Мама, я сам!!!
Мне, как психологу, на консультациях часто приходится сталкиваться со старшими школьниками, которые не умеют принимать решения о выборе своего профессионального пути, с трудом адаптируются в новом коллективе, не умеют заводить друзей, поддерживать отношения. У них отсутствуют потребность и способность к самостоятельной постановке жизненных целей. Внешне совершенно взрослые молодые люди инфантильны. И, конечно, прогнозируя их будущее, можно предположить, что во взрослой жизни у них возникнут трудности.
Неуверенность, страхи, зависимость от родителей — достаточно частые явления в жизни старших школьников. И чтобы жизнь наших детей была в их руках, чтобы они умели выходить из сложных жизненных ситуаций, делать карьеру, строить семью, необходимо воспитывать самостоятельность «с младых ногтей».
Самостоятельность как стремление и умение ребёнка настойчиво решать задачи деятельности независимо от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально-личностного созревания.
Предпосылки самостоятельности закладываются приблизительно на 2-3-м годах жизни, когда ребёнок начинает относительно свободно передвигаться на небольших пространствах и уже может в какой-то мере самостоятельно удовлетворять некоторые из своих потребностей. Кроме того, он начинает добиваться удовлетворения своих потребностей внутри семьи и других социальных групп, например игровой, т.е. приобщаться к социальным отношениям. К концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достигнуть выраженных показателей самостоятельности в разных видах деятельности: в игре, труде, познании, общении.
Инфантилизм возникает в ответ на активное подавление взрослым инициатив ребёнка. Причины разные: страх за него, желание уберечь от неминуемого поражения или презрительное отношение к его «глупым» затеям. Итог один — не развивается инициативность как первое условие формирования самостоятельности. Конечно, предметная самостоятельность не отмирает полностью — просто переносится ребёнком в другую сферу активности (например, в общение со взрослым) и начинает проявлять себя в неспецифической форме: ребёнок «мается», не знает, чем себя занять — то, что он хочет делать, ему не позволяют, а то, что разрешают, ему не нравится. Тогда он переносит свои проблемы на маму: капризничает, нарушает запреты, выводит её из себя — короче, реализует свою потребность в независимости другим способом. Если позволить этим чертам закрепиться, к школе получится вполне сложившийся невротик, который без мамы не может учиться и общаться с ровесниками.
Самостоятельность ребёнка можно развивать во всех сферах его жизни: дома, в школе, в общении и игре с детьми и взрослыми. Ведущая роль в развитии взрослости наших детей принадлежит, конечно же, родителям.
Большие возможности развития самостоятельности заложены в приучении ребёнка к выполнению домашних обязанностей. Первое, что нужно помнить родителю, — у ребёнка нет потребности эти обязанности выполнять, не ему надо, чтобы в квартире было чисто и игрушки лежали на своих местах. Это нужно нам, взрослым, а для ребёнка это неосвоенный, незнакомый и неинтересный вид деятельности. И поэтому быстрых результатов не стоит ожидать, приучение будет происходить медленно и с определённым сопротивлением.
Что нужно сделать, чтобы ребёнок выполнял домашние обязанности?
Первый шаг — определить круг обязанностей.
Они должны быть посильными для ребёнка. Если в семье несколько детей, то для каждого ребёнка следует справедливо распределить обязанности. Договариваясь об обязанностях, установите с ребёнком контакт глазами, не говорите ему в спину или сверху, попросите его повторить, что было сказано. Это позволяет ребёнку вдуматься в содержание задания и отнести его к себе. Младшие дети могут застилать постель, класть грязную посуду в раковину, убирать игрушки, вытирать пыль, раз в неделю поливать цветы и т.п. Старшие могут отвечать за выгул собаки, наведение порядка в своей комнате, на даче они могут ухаживать за цветами на клумбе и т.п. Некоторые специалисты утверждают, что у ребёнка должно быть не менее трёх ежедневных обязанностей.
Второй шаг — показать, как справляться с заданием, подробно описав и продемонстрировав
его выполнение. Например, для ребёнка определено задание: поливать цветы. Задание необходимо разбить на элементы: определить день недели и время суток, показать, где стоит лейка, как набирается вода, как поливаются цветы, сколько воды вливается в каждый горшок и т.д. Потом необходимо понаблюдать за тем, как ребёнок это делает, и при необходимости, исправить погрешности. Не ждите, что ребёнок вспомнит через неделю о задании — спокойно напомните о нём. Если ребёнок регулярно забывает — можно разместить картинки, надписи, изображающие задания и даты их выполнения. На каком-то этапе задание можно выполнять вместе, особенно это касается трудоёмких для ребёнка поручений, таких как уборка игрушек, помещения. Родителям на этапе приучения ребёнка к выполнению заданий нужно набраться терпения, он может это делать медленно, не очень качественно, в несколько заходов.
