contrast version

Отдел образования Оршанского горисполкома

Учреждение образования

«Оршанская государственная общеобразовательная средняя школа  № 20»

  

Урок литературного чтения

3 класс

В. Берестов «Честное гусеничное»

 

Учитель начальных классов:

Лузгина Елена Геннадьевна

1 категория

 

Орша, 2009

Скачать урок с презентцацией (3.7МБ) 

Download urok.rar

 

 

 

Cтадия 1. Вызов

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

-День – это много или мало?

-Может ли человек измениться за один день?

Слайд №2

-Ребята, выберете для себя то, что вам ближе, и займите соответствующее место в классе.

Мне приятно, что большинство из вас захотело здесь остаться, ведь именно на уроках литературы мы стараемся познать мудрость жизни.

2.ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ

- Как всегда на уроке  нас ждут чудеса, фантазии, творчество и волшебство. Предлагаю вам побыть  в роли волшебников. Кто сможет разгадать ребус, тот может сесть на своё место.

Слайд №3

Ответы детей.

- Право называться настоящим Волшебником получает тот, кто догадался, что ребус решается так

Слайд №4

Человек если  движется без цели, то он не знает, куда и зачем он идёт, может запутаться и потеряться. Чтобы с нами такого не случилось, давайте определим задачи на этот урок. В этом вам помогут опорные слова.

Слайд №5

Учащиеся ставят задачи на урок.

Обобщение ответов.

А сейчас я предлагаю вам прочитать фантастическую историю.

(У учеников на партах лежат карточки)

Карточка:

Воробей просил ворону

Вызвать волка к телефону.

Воробья врачи спасли,

В вертолёт его внесли.

Вертолёт вертел винтами,

Волновал траву цветами.

Самостоятельно организуйте работу в парах по инструкции.

Слайд №6

- Все ли задания вам понятны?

- Для чего вы будете выполнять такие задания?

От вашего старания зависит ваше умение выразительно, правильно и быстро читать.

 

Не забудьте о культуре работы в парах, правилах взаимоотношений.

Учащиеся сигнализируют о завершении работы.

3.ЭТАП ОСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

А вот автора и название следующей фантастической истории  попробуйте расколдовать сами.

Слайд №7

Задание будем выполнять, играя в «Корзину идей» (на доске таблица)

1.Я – САМ

2.МЫ – ПАРА

3.МЫ - ГРУППА

По окончании игры, ученики высказывают предположения  о том, как будет называться новое произведение.

Слайд №8

- О чем  может идти речь в рассказе с таким названием?

- Кто, как вам кажется, будет главным героем рассказа?

- Вспомнив начало урока, предположите, что произойдёт с гусеницей?

Стадия 2. Осмысление.

Чтобы проверить наши предположения, давайте прочитаем текст.

( Чтение проходит с использованием приёма «Чтение с остановками»)

… Жаль, что никто-никто этого не замечает.

-Заметит ли кто-нибудь красоту гусеницы? И почему вам так кажется?

… Дал слово – нужно его держать, даже если ты Гусеница.

- Сдержит ли своё слово Гусеница?

- Тяжело ли ей это будет сделать?

… Но падала она как-то странно – не вниз, а вверх.

- Что случилось? Как вам кажется, куда попадёт Гусеница?

… Дала честное гусеничное, что никто меня не увидит, и не сдержала его. Позор!

- Что скажет девочка, когда увидит Гусеницу?

… Сегодня они говорят одно, а завтра – совсем другое.

- Почему девочка изменила своё мнение?

(Читаем текст до конца)

- Менялось ли у вас настроение на протяжении всего рассказа? Почему? Расскажите об этом, используя словарь настроений.

Слайд №9

Физкультминутка (зарядка для глаз)

4.ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Свяжите эти пословицы с прочитанным произведением.

Слайд №10

А сейчас  каждый из вас попробует доказать свою точку зрения по заданным  проблемам.

Игра «Уголки» ( в разных местах класса висят слова ДА, НЕТ – дети образуют группы  в зависимости от своего мнения, они могут переходить из одной группы в другую, так организуется дискуссия)

- Как вы считаете, это очень хорошо всегда говорить правду?

- Можно ли сказать, что ложь бывает разная?

