contrast version
Мама, я сам!!!

Мне, как психологу, на консультациях часто приходится сталкиваться со старшими школьниками, которые не умеют принимать решения о вы­боре своего профессионального пути, с трудом адаптируются в новом коллективе, не умеют заводить друзей, поддерживать отношения. У них отсутствуют потребность и способность к самостоятельной постановке жизненных целей. Внешне совершенно взрослые молодые люди инфан­тильны. И, конечно, прогнозируя их будущее, можно предположить, что во взрослой жизни у них возникнут трудности.

Неуверенность, страхи, зависимость от родителей — достаточно ча­стые явления в жизни старших школьников. И чтобы жизнь наших детей была в их руках, чтобы они умели выходить из сложных жизненных ситуа­ций, делать карьеру, строить семью, необходимо воспитывать самостоя­тельность «с младых ногтей».

Самостоятельность как стремление и умение ребёнка настойчиво решать задачи деятельности независимо от взрослого, мобилизуя имею­щийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально-личностного созревания.

Предпосылки самостоятельности закладываются приблизительно на 2-3-м годах жизни, когда ребёнок начинает относительно свободно пере­двигаться на небольших пространствах и уже может в какой-то мере самостоятельно удовлетворять некоторые из своих потребностей. Кроме того, он начинает добиваться удовлетворения своих потребностей внутри семьи и других социальных групп, например игровой, т.е. приобщаться к социальным отношениям. К концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достигнуть вы­раженных показателей самостоятельности в разных видах деятельности: в игре, труде, познании, общении.

Инфантилизм возникает в ответ на активное подавление взрослым инициатив ребёнка. При­чины разные: страх за него, желание уберечь от не­минуемого поражения или презрительное отношение к его «глупым» затеям. Итог один — не развивается инициативность как первое условие формирования самостоятельности. Конечно, предметная самостоя­тельность не отмирает полностью — просто перено­сится ребёнком в другую сферу активности (напри­мер, в общение со взрослым) и начинает проявлять себя в неспецифической форме: ребёнок «мается», не знает, чем себя занять — то, что он хочет де­лать, ему не позволяют, а то, что разрешают, ему не нравится. Тогда он переносит свои проблемы на маму: капризничает, нарушает запреты, выводит её из себя — короче, реализует свою потребность в независимости другим способом. Если позволить этим чертам закрепиться, к школе получится вполне сложившийся невротик, который без мамы не может учиться и общаться с ровесниками.

Самостоятельность ребёнка можно развивать во всех сферах его жизни: дома, в школе, в общении и игре с детьми и взрослыми. Ведущая роль в развитии взросло­сти наших детей принадлежит, конечно же, родителям.

Большие возможности развития самостоятельности заложены в приучении ребёнка к выполнению домашних обязанностей. Первое, что нужно помнить родителю, — у ребёнка нет потребности эти обязанности выполнять, не ему надо, чтобы в квартире было чисто и игрушки лежали на своих местах. Это нужно нам, взрослым, а для ребёнка это неосвоенный, незнакомый и неинте­ресный вид деятельности. И поэтому быстрых резуль­татов не стоит ожидать, приучение будет происходить медленно и с определённым сопротивлением.

 

Что нужно сделать, чтобы ребёнок выполнял  домашние обязанности?

Первый шаг — определить круг обязанностей.

Они должны быть посильными для ребёнка. Если в семье несколько детей, то для каждого ребёнка сле­дует справедливо распределить обязанности. Дого­вариваясь об обязанностях, установите с ребёнком контакт глазами, не говорите ему в спину или сверху, попросите его повторить, что было сказано. Это по­зволяет ребёнку вдуматься в содержание задания и отнести его к себе. Младшие дети могут застилать постель, класть грязную посуду в раковину, убирать игрушки, вытирать пыль, раз в неделю поливать цве­ты и т.п. Старшие могут отвечать за выгул собаки, наведение порядка в своей комнате, на даче они мо­гут ухаживать за цветами на клумбе и т.п. Некоторые специалисты утверждают, что у ребёнка должно быть не менее трёх ежедневных обязанностей.

