contrast version

Материал подготовлен учителем изобразительного искусства ГУО "СШ №20 г.Орши" Петрашкевич И.В.

Иван Фомич Хруцкий

hrutskiyИван Фомич Хруцкий, поляк по национальности, белорус по месту рождения, окончательно сформировался как художник в русле русской академической школы. Его дарование было скромным, однако весьма характерным для мастера салонно-академического направления, работавшего на рынок и ориентировавшегося на вкусы широких слоев публики. В историю русского искусства Хруцкий вошел своими натюрмортами - эффектными композициями, где предметы выписаны с иллюзионистической точностью. Эти его работы, выполненные в 1830-х годы - период формирования и распространения натюрморта в России, имели большой успех у публики и породили волну подражаний.

О ранних годах жизни Хруцкого известно не много. Среднее художественное образование он получил в Полоцком лицее. В 1827 году Хруцкий приезжает в Петербург и в 1830 году поступает в Академию художеств (АХ). Здесь прямо или опосредованно он усваивает уроки таких мастеров, как А. Г. Варнек, Максим Воробьев, Карл Брюллов, Федор Бруни. К 1832 году относятся первые датированные этюды художника - "Натюрморт с вазой" и "Натюрморт с птичкой". К ним примыкает группа других подобных же работ ("Плоды и птичка", 1833; "Фрукты", 1834; "Виноград и фрукты", "Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном", б. г.), отличающихся довольно простыми композициями. Так обозначается главное направление творчества Хруцкого этого периода - работа над натюрмортом, именуемым в официальных документах как "живопись цветов и фруктов".

От ранних незатейливых постановок, состоящих лишь из нескольких предметов, Хруцкий на удивление быстро приходит к довольно значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов ("Цветы и плоды", 1836, 1839; "Натюрморт со свечой", "Цветы и фрукты", "Плоды, фрукты, битая дичь", все 1830-х, и др.). Эти произведения вызывали восхищение зрителей и критиков-профессионалов. Успех работ способствовал тому, что художник повторял некоторые из них с незначительными изменениями, добавляя "новые" предметы: подсвечник с горящей свечой либо тлеющую сигару, спички в бумажной обертке, обрывок расходного счета с лежащей на нем мелочью. Это вносило в композицию атмосферу человеческого присутствия. Академический Совет отметил натюрморты Хруцкого: в 1836 году он был удостоен большой серебряной медали.

В том же 1836 году ему было присвоено звание свободного художника "во внимание к хорошим сведениям в ландшафтной живописи". Ученик М. Н. Воробьева, Хруцкий не оставляет пейзажной живописи на протяжении всего последующего творчества ("Вид на Елагином острове в Петербурге", 1839; "Вид в имении", 1847, и др.). Пейзаж часто служил фоном в его портретах и жанровых полуфигурах. Так, в наиболее значительной работе 1830-х годов - "Портрете жены с цветами и фруктами" (1838) - молодая женщина изображена у стола, заставленного корзинами с плодами, графином с водой и букетом в керамической вазе. Фоном для всей сцены служит осенний пейзаж, решенный в багряных тонах. Подобная композиция, представляющая собой некий синтез жанрового портрета, натюрморта и пейзажа, появилась у Хруцкого как дань своеобразному порождению русской живописи романтической эпохи. Такие жанровые полуфигуры писали тогда многие художники: Орест Кипренский, К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни, А. В. Тыранов и др. В творчестве некоторых живописцев (Алексей Венецианов, Василий Тропинин) они составили едва ли не главное направление. И если "Портрет жены" стоит ближе к академическому направлению, представленному работами К. П. Брюллова и Ф. А. Бруни, то картина "Старуха, вяжущая чулок" (1838) сближает Хруцкого с художниками, не имевшими академического образования, - А. Г. Венециановым и особенно В. А. Тропипиным. За эту свою работу Хруцкий получил малую золотую медаль. В 1839 году он был удостоен звания академика живописи. Причем остается неясным, получил ли художник звание за конкретную работу, или же его удостоили звания "как известного Академии отличными трудами в портретной, пейзажной и особенно живописи плодов и овощей". Так или иначе, но с этого времени Хруцкий перестает писать эффектные натюрморты-картины. Происходят в жизни художника и другие, гораздо более важные события. После смерти отца он оставляет Петербург и около 1840 года возвращается в Белоруссию в родительское имение Захареничи Полоцкой губернии. Однако он не оставляет занятий живописью, хотя теперь в его работах преобладает иная ориентация, иные направления. Много внимания художник отдает выполнению церковных заказов. По настоянию своего покровителя, униатского митрополита Иосифа Семашко, он пишет иконостасы для униатских храмов Вильнюса, Каунаса и других литовских городов. Работает он и как пейзажист ("Вид в имении", 1847, и др.). В этот период Хруцкий принимает участие в издании так называемого Вильнюсского альбома И. Вильчинского - серии литографированных городских видов, выпушенных в Париже.

Еще одна линия творчества художника в это время представлена изображением интерьеров - своеобразным жанром "в комнатах" ("Мастерская художника", б. г.; "Митрополит Иосиф Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря", "В комнате", оба 1854; "В комнатах усадьбы художника И. Ф. Хруцкого Захареничи", 1855, и др.). Но, пожалуй, чаще всего наряду с религиозной живописью он пишет портреты. Портретные изображения, как правило, введены художником и в его "интерьеры".

В собственно портретном творчестве Хруцкий проявляет себя мастером несколько суховатым и натуралистичным, выучеником скорее западной, чем русской школы. Таковы портреты Иосифа Семашко, Потираловской, неизвестного молодого человека (все 1842). Портрет Миколая Малиновского (1850-е) - может быть, лучший из созданного им в портретном жанре. Здесь так же, как и в "Автопортрете" (1884), написанном за год до смерти, Хруцкий усиливает выразительность удачным использованием контрастного освещения - прием, к которому художник прибегал довольно часто.

Кроме единичных, персональных изображений Хруцкий пишет групповые портреты. Образцом произведений такого рода может служить "Семейный портрет" (1854) с его суховатой тщательностью в прорисовке деталей и строгой объективностью в передаче сходства изображенных. Семейная группа (мать и трое детей) представлена на фоне паркового пейзажа. В колористическом отношении это хорошо сгармонированная работа, решенная в сдержанных, приглушенных тонах. Написанный в середине 1850-х годов, "Семейный портрет", как и многое в творчестве Хруцкого, представляется явлением переходным, подготавливающим следующий этап в развитии русской живописи.

Скачать галерею работ

Галерея работ.