Обобщая ответы учеников, учитель показывает учащимся книгу  «Философия для детей» А.Андрианова и рассказывает, что в этой книге можно найти ответы на многие вопросы, которые касаются человеческих взаимоотношений.

- Мы с вами в начале  урока говорили о гуманизме и деликатности. Кто знает значение этих слов?

Слайд №11

- Насколько важны эти качества для человека?

- А сейчас я предлагаю вам поработать в группах и составить 2 «толстых» и 2 «тонких»  вопроса для своих товарищей.

Слайд № 12

Дети задают вопросы друг другу.

5.ЭТАП ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- А я хочу спросить у вас вот что: Какими знаниями владел писатель, чтобы написать этот рассказ?

Слайд №13

При обобщении ответов, детям показывается картинка, на которой изображен процесс превращения гусеницы в бабочку.

- Прочитайте текст на карточке.

Жизнь бабочки состоит из нескольких циклов. Сначала это личинка, затем гусеница, далее куколка (которая сит всю зиму), и, наконец, из куколки появляется бабочка. Бабочка откладывает свои личинки на растении. Из этих личинок развиваются крохотные гусеницы. Они начинают есть и расти. В определённый момент гусеница чувствует, что пришло время измениться. Тогда она сплетает вокруг себя маленький кокон, её голова отваливается, она сбрасывает гусеничную кожу, после чего появляется куколка. Куколка может спать несколько недель или месяцев, однако в это время с ней происходят изменения: спереди образуется шесть ног, а сзади -  четыре сложенных крыла. Когда превращение закончено, бабочка разрушает кокон и выползает наружу. Она сидит несколько часов,  не летая, и просто разрушает свои крылышки, ожидая, пока они высохнут и окрепнут. Она взмахивает ими, пока не убедится, что готова лететь, после чего совершает свой первый полёт.

- Скажите, чем похожи эти тексты и чем отличаются?

- На каком уроке мы можем встретиться с таким текстом?

- Где писал учёный, а где – писатель?

Стадия 3. Рефлексия

Попробуем и мы с вами быть писателями. Я предлагаю вам написать синквейн (можно сделать это самостоятельно, а можно с кем-нибудь в паре).

Слайд №15

Можно взять слова честность, доброта, счастье …, а можно взять любое слово, которое кажется вам главным в  прочитанном тексте или  сегодня на уроке.

Зачитываем несколько синквейнов.

6.ЭТАП КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ

- Важны ли были знания, полученные на этом уроке, для построения отношений с другими людьми? Расскажите, в какой жизненной ситуации они могут пригодиться?

Предлагаю вам написать цифровой диктант. Вы видите, на слайде записаны черты характера человека. Я читаю ситуацию из жизни, а вы записываете номер, который вы выберите для ответа.

Слайд №16

ü Витя шёл домой. Вдруг он увидел большую собаку, которая лаяла на девочку из соседнего дома. Витя очень испугался и спрятался в ближайший подъезд.

ü Когда мама пришла с работы, Света рассказала ей, что это она нечаянно вымазала скатерть на столе.

ü Маленький братик показал Даше свой рисунок. Он был очень доволен своей работой. Даша похвалила братика. Девочка знает, что, когда братишка подрастёт, она научит его рисовать ещё лучше.

ü Папа рассказывает Коле, как нужно правильно  держать гвоздь и молоток. Но Коля не слушает папу, он уверен, что всё делает правильно и в советах не нуждается.

ü Ученики 3 класса всегда здороваются  со всеми взрослыми в школе, говорят спасибо всем работникам столовой, уступают место девочкам.

Проверка.

Слайд №17

- Друга с какими чертами характера вы хотели бы иметь?

- А знаете ли вы пословицу: поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Для чего я вам напомнила об этой пословице?

 

7.ЭТАП ИНФОРМАЦИИ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ

Слайд №18

Послушайте задания на дом, выберите то, которое вы захотите выполнить дома.

ü Напишите письмо (телеграмму) от имени бабочки. Подумайте, кому будет адресовано послание, и о чём будет идти там речь.

(стратегия РАФТ, дети высказывают предположения)

ü Написать диаманту  или хайку (с теми словами, с которыми писали синквейн)

ü Поразмыслите над прочитанным произведением с помощью игры «Шесть шляп»

Если вы хотите, то можно объединиться в пары или тройки для выполнения домашнего задания.