Второй шаг — показать, как справляться с за­данием, подробно описав и продемонстрировав

его выполнение. Например, для ребёнка определено задание: поливать цветы. Задание необходимо раз­бить на элементы: определить день недели и время суток, показать, где стоит лейка, как набирается во­да, как поливаются цветы, сколько воды вливается в каждый горшок и т.д. Потом необходимо понаблюдать за тем, как ребёнок это делает, и при необходимо­сти, исправить погрешности. Не ждите, что ребёнок вспомнит через неделю о задании — спокойно на­помните о нём. Если ребёнок регулярно забывает — можно разместить картинки, надписи, изображающие задания и даты их выполнения. На каком-то этапе задание можно выполнять вместе, особенно это ка­сается трудоёмких для ребёнка поручений, таких как уборка игрушек, помещения. Родителям на этапе приучения ребёнка к выполнению заданий нужно на­браться терпения, он может это делать медленно, не очень качественно, в несколько заходов.

Следующий шаг — введение штрафных санк­ций за невыполненное задание. Ребёнку можно делать поблажки в праздники, дни рождения, перед каким-то событием, в остальное время нельзя по­зволять нарушать расписание. Штрафными санкция­ми может быть лишение ребёнка каких-либо удо­вольствий — похода в парк, просмотра телевизора, компьютерных игр и т.п. Было бы неплохо установить семейное правило — «сделал дело — гуляй смело». В этом случае дети знают, что уроки и обязанности по дому необходимо выполнить до того, как садиться смотреть телевизор или идти гулять на улицу.

Кроме постоянных заданий в повседневной жизни маленького человека много ситуаций, в которых он может проявлять самостоятельность и участвовать в жизни семьи. Например, приглашайте вместе гото­вить ужин, накрывать на стол — просите у ребёнка помощи, давайте посильные задания...

Помните, ребёнок, выполняя домашние пору­чения, делает это для вас, а не для себя.

Поручения он может выполнять некачественно, так как у него нет сформированных навыков, пока не очень развитая моторика рук, более высокая, чем у вас, утомляемость. Поэтому, когда вы за ребёнком что-то доделываете, не выполняйте это демонстра­тивно, не акцентируйте на этом внимание. В приуче­нии ребёнка к самостоятельности очень важна по­следовательная позиция родителей, постановка ре­альных целей, выполнение обещаний и поощрение за выполненную работу. Поручения должны усложняться по мере взросления ребёнка.

Возьмите себе за правило — помогать ребёнку планировать ближайшие дни, разговаривайте с ним о его возможностях, о семейном бюджете и семейных проектах, проблемах и желаниях. В доверительных и честных обсуждениях, небольших общих делах, намечаемых вместе всей семьёй можно содействовать формированию у ребёнка ответствен­ного отношения к своей жизни.

До школы ребёнок должен овладеть приёмами са­мостоятельного одевания, укладывания спать, уборки «своей территории», чистки зубов перед сном и пр.

Чем раньше он научится обслуживать себя, уста­навливать контакты со взрослыми и сверстниками, следовать определённым правилам, тем легче ему будет приспособиться к школьным требованиям.

К сожалению, бытовая самостоятельность не опре­деляет самостоятельность в учебной деятельности. Иной дошкольник вполне самостоятелен и дома, и в детском саду. Сам одевается-раздевается, легко заводит дружбу с незнакомыми детьми на детской площадке, помогает маме по дому, разбирается в па­пиных инструментах, может даже один сходить в ма­газин.,. А в школе он пассивен, на уроке его прихо­дится постоянно побуждать к работе.

Такое расхождение связано с тем, что само­стоятельность житейская и самостоятельность учебная — понятия далеко не совпадающие. Что же такое учебная самостоятельность? По мнению Н. Ф. Виноградовой, самостоятельность школьника — это «умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне» («Делай вот это...», «Делай вот так...»). Оно связано с потребностью человека выполнять действия по соб­ственному осознанному побуждению («Я хочу это сде­лать...», «Мне нужно это сделать...», «Мне интересно это делать...»). То есть на первый план выходят такие особенности ребёнка, как познавательная актив­ность, интерес, творческая направленность, ини­циатива, умение ставить перед собой цели, пла­нировать свою работу. Помощь взрослого состоит в том, чтобы заставить эти качества проявиться в полной мере, не подавлять их постоянной сверхопекой.

