья содержат живой белок, а также много витамина С. Древние врачи рекомендовали кормить ею детей, чтобы они росли крепкими и не болели. (капуста) 

Л Древние египтяне считали, что это первое растение, которое создали Боги. Оно до сих пор является незаменимым в текстильной промышленности и в сфере медицины. Это уникальное растение может и одеть, и накормить, и вылечить. О чем идет речь? (лен) 
М . Это растение-пионер первым после зимы заселяет голые пустующие пространства. Цветет с конца марта до мая желтенькими цветочками. Название этого растения переводится с латыни на русский как «прогоняющее кашель».(мать-и-мачеха) 

Н Латинское название этого декоративного и лекарственного цветка – календула. В России этот цветок получил название за форму лепестков, сходную с формой пластинок на пальцах. Назовите его. (ноготки) 

О – Известен рецепт салата из листьев этого растения, которым потчевала великого Гете его мать. Он так и называется «Салат Гете». Корни этого растения служат суррогатом кофе, а из лепестков готовят варенье. На одной головке около 200 семян,– По нему можно неплохо сверять часы: ровно в шесть утра распускается «жёлтая корзинка», ровно в 3 закрывается.

Р - . Ученые считают его «деревом здоровья», в народе называют «живой кормушкой» Ягоды этого дерева – это кладезь витаминов и органических кислот. Хороший урожай с этого дерева – примета холодной зимы. (рябина) 

С Ягоды разных сортов этого кустарника похожи на маленькие разноцветные шарики: черные, белые, красные. Это многолетний кустарник высотой 1,5-2 метра. Его ягоды – настоящая кладовая аскорбиновой кислоты. (смородина) 
Т - Ценное кровеостанавливающее лекарственное растение, говорит о том, как много у него листьев. (тысячелистник) 
У Листья будто кружева,Украшенье для стола.Повышают аппетит,Придают здоровый вид.

Круглый год леченье,И все от воспаления. (укроп)

Ф – эта лекарственная трёхцветная красавица в народе именуется как «Анютины глазки»(фиалка)

Х – бывает лесной и луговой и полевой. Но только последний является лекарственным и поможет при отёках и ревматизме (хвощ)

Ц -  это ароматное и чрезвычайно полезное растение, известное как один из самых популярных заменителей кофе(цикорий)

Ч - Эта всем известная и любимая ягода обладает красящим свойством. Она входит в пищевой рацион летчиков и космонавтов, так как улучшает зрение. Что это за ягода? (черника) 
На изломе стебля у этого растения выступает сок. Когда-то верили, что этим соком можно сводить бородавки. Это свойство и дало название растению. (чистотел) 

Ш из этой «дикой розы» выращено много садовых роз. По-на­учному он так и называется — роза, только с добавлением — собачья. Почему собачья? В древности люди думали, что это растение помогает при укусе собак.. Является лекарственным растением. Плоды заваривают и пьют при кашле. (шиповник) 
Щ - Из этого витаминного растения варят зеленые щи. (Щавель.)

Э – розовый цветок  по своим лечебным свойствам заслуженно занимает почтенное место среди лекарственных растений. Исследования проявили эффективность в борьбе с заразными и простудными болезнями.(эхинацея)

Ю – буква подсказка ю прячется середине этого слова, корень прячется под землю до 3 метров вглубину, стебель больше метра длиной цепляется за всё что встретит на пути Из корней, травы, цветков и семян вьюнка изготавливаются эффективные лекарственные, применяемые при лечении многих заболеваний

Я -- Эти вкусные плоды Всем знакомы с древности.Все, кто ели, не болели,  

Зубы белые блестели, Малокровие, ожирение   Побеждают без сомненья.

Есть варенье, сок, пюре   И аптека во дворе.

 

Слово жюри. Сколько баллов и дополнительных секунд зарабатывает каждая из команд?

…………………..

 

Лекарственные растения – это растения, которые приходят к человеку на помощь. Но нельзя забывать и о том, что эти самые растения могут исчезнуть с лица Земли, если человек будет варварски уничтожать их, не заботясь о их охране.

Начинаем 3 раунд «Они нуждаются в защите или по страницам «Красной книги»

Каждой команде будут предложены 2 вопроса ценой в 2 балла за каждый

Один раз вы сможете воспользоваться подсказкой «Сигнал о помощи», подняв карточку «SOS» попросив помощи друга из зрителей. Но помните, что подсказка тоже может быть ошибочной и будет засчитана как неверный ответ. Выбирайте верного помощника.

 

Один раз вам может прийти на помощь сама красная книга, показав вам, как выглядит загаданное растение. Сигнализируйте, подняв карточку с изображением книги. Использование подсказки уменьшает цену правильного ответа и вы –зарабатываете не 2 а 1 балл.