8.ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ

-В начале урока вы ставили перед собой  задачи. Давайте подумаем, смогли ли мы их выполнить, и какие задания помогали вам в этом?

Слайд №19

Волшебниками вы были на уроке несколько раз, теперь я хочу превратить вас в учителей.  Оцените этот урок  с помощью таблицы «+, -, интересно»

Слайд №20

Спасибо за искреннюю оценку.

Слайд №21

Оценивание работы учащихся на уроке (словесное  и выставление отметок)

Урок окончен.

 

Приложение 1      Текст слайдов

 

Слайд №1

Налево пойдёшь – богатство найдёшь.

Направо пойдёшь – друга обретёшь.

Прямо пойдёшь – что утеряно, вернёшь.

А здесь останешься – мудрость жизни познаешь.

Слайд №3

яйцо – цыплёнок

икринка – рыба

гусеница - ?

Слайд №4

Бабочка

Слайд №5

ü учиться …

ü развивать умения …

ü попробуем сделать вывод … (деликатность, гуманность)

ü

Слайд №6

ü 1.Упражнение «Первое и последнее» (по очереди, через строчку)

ü 2.Упражнение «Прочитай строчку у соседа» (по очереди)

ü 3.Упражнение «Ла-ла-ла»(один читает, второй поёт)

ü

Слайд №7

1.Фамилия автора произведения, которое мы будем читать на уроке, «лишняя» в этом ряду фамилий.

А.Милн, В.Берестов, Д.Кинг

2.Название произведения узнаете, решив закономерность.

Солдат – честное солдатское

Мама – честное материнское

Гусеница - ?

Слайд №8

В. Берестов «Честное гусеничное»

Слайд №10

Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

Хорошее слово всегда к месту.

Око видит далеко, а мысль ещё дальше.

Слайд №11

Гуманизм – любовь к людям, уважение человеческой гордости.

Деликатность – вежливость в обращении с людьми, ласка, уважение.

Слайд №16

1.Честность

2.Вежливость

3.Деликатность

4.Трусость

5.Упрямство

Слайд №18

ü Напишите письмо (телеграмму) от имени бабочки. Подумайте, кому будет адресовано послание, и о чём будет идти там речь.

(стратегия РАФТ, дети высказывают предположения)

ü Написать диаманту  или хайку (с теми словами, с которыми писали синквейн)

ü Поразмыслите над прочитанным произведением с помощью игры «Шесть шляп»

 

Слайд №19

+

-

интересно

 

 

 

 

Приложение 2        Самоанализ урока

1.Место данного урока в теме, разделе, курсе

Изучаемый раздел: «Страна Вообразилия»

Место урока в изучаемом разделе: шестой урок

2.Характеристика класса

При планировании урока было учтено, что ученики класса показывают высокую  подготовку по данному предмету (поскольку на 9 – 10 успевают 70,6% учащихся), средний темп чтения – 100 слов в минуту.

Ученики знакомы с правилами работы в группах, умеют самостоятельно организовать работу в парах и группах,  умеют действовать по  инструкции.

С первого класса ребята учились по технологии развития критического мышления, поэтому они свободно владеют всеми приёмами этой технологии. Они не боятся задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, спорить.

Познакомившись с «Методикой периодически меняющихся динамических поз» В.Ф.Базарного, я рассказала учащимся о сути этой методики. Теперь ребята контролируют своё состояние, чётко определяют степень своего утомления, работают на уроке в том положении, которое им удобно на данный момент (стоя или сидя).

Проведённая в классе анкета показала, что уроки литературного чтения являются одними из самых любимых у большинства учеников класса (это и определило выбор предмета).

3. Обоснованность выбора типа и структуры урока

Выбор структуры и типа урока обосновывался тем, что на протяжении 3 лет я занимаюсь изучением и внедрением в образовательный процесс технологии критического мышления. В связи с этим данный урок спланирован в соответствии с данной технологией. Кроме того, выбор структуры и типа урока обосновывался местом урока в теме, разделе, требованиями учебной программы и целями и задачами данного урока. Заявленные цели и задачи решались в ходе урока в процессе выполнения специально подобранных заданий. Задачи урока формулировались в совместной деятельности учителя и учащихся. Постоянно на уроке осуществлялась опора на жизненный опыт учащихся, делался  акцент на значимость сделанных выводов.