Следующий шаг — введение штрафных санкций за невыполненное задание. Ребёнку можно делать поблажки в праздники, дни рождения, перед каким-то событием, в остальное время нельзя позволять нарушать расписание. Штрафными санкциями может быть лишение ребёнка каких-либо удовольствий — похода в парк, просмотра телевизора, компьютерных игр и т.п. Было бы неплохо установить семейное правило — «сделал дело — гуляй смело». В этом случае дети знают, что уроки и обязанности по дому необходимо выполнить до того, как садиться смотреть телевизор или идти гулять на улицу.
Кроме постоянных заданий в повседневной жизни маленького человека много ситуаций, в которых он может проявлять самостоятельность и участвовать в жизни семьи. Например, приглашайте вместе готовить ужин, накрывать на стол — просите у ребёнка помощи, давайте посильные задания...
Помните, ребёнок, выполняя домашние поручения, делает это для вас, а не для себя.
Поручения он может выполнять некачественно, так как у него нет сформированных навыков, пока не очень развитая моторика рук, более высокая, чем у вас, утомляемость. Поэтому, когда вы за ребёнком что-то доделываете, не выполняйте это демонстративно, не акцентируйте на этом внимание. В приучении ребёнка к самостоятельности очень важна последовательная позиция родителей, постановка реальных целей, выполнение обещаний и поощрение за выполненную работу. Поручения должны усложняться по мере взросления ребёнка.
Возьмите себе за правило — помогать ребёнку планировать ближайшие дни, разговаривайте с ним о его возможностях, о семейном бюджете и семейных проектах, проблемах и желаниях. В доверительных и честных обсуждениях, небольших общих делах, намечаемых вместе всей семьёй можно содействовать формированию у ребёнка ответственного отношения к своей жизни.
До школы ребёнок должен овладеть приёмами самостоятельного одевания, укладывания спать, уборки «своей территории», чистки зубов перед сном и пр.
Чем раньше он научится обслуживать себя, устанавливать контакты со взрослыми и сверстниками, следовать определённым правилам, тем легче ему будет приспособиться к школьным требованиям.
К сожалению, бытовая самостоятельность не определяет самостоятельность в учебной деятельности. Иной дошкольник вполне самостоятелен и дома, и в детском саду. Сам одевается-раздевается, легко заводит дружбу с незнакомыми детьми на детской площадке, помогает маме по дому, разбирается в папиных инструментах, может даже один сходить в магазин.,. А в школе он пассивен, на уроке его приходится постоянно побуждать к работе.
Такое расхождение связано с тем, что самостоятельность житейская и самостоятельность учебная — понятия далеко не совпадающие. Что же такое учебная самостоятельность? По мнению Н. Ф. Виноградовой, самостоятельность школьника — это «умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне» («Делай вот это...», «Делай вот так...»). Оно связано с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению («Я хочу это сделать...», «Мне нужно это сделать...», «Мне интересно это делать...»). То есть на первый план выходят такие особенности ребёнка, как познавательная активность, интерес, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Помощь взрослого состоит в том, чтобы заставить эти качества проявиться в полной мере, не подавлять их постоянной сверхопекой.
0 чём стоит задуматься?
Не слишком ли часто мы даём понять ребёнку: ты мал, ты глуп, не умеешь того, не знаешь этого? Не пытаемся ли мы контролировать каждый шаг растущего ребёнка?
К чему может привести этот тотальный контроль? Ребёнок постепенно перестаёт отвечать за свои поступки; если что-то не получается, перекладывает свою вину на взрослого — мама не напомнила, бабушка не уследила... Может, стоит спросить своего первоклассника: «Ты пришёл из школы. Что будешь делать сначала, что потом?», «У тебя что-то не получается с домашними заданиями. Что будешь делать?», «У тебя завтра диктант по русскому. Что нужно повторить в первую очередь?» Не ждите, что ребёнок сразу предложит конструктивный ход действий. Важно дать ему понять, что успех зависит прежде всего от его инициативы и самостоятельности, а вовсе не от маминых или папиных усилий.
Развить самостоятельность в учебной деятельности могут помочь подготовленные учителями памятки по выполнению различных видов заданий. Например, как выполнять упражнение по русскому языку, как выучить новое правило, как решать незнакомую задачу, как заучивать новые слова, как делать работу над ошибками... Памятки могут представлять собой порядок действий (можно в виде схемы, с помощью рисунков). Опора на алгоритмы поможет ребёнку самостоятельно выполнять домашние задания. Некоторые схемы могут помочь и на обычном уроке, и в проверочных работах.
Очень важно воспитывать у ребёнка навык самоконтроля в учебной деятельности: как проверить правильность математических вычислений, как сверить по словарю написание отдельного слова, как узнать, хорошо ли запомнил содержание учебного параграфа... Схемы самопроверки тоже полезно иметь всегда под рукой — и дома и на уроке.
Хвалите школьника за любую инициативу, проявленную при выполнении учебных заданий: решил задачу необычным способом, сам нашёл дополнительный материал при подготовке к уроку, открыл новый способ запоминания и т.д.
