contrast version
Употребление форм числа имён существительных в русском языке

 

Сущность категории числа имён существительных

В строго научном смысле «морфологическая категория числа существи­тельных — это словоизменительная категория, выражающаяся в системе двух противопоставленных рядов форм — единственного и множествен­ного числа».* Это значит, что категория числа является грамматической категорией, которая указывает на количество предметов, названных име­нем существительным. Любое существительное, любая его форма обяза­тельно относятся к единственному или множественному числу. Значения единственного и множественного числа отражают неязыковые различия единичности и неединичности предметов, которые называют имена суще­ствительные.

Противопоставление единственного и множественного числа существу­ет за счёт того, что противопоставляются две парадигмы, два «набора» падежных форм существительных. Одноимённые падежи в этих «наборах» имеют разные формы: стол, стола, столу ... — столы, столов, столам...

Форма числа существительного не зависит от других слов, наоборот, она может подчинять себе другие слова. Так, формы числа определения или сказуемого в предложении полностью зависят от имени существитель­ного (подлежащего, дополнения).

 

Какие группы имён существительных выделяются по отношению к категории числа?

Большинство существительных в русском языке обладают последовательным противопоставлением соотносительных форм единственного и множествен­ного числа. Другими словами, большинство русских имён существительных могут иметь формы един­ственного и множественного числа. Как правило, та­кие существительные называют конкретные предметы (события, явления, факты), которые могут быть под­вержены счёту: дом — дома, книга — книги, ученик — ученики и т.д.

Имена существительные, лексические значения которых не подразумевают противопоставления по единичности / множественности, имеют или только формы единственного числа, или только формы мно­жественного числа. Это могут быть названия отвле­чённых качеств и действий, веществ, совокупностей предметов или лиц: воображение, студенчество, бе­лизна и т.д.; консервы, чернила, мемуары и т.д. Су­ществительные, имеющие только формы единствен­ного числа, принято называть латинскими словами sinaulaha tantum. а существительные, имеющие толь­ко формы множественного числа, — pluralia tantum.

 

Какие затруднения и ошибки в употреблении ■ форм числа встречаются наиболее часто?

В основном затруднения и ошибки в употреблении форм числа связаны с существительными, имею­щими только формы единственного числа (singularia tantum). К таким существительным относятся слова с отвлечённым значением (радость, бедность, упор­ство и т.д.), с собирательным значением (коллектив, молодёжь, учительство и т.д.,1, вещественные наиме­нования (вода, вино, мыло, крем и т.д.). В последнее время указанные имена существительные активно образуют формы множественного числа. Обычными стали формы темпы, мощности, скорости, возможно­сти, температуры, ремонты, валюты, простои, белки, сахара и т.д. Вот некоторые примеры:

В магазине возрос убьем продаж бытовой тех­ники.

На празднике выступили творческие коллективы.

В нашей стране есть все возможности для твор­ческого развития детей.

Такие формы множественного числа прочно заня­ли позиции в профессиональной, публицистической речи, стали обыденными в разговорной речи.

Отдельно следует оговорить использование форм множественного числа имён существительных с веще­ственным значением. Эти существительные в принци­пе считаются словами, употребляющимися только в единственном числе. Возникающие формы мно­жественного числа отличаются от соответствующих форм единственного числа лексическим значением. Они называют уже не просто вещества, а их виды, сорта: вина, крупы, масла, воды, грязи и т.д. Такие формы следует считать уместными в соответствую­щих контекстах и ситуациях.

На прилавках белорусских магазинов широко представлены минеральные воды Грузии.

Целебные грязи используются для лечения кож­ных болезней.

Эти кремы приготовлены с использованием облепихового масла.

Завод освоил выпуск технических масел.

Одной из наиболее распространённых речевых ошибок является использование существительных, которые имеют только формы множественного числа, в единственном числе. Наверняка вам приходилось слышать:

Рыбная консеова (!) оказалась очень вкусной. У тебя все руки вымазаны чернилом (!). Это белило (!) хорошо подходит для окраски двери. Чтобы не упасть, держитесь за пеоило (!). Качель (!) на детской площадке совсем слома­лась.