В конце урока ученики проанализировали степень выполнения поставленных задач и оценили значимость урока.

 

4. Обоснованность выбора содержания, форм и методов обучения

Выбор содержания, форм и методов обучения обосновывался требованиями образовательного стандарта, потребностями и интересами учащихся, спецификой учебного предмета и моей системой работы.

В соответствии с новой концепцией преподавания предмета на I ступени общего среднего образования литературному чтению отводится особая роль, поскольку чтение является не только предметом обучения, но и средством воспитания и развития ребёнка. Учебный предмет ”Литературное чтение“ взаимодействует с другими образовательными предметами, что также нашло своё отражение в уроке, когда учащиеся установили взаимосвязь художественного текста со знаниями в области предмета «Человек и мир».

Одними из образовательных направлений уроков литературного чтения является формирование навыка чтения учащихся. В связи с этим на уроке велась целенаправленная работа по формированию навыка чтения, чему способствовали такие виды работ: речевая разминка, цель которой – расширение поля зрения учащихся и формирование умения концентрироваться при чтении, антиципация по названию произведения, различные виды чтения, формировалось умение читать молча. Такая работа проводится системно на каждом уроке. Результатом этого является сформированность  навыка чтения учащихся на достаточном уровне.

Постоянно использовались вопросы проблемного характера, творческие задания, что поддерживало интерес учащихся на протяжении всего урока.

Урок способствовал формированию таких общеучебных умений: умение принимать и выделять учебную задачу, умение планировать свою деятельность, умение осуществлять самоконтроль, умение соблюдать правила гигиены учебного труда,  умение осуществлять учебное взаимодействие, умение осмысливать учебный материал, выделять в нём главное, умения и навыки устной речи, умение вести диалог.

5. Создание на уроке условий для морально-психологического комфорта учащихся, условий для предупреждения утомляемости учащихся, санитарно-гигиенических условий

На уроке были созданы условия для морально-психологического комфорта учащихся: осуществлялась "скрытая" (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям (предлагалось работать индивидуально или в паре, составить тот тип вопросов, который хочешь и т.д.). На уроке очень часто организуется работа в парах и группах, что соответствует возрастным особенностям учащихся, снижает напряжение, страх остаться один на один с заданием, что способствует снижению утомляемости и сохранению эмоционального здоровья учащихся.

Кроме этого, на уроке были созданы условия для предупреждения утомляемости учащихся: использование технологии развития критического мышления и методики периодически меняющихся динамических поз позволило сделать  урок эмоциональным, подвижным и интересным.

Были соблюдены санитарно-гигиенические условия: урок проходил в проветренном, хорошо освещенном  помещении, происходило чередование поз учащихся, чередование различных видов деятельности, проводилась физкультминутка.

Использованная на уроке презентация соответствует санитарным требованиям: цвет фона – теплый неброский оттенок зеленого цвета, бегающие и прыгающие картинки используются дозировано (2 раза, исключение – завершающий слайд), эти картинки не отвлекают от основной информации (многократное, неуместное использование таких картинок увеличивает нагрузку на зрение ребёнка). Текст напечатан крупным жирным шрифтом, объём текста не превышает 1/3 площади слайда. Количество объектов на одном слайде не превышает 6. Слайды (фон, шрифт, анимация) сделаны в одном стиле.

6.Результативность урока

Результативность урока можно оценить по предложенному учащимся цифровому диктанту, по их оценке урока по таблице «+,-, интересно», по анализу выполнения поставленных задач.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 3 КЛАССЕ УО «ОРШАНСКАЯ ГОСШ № 20»

УЧИТЕЛЬ: Лузгина Елена Геннадьевна

 

ИЗУЧАЕМЫЙ РАЗДЕЛ: «Страна Вообразилия»

 

МЕСТО УРОКА В ИЗУЧАЕМОМ РАЗДЕЛЕ: шестой урок

 

ТЕМА УРОКА: В.Берестов «Честное гусеничное»

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала

ЦЕЛЬ: путём чтения и осмысления литературного произведения приобщить учащихся к общечеловеческим духовным ценностям, сформировать его как культурного читателя, выражающего интерес к книгам и чтению, проявляющего гражданские, нравственные, эстетические чувства и творческую активность.