Домашние задания — это первый вид деятельности в жизни ребёнка, за который он несёт полную ответственность, это первое отражение взрослой жизни.
Домашние задания могут стать хорошим поводом для развития самостоятельности!
Без участия родителей не может быть построена самостоятельность младшего школьника в организации своего рабочего места, в подготовке своей одежды и портфеля к завтрашнему дню. Самая главная задача родителей во время школьного обучения ребёнка — не стать учителями-дублёрами, а остаться родителями, принимающими, понимающими и любящими своего ребёнка, невзирая на его школьные успехи или неудачи.
Как помочь ребёнку организовать свое рабочее место? Во-первых, личным примером. Если на вашем рабочем месте постоянный беспорядок, то совершенно бесполезно приучать к порядку ребёнка.
Когда вы покажете ребёнку своё рабочее место (кухонный стол, письменный стол), то обратите его внимание, какими предметами вы пользуетесь, для чего они нужны и в каком порядке вы их раскладываете на рабочем месте.
Пусть ребёнок расскажет вам, какими вещами он пользуется при подготовке к урокам и как ему удобнее их разложить на столе. Определив вместе с ребёнком удобные для разных вещей места, можно наклеить на поверхность стола наклейки — «домики» для каждой вещи.
Когда мы говорим, что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идёт о целом комплексе навыков. Это означает, что ребёнок может сориентироваться в объёме заданий, которые ему предстоит выполнить; спланировать очерёдность (порядок) действий: что он будет делать сначала, что потом и т.д.; распределить время (представить, сколько приблизительно времени займёт то или иное задание); понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания; применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи; представить себе алгоритм действий, которые помогут ему в случае затруднения при выполнении задания. Например, если не знаю, какую букву вставить вместо пропуска в слово, то я: а) думаю, какое правило подходит, может помочь; б) нахожу это правило, применяю к слову; в) если я уверен, что прав, то выполняю задание; если сомневаюсь или не понимаю, как применить правило к слову, то обращаюсь за помощью к родителям.
Согласитесь, что эти навыки довольно сложны для ученика начальной школы. Бесполезно требовать от ребёнка то, чего он не умеет делать, и поэтому столь частые призывы взрослых к самостоятельному выполнению домашних заданий, как правило, не находят отклика у детей. Самостоятельность редко появляется сама по себе. Как это ни парадоксально, самостоятельность детей — это результат ряда последовательных действий взрослых, прежде всего родителей. Можно сказать, если ребёнок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым в случае серьёзных затруднений, — это серьёзный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребёнка опыт, который он сможет перенести и в свою взрослую жизнь. И наоборот, формирование привычки при малейшем затруднении обращаться за помощью может привести к возникновению у ребёнка ощущения собственной незначительности («Сам я ничего не могу»), а впоследствии — к неуверенности.
Какое участие родителей в выполнении детьми домашних заданий будет способствовать формированию их самостоятельности?
Анализируя частые жалобы на то, что дети не умеют самостоятельно выполнять домашние задания, мы выделили две распространённые стратегии поведения взрослых, закрепляющие несамостоятельность детей в этом роде деятельности.
Часть родителей, движимая лучшими побуждениями, практически всё время находится с детьми, выполняя все задания вместе с ними. Но домашняя работа над уроками — это поле деятельности прежде всего ребёнка, и очень важно оставлять его наедине с заданиями, для выполнения которых он уже владеет необходимыми навыками.
Некоторые родители твёрдо убеждены в необходимости предоставления ребёнку полной самостоятельности при подготовке домашних заданий, они лишь контролируют и оценивают конечный результат. Но если при этом ребёнок систематически сталкивается с затруднениями, которые не может преодолеть, он начинает воспринимать как непреодолимое препятствие саму ситуацию домашней работы. В результате выполнение уроков оттягивается как можно дольше, вплоть до сна, ребёнок также может утаивать часть домашних заданий от родителей (нет задания — нет проблем).
Пути профилактики возможных трудностей и преодоления уже имеющихся
Какая же степень участия родителей в выполнении детьми домашних заданий может приблизиться к «золотой середине»? Какие наши действия будут способствовать формированию самостоятельности детей?
Ю. Б. Гиппенрейтер прекрасно сформулировала ответ на эти вопросы: «Если ребёнку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребёнком новых действий постепенно передавайте их ему». Применяя это правило, следует обратить внимание на компоненты, из которых складывается самостоятельность. Возможно, сначала понадобится значительная помощь родителей: ребёнок должен сориентироваться в том, сколько у него заданий на следующий день, каков их объём, что для него легче, а что сложнее. Имеет смысл проговаривать с ним эти шаги. Затем в течение какого-то времени надо будет напоминать ему о том, сколько задано и что именно, а впоследствии у ребёнка выработается привычка делать это самостоятельно.
Важно помнить: то, что сегодня ребёнок делает с помощью родителей, завтра он сможет выполнить сам, если делать дело с ним, а не за него.