contrast version
«Веселится народ — праздник Пасхи у ворот»

Звучит вступительное слово священника или учителя-ведущего.

Учитель. Я поздравляю вас с самым светлым и радост­ным христианским праздником — Пасхой.

Пусть светлый день Христова Воскресения

Дарует радость, веру во спасение

И помогает Божья Благодать

Творить добро, любить и созидать.

1-й ведущий.

Пришла весна, весна-красна,

И всех гулять зовёт она!

Солнце ясное встаёт,

Всех на улицу зовёт.

2-й ведущий.

"Веселится народ —

Праздник Пасхи у ворот. Звучит колокольный звон.

Тропарь Пасхи

Христос воскресе из мёртвых,

Смертью смерть поправ

И сущим во гробех

Живот даровав.

Учитель.

Христос Воскрес! Свершилась справедливость! И в мире вновь надежда воцарилась! В великий день Святого Воскресения Явилась истина, пришло души спасение! Жизнь возлюби и все отбрось сомнения — Придёт душе твоей благословение! Дорогу к Храму ты свою найдёшь И в светлый праздник счастье обретёшь! Звучит песня «Христос Воскрес» в исполнении детей.

Христос Воскрес! Христос Воскрес! Зазвучала весть благая, Тварь ликует, воспевая: «В правде Божьей просветитесь, В правде Божьей веселитесь». Бог дал радость нам с небес. Христос Воскрес! Христос Воскрес! Рассказ учителя о Пасхе.

1 -й ведущий. Пасха — это святые дни доброты и уте­шения. Люди прощают друг другу обиды.

2-й ведущий. Совершают добрые поступки, выпускают птиц на волю.

Учитель. Одна из самых древних и добрых традиций — выпускать птиц на волю в честь Великого дня — описана в стихотворении А. С. Пушкина.

1 -й ученик.

В чужбине свято соблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.

2-й ученик.

Я стал доступен утешенью,

За что на Бога мне роптать,

Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать!

Звучит песня «Ласточки летят».

Из страны далёкой ласточки летят,

Весело щебечут, людям говорят:

«Люди, пробудитесь,

К нам весна идёт,

А с весной и Пасха

Радость нам несёт»

1 -й ведущий. В эти светлые дни люди приветствуют и поздравляют другу друга словами «Христос воскрес!»

2-й ведущий. И отвечают: «Воистину воскрес!»

Учитель. Ребята, как вы думаете, что выражает такое приветствие? (Дети отвечают.) Конечно, когда люди так по-братски целуются, это выражает любовь между ними. Под музыку выходит ребёнок в костюме ангела.

Ангел.

Я ангел, посланец Божий,

К вам прилетел на праздник тоже!

Я хочу Христа прославить

И всех с Пасхою поздравить!

Пасха! В трубы золотые

Ангелы трубят с небес!

Будьте счастливы, живые!

Радуйтесь, Христос воскрес!

Звучит колокольный звон.

3-й ученик.

Повсюду колокольный звон гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес:

Христос воскрес!

Дети. Христос воскрес!

4-й ученик.

Открыты царские врата пред нами,

Святой огонь сияет от свечи...

Кругом опять расставили во храме

Цветные яйца, пасхи, куличи.

5-й ученик.

Ещё темно, но солнышко играет,

Играет всеми красками небес,

Мы радостно друг другу повторяем:

«Христос воскрес! Воистину воскрес!»

Учитель. К празднику Пасхи все готовятся заранее: убирают и украшают дома. В вербное воскресенье люди украшают их ветками вербы. Вот и у нас стоит вербочка. Давайте споём о ней песню.

6-й ученик.

С вербой в Пасху всех встречаем,

В гости дружно приглашаем!

Заходите поскорей!

Запевайте веселей!

Звучит песня «Вербочки» (муз. Р. Глиэра, сл. А. Блока).