ЗАДАЧИ:

-    продолжать работать над  правильным, осознанным, выразительным чтением  вслух и молча с достаточной беглостью в соответствии с нормами литературного произношения;

-    формировать читательские умения  и литературных представлений учащихся, необходимые  для освоения литературы как искусства слова и обеспечивающие  полноценное восприятие и понимание произведений и книг

-    формировать образные представления о человеке и окружающем его мире, отношений к жизненным явлениям;

-    способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, воссоздающего воображения, критического мышления и творческой активности младшего школьника;

-    раскрыть значения слов гуманность и деликатность, акцентировать внимание на правилах построения отношений в обществе.

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: технология развития критического мышления

 

Основные этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы,

формы обучения

Содержание

Оборудование

Прогнозируемый результат

Стадия  вызова

1.Организационный этап

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.

Настраиваются на работу, осознают значимость уроков литературного чтения

Словесные, наглядные, фронтальная форма.

Элемент сказки

Слайд №2

Эмоциональный и психологический настрой, готовность учащихся к уроку.

2.Этап актуализации субъектного опыта учащихся

Актуализация субъектного опыта учащихся, формулирование задач совместно с учащимися, включение учащихся в деятельность

Демонстрируют свои знания и умения, самостоятельно организуют парную работу, выполняют упражнения на развитие навыка чтения, разгадывают ребус.

Проблемные, словесные, практические, наглядные, формы работы: парные, фронтальные.

Разгадывание ребуса, постановка задач урока, мотивация, работа по развитию навыка чтения

Слайды        № 3,4,5,6, карточки с текстом.

Целостное восприятие учебной ситуации, формулирование и принятие учащимися задач совместной деятельности.

3.Этап освоения новых знаний

Организует игру «Корзина идей», организует проверку выполнения задания, задает вопросы, побуждает учащихся рассказать о своих чувствах

Осмысливают задания, работают самостоятельно, в парах, группах. Читают ( вслух,  про себя, хором), отвечают на вопросы, рассказывают о своих чувствах

Проблемные, практические, словесные.

формы работы: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные.

Решение проблемной ситуации; чтение текста, ответы на вопросы.

Слайды

№7,8, 9;

таблица

Учащиеся готовы к чтению нового текста, умеют выдвигать предположения.

Стадия осмысления

4.Этап закрепления новых знаний

Организует работу дискуссию, знакомит с новой книгой, новыми словами, организует групповую работу.

Объясняют значение пословиц, участвуют в дискуссии, узнают значения новых слов, работают в группах.

Проблемные, словесные, наглядные;

формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Работа с пословицами, чтение с остановками, дискуссия, групповая работа.

Таблички «ДА», «НЕТ», слайды

№ 10,11,12,

«Философия для детей» А.Андрианова

Уточнение глубины и точности знаний

5.Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Содействует формированию познавательной компетентности

Отвечают на вопросы, читают текст, сравнивают, создают синквейн.

Словесные, практические, наглядные;

формы работы: фронтальные, индивидуальные (парные)

Чтение текста, установление межпредметных связей, создание синквейнов.

Карточки с текстами,

слайды

№13,14

Закрепление полученных знаний, уточнение осознанности, гибкости и действенности знаний

Стадия рефлексии

6.Этап контроля и самоконтроля

Предлагает написать цифровой диктант, организует высказывания детей

Выполняют цифровой диктант, отвечают на поставленный вопрос.

Практические, словесные, наглядные;

формы работы: индивидуальные, фронтальные.

Цифровой диктант, ответы на вопросы

Слайды

№ 15,16,17

Выявление степени усвоения учебного материала

7.Этап информации о домашнем задании

Информирует учащихся о домашнем задании

Осмысливают информацию

Словесные,

фронтальные

Предлагаются разноуровневые задания

слайд

Мотивация учащихся на выполнение домашнего задания

8.Этап подведения итогов. Рефлексия.

Подводит итог урока, даёт качественную оценку работы класса

Осмысливают успехи и трудности

Словесные, наглядные;

Фронтальная форма работы.

Приём «+,-, интересно»,  подведение итогов.

Слайды

№18,19,20

Анализ достигнутых результатов