В приведённых предложениях допущены речевые ошибки, потому что слова консервы, чернила, бе­лила, перила, качели относятся в русском языке к существительным pluralia tantum, т.е. употребляются только в форме множественного числа, как и сло­ва брюки, очки, сани, ворота, ножницы, алименты, джунгли, тропики, дрожжи, духи, бигуди и т.д. Сле­дует говорить:

Рыбные консервы оказались очень вкусными.

У тебя все руки вымазаны чернилами.

Эти белила хорошо подходят для окраски двери.

Чтобы не упасть, держитесь за перила.

Качели на детской площадке совсем сломались.

В последнее время в нашей речи активно исполь­зуется слово жалюзи (обратите внимание на правиль­ное ударение). Действующие нормативные словари указывают на то, что это несклоняемое имя существи­тельное и что возможно его двоякое употребление: в форме среднего рода (голубое жалюзи) или в форме множественного числа (голубые жалюзи).*

 

С какими числительными сочетаются в существительные pluralia tantum?

В речи нередко возникают затруднения в исполь­зовании числительных при существительных, упо­требляющихся только во множественном числе. Как нужно сказать: двое брюк или две пары брюк; двад­цать два суток, двадцать двое суток или двадцать две суток? На эти вопросы следует ответить так.

Существительные, имеющие только формы мно­жественного числа, сочетаются с собирательными числительными двое, трое, четверо (остальные чис­лительные этого типа употребляются редко): двое са­ней, четверо суток. Эти же числительные сочетаются с названиями парных предметов: двое рукавиц, трое сапог в значении «столько-то пар». Нормативным счи­таются сочетания типа двое брюк, трое очков, четве­ро ножниц и т.п. Просторечными являются выражения типа две пары брюк, поскольку брюки считают не на пары, а на штуки. В разговорной речи допустимо ис­пользование сочетаний пара брюк, пара ножниц.**

Существительные pluralia tantum не могут соче­таться с составными числительными, оканчивающи­мися на два, три, четыре, поэтому сказать двадцать два суток, двадцать двое суток или двадцать две суток нельзя. Следует изменить выражение: двадцать два дня, в течение двадцати двух суток, купили нож­ницы в количестве сорока четырёх штук и т.п.

 

Как правильно образовать формы  множественного числа?

Чаще всего трудностей в образовании форм мно­жественного числа говорящий и пишущий не испыты­вает. Сложности возникают лишь в отношении форм именительного падежа множественного числа муж­ского рода. Цехи или цеха, директоры или директора, шофёры или шофера?

Лингвисты насчитывают около пятисот суще­ствительных, образующих форму И. п. мн. ч. то с окончанием -ы(-и), то с окончанием -а(-я). В одних случаях в литературном языке прочно закрепились формы с окончанием -а: берега, бега, вечера и т.д. В других случаях формы с разными окончания­ми имеют разную стилистическую окраску: боцма­ны (нейтральное) — боцмана (профессиональное), крейсеры — крейсера, штормы — шторма и т.д. Каких-либо правил выбора окончаний не существует, формы следует запоминать. Приведём несколько наиболее употребительных слов с соответствующи­ми норме окончаниями.

Нормативными являются формы автослесари, би­блиотекари, бульдозеры, возрасты, волосы, выборы, гербы, конструкторы, контейнеры, офицеры, почерки, слоги, соусы, табели, смотры, фронты и др.

Нормативны также формы директора, доктора, катера, купола, округа, отпуска, повара, профессора, сорта, сторожа, терема, тополя и др.

Многие существительные образуют вариантные формы: инспекторы — инспектора, веера — вееры, пекари — пекаря, прожекторы — прожектора, тракто­ры — трактора, секторы — сектора и т.д.