Учитель. А что ещё обязательно готовят к nacxe?(7?era отвечают.) Да, красят яйца, пекут куличи, из творога и изюмаделаютвкусную, сладкую пасху. Готовят много других угощений и ставят их на праздничный стол.

1-й ведущий. Пасха празднуется весной, когда вся природа оживает.

7-й ученик.

Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краёв.

8-й ученик.

И в саду у нас сегодня

Я заметил, как тайком

Похристосовался ландыш

С белокрылым мотыльком.

9-й ученик.

Звонко капают капели

Возле нашего окна.

Птицы весело запели.

Пасха в гости к нам пришла.

Учитель. Праздник Пасхи продолжается целую неделю, которую называют пасхальной, святой, светлой. У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». И многие старались заметить это мгновение. Дети даже обращались к солнцу с песенкой. Давайте и мы исполним песню о солнышке.

Звучит песня «Солнышко».

Утро лучиком проснулось,

Приоткрылись глазки.

Всё на свете потянулось,

Улыбнулось лаской. Припев.

Это солнышко-колоколнышко, Протяни свои ладошки, И оно тебе подарит Радости немножко.

Росы звёздочкой искрят,

Ветки зеленью шумят,

Весело ручьи бегут,

Птички песенки поют. Припев.

Всё играет и поёт —

Это уж как водится.

Солнышко к себе зовёт,

Хороводится. Припев.

1 -й ведущий.

Пасха! Пасха красная!

С новостью согласная.

Солнце красное взошло,

Светом землю обвело.

2-й ведущий.

Подснежник,ландыш серебристый,

Фиалка, зацветите вновь

И воссылайте гимн душистый

Тому, чья заповедь — любовь!

1 -й ведущий.

И тюльпаны красные,

И другие, разные,

Родила земля цветы —

Просто райской красоты!

Дети исполняют танец цветов.

10-й ученик.

Пришла весна — пора чудес,

Журчит родник: «Христос воскрес!»

Светлее в мире нет словес:

«Воистину Христос воскрес!»

Учитель.

Хорошо б на колокольне позвонить в колокола,

Чтобы праздник был раздольней,

Чтоб душа запеть могла.

Звучит колокольный звон.

11-й ученик.

Будто ангельское пенье,

Этот дивный перезвон

Светлым гимном Воскресенья

Зазвучал со всех сторон.

Тропарь Пасхи

Христос воскресе из мёртвых,

Смертью смерть поправ

И сущим во гробех

Живот даровав.

Учитель. В дни Пасхи люди наряжались, играли в пасхальные игры, пели, ходили в гости. А у нас будет ин­тересно?

Дети (хором). Да!

1-й ведущий. У ворот в честь Пасхи...

2-й ведущий. Начинайте сказку!

Драматизация сказки «Пасхальный колобок».

1 -й ведущий. Жили-были Дед и Баба.

2-й ведущий. Очень бедные.

1-й ведущий. У них не было курочки Рябы, которая снесла бы им яичко.

2-й ведущий. Ох, не было.

Вместе. И не могли они испечь пасхального кулича.

1 -й ведущий. Дед Бабе говорит.

Дед. Чем же, милая, нам на Пасху разговеться-то?

Баба. Ох, уж и не знаю, милай. Ведь мука у нас давно уже закончилась.

Дед. Давай, Баба, не будем унывать, а помолимся Богу да по амбару пометём, по сусекам поскребём, может, хоть на колобок наберётся.

2-й ведущий. Так они и сделали: по амбару помели, по сусекам поскребли, мучицу на водице замесили, слезинкой посолили.

1-й ведущий. Бога поблагодарили.

2-й ведущий. Испекли постный колобок и на подо­конник положили...

Вместе. До утра простынуть.

1-й ведущий. А на утро проснулся Колобок раньше

всех.

Колобок. Что-то дедушки и бабушки не слышно. Спят, поди, намаялись со мной вчера. Покачусь-ка я в церковь, пока они спят, окроплюсь у батюшки святой водой, хоть этим старичков утешу.