0 чём стоит задуматься?

Не слишком ли часто мы даём понять ребёнку: ты мал, ты глуп, не умеешь того, не знаешь этого? Не пытаемся ли мы контролировать каждый шаг расту­щего ребёнка?

К чему может привести этот тотальный контроль? Ребёнок постепенно перестаёт отвечать за свои поступ­ки; если что-то не получается, перекладывает свою вину на взрослого — мама не напомнила, бабушка не усле­дила... Может, стоит спросить своего первоклассника: «Ты пришёл из школы. Что будешь делать сначала, что потом?», «У тебя что-то не получается с домашними за­даниями. Что будешь делать?», «У тебя завтра диктант по русскому. Что нужно повторить в первую очередь?» Не ждите, что ребёнок сразу предложит конструктивный ход действий. Важно дать ему понять, что успех зависит прежде всего от его инициативы и самостоятельно­сти, а вовсе не от маминых или папиных усилий.

Развить самостоятельность в учебной деятельно­сти могут помочь подготовленные учителями памятки по выполнению различных видов заданий. Напри­мер, как выполнять упражнение по русскому языку, как выучить новое правило, как решать незнакомую задачу, как заучивать новые слова, как делать работу над ошибками... Памятки могут представлять собой порядок действий (можно в виде схемы, с помощью рисунков). Опора на алгоритмы поможет ребёнку са­мостоятельно выполнять домашние задания. Неко­торые схемы могут помочь и на обычном уроке, и в проверочных работах.

Очень важно воспитывать у ребёнка навык само­контроля в учебной деятельности: как проверить правильность математических вычислений, как све­рить по словарю написание отдельного слова, как узнать, хорошо ли запомнил содержание учебного па­раграфа... Схемы самопроверки тоже полезно иметь всегда под рукой — и дома и на уроке.

Хвалите школьника за любую инициативу, прояв­ленную при выполнении учебных заданий: решил за­дачу необычным способом, сам нашёл дополнитель­ный материал при подготовке к уроку, открыл новый способ запоминания и т.д.

Домашние задания — это первый вид деятель­ности в жизни ребёнка, за который он несёт полную ответственность, это первое отраже­ние взрослой жизни.

Домашние задания могут стать хорошим поводом для развития самостоятельности!

Без участия родителей не может быть построена самостоятельность младшего школьника в организации своего рабочего места, в подготовке своей одежды и портфеля к завтрашнему дню. Самая главная задача родителей во время школьного обучения ребёнка — не стать учителями-дублёрами, а остаться родителями, принимающими, понимающими и любящими своего ре­бёнка, невзирая на его школьные успехи или неудачи.

Как помочь ребёнку организовать свое рабо­чее место? Во-первых, личным примером. Если на вашем рабочем месте постоянный беспорядок, то со­вершенно бесполезно приучать к порядку ребёнка.

Когда вы покажете ребёнку своё рабочее место (кухонный стол, письменный стол), то обратите его внимание, какими предметами вы пользуетесь, для чего они нужны и в каком порядке вы их расклады­ваете на рабочем месте.

Пусть ребёнок расскажет вам, какими вещами он пользуется при подготовке к урокам и как ему удоб­нее их разложить на столе. Определив вместе с ре­бёнком удобные для разных вещей места, можно наклеить на поверхность стола наклейки — «домики» для каждой вещи.