Вопросы 3 раунда:

О редких растениях люди слагали легенды, с ними связано множество народных поверьев. Определите о каком растении красной книги так думали в старину:

  • За жёлтые цветы, напоминающие связку миниатюрных ключиков, это растение считали «золотыми ключами», которыми весна открывает дверь, впуская лето и тёплую солнечную погоду. (первоцвет высокий)
  • У наших предков славян это растение считалось не только прекрасным цветком, но и могущественным растением. Они называли его «одолень-трава», верили, что оно излечивает от многих болезней, оберегает от многих бед. (кувшинка белая)
  • Когда-то в народе верили, что это растение, если положить его в изго­ловье кровати на ночь, предскажет в сновидениях судьбу человека

ножка цветка, и лепестки снаружи одеты мягким пушком. И от этого растение напоминает маленького зверька. За это его в народе ласково зовут бобриком. (прострел луговой или сон-трава)

  • Это редкое растение напоминает причудливый старинный башмачок, который по легенде обронила в лесу древнегреческая богиня

 

Слово жюри. Сколько баллов получает каждая команда?

 

А сейчас нас ждёт раунд «Весёлая переменка».

Слушаем песню и выполняем разминку под музыку (движения демонстрируют заранее подготовленные учащиеся).

Этот раунд позволил вам отдохнуть, но, надеюсь, не ослабил вашего внимания

Продолжаем.

Многие растения привлекают наше внимание своими любопытными особенностями. Среди растений есть свои карлики и великаны, рекордсмены в той или иной области. Не случайно некоторые из них попали в книгу рекордов Гиннеса.

И я объявляю 4 раунд «Самые-самые!!!»

Определите в чём эти растения превзошли все остальные и попали в книгу рекордов. Команды отвечают по очереди.

Вопросы к 4 раунду:

Вставьте пропущенное слово в предложение

Бамбук самое…………………………….растение

Секвойя самое ……………………………………………….дерево

Берёза Шмидта самое…………………………………дерево

Болотная ряска имеет самые ……………………………цветы

Раффлезия имеет самые большие ………………………..

Акация имеет самые большие…………………………………

Сколько же дополнительных секунд приносит этот раунд нашим командам?

Добро пожаловать на следующий 5 раунд «Магический шар»

Для каждой команды свой магический шар, своя тайна

У вас будет 3 подсказки о таинственном растении, которое прячется в магическом шаре.

Дав правильный ответ после первой подсказки вы получаете 3 балла, воспользовавшись двумя подсказками вы получаете 2 балла,

и истратив все 3 подсказки получаете 1 балл.

Подсказки для команды…………………….

Вопросы 5 раунда:

1-я подсказка:

У древних греков это растение являлось символом печали и вплеталось в венки в знак горя. Во Франции стало королевской приправой, а в других европейских странах считалось колдовским зельем. У него ценны и корешок, и вершок, и семена. Этот ценный источник витаминов выращивают не только в огородах, но даже по приказу министерства обороны на военных кораблях для разнообразия рациона матросов .

2-я подсказка:
Этот пряный овощ имеет «каменное» имя, так как в переводе с греческого означает «камень». Этим именем называли мальчиков в надежде, что они будут стойкими к невзгодам, мужественными и крепкими как камень.
         3-я подсказка:
Этим именем назван один из самых задорных сказочных героев славянских народов, он носит цветной колпак и веселит публику. (Петрушка.)

Подсказки для команды…………………………….

1-я подсказка

Семена этого растения переправились через океан в Америку. Они попали вместе с грязью на сапогах завоевателей и первых поселенцев. В Америке не было такого растения. Оно появилось вместе с европейцами вокруг их жилищ и по дорогам, где они проходили. Индейцы с ужасом смотрели на это растение и называли его «след белого человека».

2-я подсказка

           Один экземпляр этого растения осенью дает от 8 до 60 тысяч семян. Семена мелкие их кожица при намокании становится липкой, поэтому это растение быстро расселяется по всем дорогам и вдоль них.

3-я подсказка

Часто дети клеят листочки этого растения на разбитые коленки. И они правы- растение обладает…………………………………..свойствами, только перед этим необходимо листочки вымыть. (Подорожник)

Пришло время вопроса на засыпку.

Сколько баллов заработала команда «Пирамида»? Значит у вас …….секунд на обсуждение самого сложного вопроса на засыпку.

А теперь узнаем сколько баллов у команды «Эрудит» . У вас……….секунд на обдумывание вопроса на засыпку. Это немного меньше, но вполне хватит на выполнение задания.

 

Правильный ответ принесёт вам 5 баллов

 

 

 

Финальный вопрос на засыпку:

Героем нашего последнего раунда является растение символ Беларуси, растение изображённое на гербе нашей республики, растение, которое в нашей стране называют «блакітнае золата»

 

Сейчас вы увидите на экране изображения . Ваша задача выбрать все , на которых изображён лён. Номера ответов записать на лист ответа и передать жюри. Итак жюри начинает отсчёт времени, внимание на экран

 

Команды сделали свой выбор. Проверим. Изображение льна на фотографиях №1,2,3,5,6

 

Это была самая напряжённая игра «Вопрос на засыпку»

Какая же из команд дала правильный ответ на самый последний вопрос?

Кто стал победителем в этой игре?

Слово жюри…..

 

Мы поздравляем победителей. Вы подтвердили своё звание знатоков, эрудитов и интеллектуалов.

Награждение победителей и участников игры.

 

 

Учитель начальных классов

высшей категории

ГУО «Средняя школа № 20 г. Орши»

Почтарёва Ольга Васильевна