2-й ведущий. Соскочил Колобок с подоконника на землю и айда в церковь. Да не по дороге, а прямиком через лес. Навстречу ему Зайчиха с зайчатами.

Зайчиха. Колобок, Колобок, я тебя съем.

Колобок. Что ты, Зайчиха, ведь я ещё не освящённый. По амбару метён, по сусекам скребён, на водице мешен, слезинкой солен, но ещё не освящён. Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл. А от тебя, Зайчиха, немудрено уйти. Покажи мне, пожалуйста, дорогу к церкви.

Зайчиха. Поиграй со мной и с зайчатами — весёлыми ребятами, тогда покажем.

Игра «Кто быстрее накормит зайчат». Правила игры: Колобок приглашает двух детей. Они должны с завязанными глазами накормить «зайчат» йогуртом.

Зайчиха. Вот она дорожка.

Колобок. Спасибо, ждите меня здесь.

1-й ведущий. Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Волк.

Волк. Колобок, Колобок, я тебя съем.

Колобок. Что ты, Волк, ведь я ещё не освящённый. По амбару метён, по сусекам скребён, на водице мешен, сле­зинкой солен, но ещё не освящён. Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл, я от Зайчихи ушёл и оттебя, Волк, немудрено уйти. Покажи мне, пожалуйста, дорогу к церкви.

Волк. Э, нет!

Меня повесели — Весёлый танец спляши!

Колобок.

Кто же выручит меня? Выходите в круг, друзья!

Дети исполняют танец «Травушка-муравушка».

Волк. Вот она дорожка.

Колобок. Спасибо, жди меня здесь.

2-й ведущий. Катится Колобок дальше, а навстречу ему Медведица.

Медведица. Колобок, Колобок, я тебя съем.

Колобок. Что ты, Медведица, ведь я ещё не освящён­ный. По амбару метён, по сусекам скребён, на водице мешен, слезинкой солен, ноещё не освящён. Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл, я от Зайчихи ушёл, я от Волка ушёл и от тебя, Медведица, немудрено уйти. Покажи мне, пожалуйста, дорогу к церкви.

Медведица. Отгадай загадки, тогда покажу.

Выходят два медвежонка, выносят корзинку с «волшебными» яйцами, внутри которых находятся загадки.

Колобок. Ребята и гости, помогите мне, пожалуйста.

Дети помогают отгадать загадки.

1 -й медвежонок.

Весть летит во все концы,

Трубят Ангелы-гонцы.

В небесах поют Христа —

Он от тления восстал.

То не выдумка, не сказка,

Главный праздник — наша... (Пасха).

2-й медвежонок.

Крестный ход обходит храм,

Приходите, люди, к нам.

Наши ближние и други

Впереди несут...(хоругви).

1 -й медвежонок.

Курица его снесла,

Нам на Пасху принесла. (Яйцо.)

2-й медвежонок.

В пасхальный праздник красным

Яйцом друг друга бьют.

Скорее отгадайте,

Как игру зовут? (Битки.)

1 -й медвежонок.

Голубой платок,

Красный колобок

По платку катается,

Людям усмехается. (Небо, солнце.)

Медведица. Молодец, Колобок! У тебя много друзей. Вот она дорожка.

Колобок. Спасибо, ждите меня здесь.

2-й ведущий. Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Лиса.

Лиса. С праздничком тебя, Колобок. Далеко ли ты, мой сладенький, собрался?

Колобок. Я, Лиса, в церковь спешу.

Лиса. Куда, мой сладенький? Я что-то не расслышала.

Колобок. В церковь Божию, святой водой окропиться.

Лиса. Я что-то глуховата стала. Подойди ко мне, мой постненький, поближе.

Колобок. Я, Лисонька, в церковь тороплюсь, у батюшки святой водой окропиться. Ты покажи мне, пожалуйста, до­рогу к церкви и здесь подожди.