Когда мы говорим, что школьник умеет самостоя­тельно выполнять домашние задания, то речь идёт о целом комплексе навыков. Это означает, что ребёнок может сориентироваться в объёме заданий, которые ему предстоит выполнить; спланировать очерёдность (порядок) действий: что он будет делать сначала, что потом и т.д.; распределить время (представить, сколько приблизительно времени займёт то или иное задание); понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания; применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи; пред­ставить себе алгоритм действий, которые помогут ему в случае затруднения при выполнении задания. Напри­мер, если не знаю, какую букву вставить вместо про­пуска в слово, то я: а) думаю, какое правило подходит, может помочь; б) нахожу это правило, применяю к сло­ву; в) если я уверен, что прав, то выполняю задание; ес­ли сомневаюсь или не понимаю, как применить правило к слову, то обращаюсь за помощью к родителям.

Согласитесь, что эти навыки довольно сложны для ученика начальной школы. Бесполезно требовать от ребёнка то, чего он не умеет делать, и поэтому столь частые призывы взрослых к самостоятельному вы­полнению домашних заданий, как правило, не на­ходят отклика у детей. Самостоятельность редко по­является сама по себе. Как это ни парадоксально, самостоятельность детей — это результат ряда последовательных действий взрослых, прежде всего родителей. Можно сказать, если ребёнок нау­чился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым в случае серьёз­ных затруднений, — это серьёзный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребёнка опыт, который он сможет перенести и в свою взрос­лую жизнь. И наоборот, формирование привычки при малейшем затруднении обращаться за помощью мо­жет привести к возникновению у ребёнка ощущения собственной незначительности («Сам я ничего не могу»), а впоследствии — к неуверенности.

Какое участие родителей в выполнении детьми домашних заданий будет способствовать формированию их самостоятельности?

Анализируя частые жалобы на то, что дети не уме­ют самостоятельно выполнять домашние задания, мы выделили две распространённые стратегии поведения взрослых, закрепляющие несамостоятельность детей в этом роде деятельности.

Часть родителей, движимая лучшими побужде­ниями, практически всё время находится с детьми, выполняя все задания вместе с ними. Но домашняя работа над уроками — это поле деятельности прежде всего ребёнка, и очень важно оставлять его наеди­не с заданиями, для выполнения которых он уже владеет необходимыми навыками.

Некоторые родители твёрдо убеждены в необходи­мости предоставления ребёнку полной самостоятель­ности при подготовке домашних заданий, они лишь контролируют и оценивают конечный результат. Но если при этом ребёнок систематически сталкивается с за­труднениями, которые не может преодолеть, он начи­нает воспринимать как непреодолимое препятствие саму ситуацию домашней работы. В результате вы­полнение уроков оттягивается как можно дольше, вплоть до сна, ребёнок также может утаивать часть домашних заданий от родителей (нет задания — нет проблем).

Пути профилактики возможных трудностей и преодоления уже имеющихся

Какая же степень участия родителей в выполнении детьми домашних заданий может приблизиться к «зо­лотой середине»? Какие наши действия будут способ­ствовать формированию самостоятельности детей?

Ю. Б. Гиппенрейтер прекрасно сформулировала ответ на эти вопросы: «Если ребёнку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может вы­полнить сам, остальное предоставьте делать ему са­мому. По мере освоения ребёнком новых действий по­степенно передавайте их ему». Применяя это правило, следует обратить внимание на компоненты, из кото­рых складывается самостоятельность. Возможно, сначала понадобится значительная помощь родителей: ребёнок должен сориентироваться в том, сколько у него заданий на следующий день, каков их объём, что для него легче, а что сложнее. Имеет смысл про­говаривать с ним эти шаги. Затем в течение какого-то времени надо будет напоминать ему о том, сколько задано и что именно, а впоследствии у ребёнка выра­ботается привычка делать это самостоятельно.

Важно помнить: то, что сегодня ребёнок делает с помощью родителей, завтра он сможет выпол­нить сам, если делать дело с ним, а не за него.

А это вы знаете?

Первые очки были прикреплены к шляпе. Если хочешь читать – надевай шляпу. Очковые стёкла вшивали и в ременной поясок, который завязывали на затылке узлом. И только в XVI веке придумали цеплять очки за уши. Очки знакомой нам формы появились всего 300 лет назад.

Детям и родителям