Норма, о которой идёт речь, сложна для усвоения, поэтому в случае затруднения следует обращаться к словарям.

 

Это интересно

В древности в русском языке имена существи­тельные имели не только формы единственного и множественного числа, но и формы двойственного числа. Это значит, что счётные представления древ­них славян были не двучленными (один — много), а трёхчленными (один — два — много). Парность пред­метов была широко представлена в окружающем ми­ре: две руки, две ноги, два глаза у человека, два рога у животных, два берега у реки и т.д.

Постепенно трёхчленные счётные представления сменились двучленными и двойственное число как особая грамматическая категория исчезло. Однако в современном русском языке остались его «следы». Так, существительные мужского рода второго скло­нения чаще всего образуют формы множественного числа именительного падежа с окончаниями -ь/ (-и): столы, дубы, аптекари, телефоны и т.д. Формы мно­жественного числа типа бока, рукава, берега, рога и др. являются по происхождению формами не множе­ственного, а двойственного числа.

 

Практикум

Найдите и исправьте ошибки в употреблении форм числа имён существительных.

1. Свой длинный волос она заплетала в косу.

2. Консерва считается не очень полезной едой.

3. К началу учебного года мама купила мне две пары брюк.

4. Весь сентябрь стояли солнечные погоды.

5. Курс лечения длился двадцать двое суток.

6. Чтобы выполнить план строительства, нам нуж­ны новые двигателя.

7. Летом мы ездили в лес за малинами.

8. Сейчас чернилом никто не пишет.

9. Шёпоты в классе мешают нам работать.

10. Классный руководитель должен заполнить табеля.

11. К мясу подали разные соуса.

12. Эти крема мне подходят.

Для справок. Нужно употребить формы волосы, консервы, двое брюк, солнечная погода, двадцать два дня, новые двигатели, ездили за малиной, чер­нилами не пишут, шёпот мешает, заполнить табели, соусы, кремы.

 

Из форм на -а(-я) наиболее употребительны в нормативном плане следующие:

адреса, бега, берега, бока, борта, буера, буфера, веера, века (но: во веки веков, в кои веки), векселя, вензеля, вечера, ворохе, глаза, голоса, директора, доктора, дома, дупеля, егеря, желобА, жемчуга, жернова, закрома, катера, кивера, кителя, колокола, края, купола, кучера, лемеха, леса, луга, мастерА, невода, номера, обшлага, окорока, округа, ордера, острова, откупа, отруба, паруса, паспорта, перепела, писаря, повара, погреба, поезда, потроха, пристава, профессора, рога, рукава, снега, сорта, стога, сторожа, тенора, терема, тетерева, фельдшера, флюгера, холода, хутора, черепа, шафера, шелка, штемпеля, штуцера, шулера.

Некоторые слова-омонимы (в форме единственного числа) имеют во множественном числе окончание -ы(-и) или -а(-я) в зависимости от значения, например:

боровы (кабаны) — борова (дымоходы)

корпусы (туловища) — корпуса (здания, войсковые соединения)

лагери (общественно-политич. группировки) — лагеря (военные, туристские и т. п.)

мехи (кузнечные; бурдюки) — меха (выделанные шкуры)

образы (художественно-литературные) — образа (иконы)

ордены (рыцарские и монашеские общества) — ордена (знаки отличия)

ордеры (в архитектуре) — ордера (документы)

пбясы (географические) — пояса (части одежды)

пропуски (недосмотры) — пропуска (документы)

сбболи (животные) — соболя (меха)

токи (электрические) — тока (места молотьбы)

тоны (звуковые) — гона (переливы цвета)

тормозы (препятствия) — тормоза (в технике)

учители (идейные руководители) — учителя (преподаватели)

хлебы (печёные) — хлеба (на корню)

цветЫ (растения) — цвета (окраски)

юнкеры (прусские помещики) — юнкера (в дореволюционных военных училищах).

(По Д. Э. Розенталю)