Лиса. Э, нет! Так просто я тебя не отпущу. Научи меня, как правильно испечь пасхальный кулич.

Физкультминутка «Испеки пасхальный кулич».

Колобок.

Как же испечь нам пасхальный пирог? Кто подсказать мне об этом бы смог?

Дети.

Приготовим дрожжи, сахар, молоко

И добавим маслице, а ещё яйцо.

Сыпем, сыпем мы муку —

Словно белую гору.

Месим, месим целый час —

Будет славным праздник наш.

Изюм и мак добавим,

В печь горячую поставим.

Через час, смотри не зевай!

К столу пасхальному подавай.

Лиса. А вы что-то забыли!

Дети.

Это очень важно знать — Пирог нужно освящать!

Вот теперь всё в порядке. Спасибо нашей зарядке.

Лиса. Как называется пасхальный пирог?

Колобок. Кулич.

Лиса. Вот она дорожка.

Колобок. Спасибо, жди меня здесь.

1 -й ведущий. Прикатился Колобок в церковь и сразу к батюшке. Окропился святой водой, а батюшка его спра­шивает.

Батюшка. А почему ты, Колобок, один, без красного

яичка?

Колобок. Ох! Мои дедушка и бабушка очень бедные.

2-й ведущий. Передал батюшка Колобку два красных яичка и попросил отнести их дедушке и бабушке. Люди услыхали их разговор и дали Колобку целую корзину пас­хальных яичек.

1-й ведущий. Катится Колобок обратно через лес прямиком, а навстречу ему Зайчиха с зайчатами, Волк, Медведица с медвежатами и Лиса.

Звери. С праздником тебя, Колобок, с Христовым Вос­кресением! Будет нам чем на Пасху разговеться!

Колобок. Экие вы, звери, неразумные! Ведь я же постный: по амбару метён, по сусекам скребён, на водице мешен, слезинкой солен. Как же вы мною разговеетесь?

Зайчиха. Что же нам тогда делать?

Колобок. Возьмите по красному яйцу и разговейтесь.

Медведица. Ну спасибо тебе, Колобок! Передавай по­клон дедушке и бабушке!

2-й ведущий. Прикатился Колобок домой.

Дед и Баба. Где ты был? Мы о тебе сильно беспокои­лись!

Колобок. Я, дедушка и бабушка, в церкви был, святой водой окропился и вам красных яиц принёс. Будет чем на Пасху разговеться.

Звучит песня «К нам пришла весна» (муз. и сл. В. Шишкарёва).

К нам пришла весна, К нам пришла весна. Вмиг улетели вьюги, метели! К нам пришла весна, К нам пришла весна, Всех пробуждая от сна Припев.

Колокольчики звенят: динь-дон, динь-дон.

Колокольчики звенят: динь-дон, динь-дон.

Всюду слышен капель звон: динь-дон,

Всюду слышен капель звон! К нам пришла весна, К нам пришла весна. Сколько букашек, бабочек, пташек! К нам пришла весна, К нам пришла весна, Всех пробуждая от сна.

Припев. К нам пришла весна, К нам пришла весна. С солнечным ликом, С Пасхой великой К нам пришла весна, К нам пришла весна, Всех пробуждая от сна.

1 -й ведущий и 2-й ведущий. Вот как весело у нас В этот пасхальный час. Детям раздаются подарки: пасхальные открытки, поделки, фитодизайн. Праздничное чаепитие.

А. Н. Белоусова,

воспитатель ГПД высшей категории СШ № 20 г. Орши

Самые интересные книги, прочитанные летом

Урок внеклассного чтения, проведённый вместе с родителями

Цели: формирование квалификационного читателя, приобщение к литературе, содействие воспитанию нравственно-эстетических качеств личности и культуре коммуникации.

Задачи: учить быстро ориентироваться в книгах различных авторов, устанавливать смысловые связи между событиями, творчески интерпретировать произведения; развивать умения сравнивать, умения стро­ить рассуждения; содействовать сплочению классного коллектива и сближению родителей и детей.

На доске оформлена выставка рисунков по прочитанным произведениям, выполненных детьми.

I. Организационный момент

Исполнение песни «Сказки» (хоровое).

Выступление детей.

1-й ученик.

Отраженье исчезнувших лет, Облегченье житейского ига, Вечных истин немеркнущий свет — Это — книга. Да здравствует книга!

2-й ученик.

Неустанных исканий залог, Радость каждого нового сдвига, Указанье грядущих дорог — Это — книга. Да здравствует книга!

3-й ученик.

Чистых радостей светлый исток, Закрепленье счастливого мига, Лучший друг, если ты одинок, — Это — книга. Да здравствует — книга!

Т. Л. Щепкина-Куперник.

II. Вступительное слово учителя (цель, план урока)

— Без чтения невозможно представить жизнь че­ловека, об этом говорили известные люди и об этом гласит народная мудрость.

На доске:

Чтобы воспитать, нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение. (А. П. Чехов).

Всё, что я достиг в жизни, стало возможным благодаря книге. (Р. Бах).

Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг.

— Сегодня на уроке внеклассного чтения вы по­кажете родителям своё умение ориентироваться в книгах различных авторов, устанавливать смысловые связи между событиями, творчески интерпретиро­вать произведения.

Вам предстоит много интересных заданий, и что­бы с ними справиться, нужно проявить смекалку и знание произведений.

Наш урок пройдёт в виде игры «Волшебный цве­ток».

Участники делятся на команды по жребию:

> команда жёлтого цветка,

> команда синего цветка,

> команда красного цветка.

У каждой команды лист бумаги с наклеенной се­рединой цветка.

— За правильные ответы вы получаете лепестки и приклеиваете их в виде цветка. К концу игры у вас расцветут «волшебные цветы». Когда команда готова будет отвечать, она подаёт сигнал — листок с цвет­ком.

III. Выполнение заданий

— Среди книг, которые вы должны были прочитать летом, есть такая, в названии которой упоминается цветок. Кто назовёт эту книгу и её автора? (С. Акса­ков «Аленький цветочек».)

1-й конкурс

У каждой команды в конверте буквы, из которых нужно сложить фамилию писателя и назвать какое-нибудь его произведение. (Ершов, Перро, Носов.)

2-й конкурс

— В этом конкурсе от каждой команды участвует одна семейная пара (ребёнок + родитель). У родителя листок бумаги. Он пишет ответ на заданный вопрос. Дети устно отвечают на вопросы, но только по моей команде. Если ответы совпадут, команда получает лепесток.

^ Какой литературный герой тебе понравился больше всего?

^ Какой литературный герой понравился вашему ребёнку больше всего?

s Какую последнюю книгу ты прочитал?

S Какую последнюю книгу прочитал ваш ребёнок?

s У ребёнка картинка с именем литературного героя. Он без слов пытается родителю объяснить, что у него написано, родитель пишет ответ. (Чебурашка, Карлсон, Чиполлино.)

3-й конкурс

— Отгадайте загадку.

Она красива и мила,

А имя ей от слова «зола».

— Какую работу дала мачеха Золушке, чтобы не пустить её на бал? (Перебирать крупу.) Задание: раз­ложить крупы в коробочки.

4-й конкурс

Исполнение песни «Когда мои друзья со мной».

— Этот конкурс для детей посвящен дружбе. У каждого участника есть 1 карточка с именем ска­зочного героя. Нужно найти себе друга.

Дядя Фёдор — кот Матроскин. s Буратино — Пьеро. ■/ Чиполлино — Редиска. s Маугли — пантера Багира. S Сын мельника — Кот в сапогах. * Элли — пёсик Тотошка. ■/ Незнайка — Гунька. s Малыш — Карлсон. S Крокодил Гена — Чебурашка. V Муфта — Полботинка.

5-й конкурс Конкурс для родителей.

— Интересно читать книжку, когда в ней имеются прекрасные рисунки. Вот и вам сейчас придётся по описанию узнать героя и назвать его имя (по очереди каждой команде).

Если родители не справятся, то дети смогут помочь.

•/ У него на голове зелёный хохолок, подёргав за который вдоволь наплачешься. (Чиполлино.)

У Полосатый свирепый хищник, ненавидевший Маугли. (Тигр Шерхан.)

s Этот сказочный персонаж всегда носил с собой маслёнку, чтобы не заржаветь во время дождя. (Же­лезный Дровосек.)

6-й конкурс

— Каждая команда получает конверт, в котором две логические задачи. У всех команд они одинако­вые.

/ Незнайка решил пойти учиться в школу. Его друг Пончик предложил выбрать ему рюкзачок для учебников и тетрадей. Волшебник показал друзьям три разноцветных рюкзачка — белый, чёрный и жёл­тый. На каждом рюкзачке имеется надпись. На чёр­ном — «Жёлтый рюкзак пуст». На жёлтом — «Здесь лежат игрушки». А на белом — «Здесь лежат учебники и тетради». Волшебник сказал: «Действительно, в одном рюкзачке лежат учебники и тетради, в дру­гом — игрушки, а третий пустой. Но учти, что все надписи на рюкзачках неверные. Угадай, в каком из них находятся учебники и тетради, тогда я подарю тебе этот рюкзачок. И вы подумайте и найдите рюк­зачок, в котором лежат учебники и тетради? (В жёл­том рюкзаке.)

В предложенной фразе надо заменить все слова, противоположные им по значению, тогда получится хорошо известная всем пословица: «Старый веник грязнее сорит». (Новая метла чище метёт.)

— Ответы напишите на листке и сдайте ведущему.

7-й конкурс

— Для участия в конкурсе приглашаю по 7 человек от каждой команды. Вы должны стать отвернувшись. Выполнил — передай другому. Задание: подчеркнуть правильный ответ.

s Кто такие Бульбобы (котята, щенята, волчата)?

s Какое событие произошло в произведении М. Богдановича «Мушка-зелянушка i камарык — на-саты тварык» (свадьба, сбор урожая, комарик пошёл в школу)?

■S В кого были превращены злой мачехой один­надцать принцев в сказке X. К. Андерсена (в жаб, лягушек, лебедей)?

s Какой герой говорит своему хозяину: На меня скорей садись, Только, знай себе, держись, Я хоть росту небольшого Да сменю коня любого. (Сивка-Бурка, Конёк-горбунок, серый волк)? S Как звали пёсика, который вместе со своей хо­зяйкой девочкой Элли попал в волшебную страну (Авва, Тотошка, Жучка)?

В одной сказке у бедной принцессы всё тело было в синяках оттого, что она (спала на горошине, упала с лестницы, попала в плен к пиратам)?

s Кем была девочка Люся в книге Э. Успенского «Меховой интернат» (врачом, бухгалтером, учитель­ницей)?

Проверка.

IV. Подведение итогов

Каждая команда подсчитывает количество лепест­ков у своего цветка, в зависимости от этого распре­деляются места.

— Покажите родителям, какие «волшебные цветы» у вас распустились?

— А как вы думаете, почему они волшебные?

— Напишите на каждом лепесточке свои желания и они обязательно исполнятся.

Команды зачитывают то, что написали на ле­пестках.

— Понравился ли вам наш урок и почему?

— Какие задания на уроке учили вас:

• быстро ориентироваться в книгах различных авторов;

• устанавливать смысловые связи между собы­тиями;

• сравнивать;

• строить рассуждения?

— Помог ли этот урок вам больше сблизиться с родителями и одноклассниками?

— Будем ли мы ещё проводить такие уроки? Выставление отметок.

— Приглашаем вас посетить выставку рисунков.