contrast version
Утверждено
Приказ
Министерства образования
Республики Беларусь
29.05.2009 № 675
КОНЦЕПЦИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  «Русская литература»

  I. Введение

В системе образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях литература занимает особое место. Обладая универсальными средствами воздействия на личность человека, литература способна целостно, системно влиять на интеллект, чувства, мировоззрение и миропонимание, общую культуру каждого, кто соприкасается с её богатствами, развивать познавательно-мыслительные способности и чувство прекрасного.

В художественных произведениях в образной форме отображён огромнейший опыт духовного развития, ценностных исканий и самовоспитания личности, познания в художественном слове-образе окружающего мира, освоение и осмысление которого необходимо для духовного, нравственного становления личности. Глубина и сила воздействия литературы на человека обусловлены тем, что усвоение художественных идей, обогащение опытом предшествующих поколений происходит в личностной форме, ибо литература как вид искусства влияет комплексно на «ум» (интеллектуальную составляющую) и «сердце» (сферу эмоций) читателя.

Мир художественного произведения представляет собой «вторичную модель реальности», в которой воссоздана целостная картина мира, отображающая социальные противоречия, сложные причинно-следственные связи, процесс самосовершенствования личности, способы постижения автором действительности.

Факторы психолого-педагогического и эстетического характера, влияющие на формирование компетенций:

– научный подход к характеристике литературных явлений, направляющих содержание литературного образования на общечеловеческие моральные и эстетические ценности, воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к другим народам, личности человека, милосердия, душевной чуткости;

– ориентация на произведения высокохудожественные, проверенные временем;

– скоординированность белорусской и русской литератур на основе принципа единства литературного образования; преемственность этапов литературного обучения; согласованность литературного курса с другими предметами социально-гуманитарного цикла;

– соответствие содержания, методов и форм обучения и художественно-эстетического воспитания возрастным особенностям учеников на всех ступенях общего среднего образования, системно-концептуальный подход к каждой из этих ступеней, чёткое определение целей и задач обучения в каждом классе с учётом уровня литературной подготовленности школьников, их развитости и воспитанности;

– направленность литературного образования на сохранение национальных традиций;

– использование всего многообразия форм, методов, приёмов преподавания с ориентацией на индивидуализированный (личностный), инициативно-деятельностный подход, развитие индивидуальных творческих способностей, профессиональных наклонностей личности, её подготовки к самостоятельной жизни.

II. Принципы изучения учебного предмета «Русская литература»

Важнейшее условие совершенствования литературного образования – учёт методологии и принципов обучения. Имеются в виду не только широко известные дидактические принципы, но и принципы демократизации и гуманизации, ориентации на общечеловеческие и национальные духовные ценности, принцип изучения литературы как искусства слова, творческий характер обучения, вариативность, дифференцированный и личностно-деятельностный подход к учащимся, непрерывность процесса литературного образования.

Изучение предмета «Русская литература» может осуществляться в нескольких направлениях:

  • текстуальный разбор художественного произведения, включающий репродуктивный и аналитический этап, этапы обобщения, интерпретации и рефлексии;
  • освоение теоретико- и историко-литературных понятий, необходимых для выявления семантики слова, образа и текста, определения общих законов историко-литературной эволюции, представления о литературе как искусстве слова;
  • развитие литературно-творческих способностей учащихся в процессе осмысления прочитанного, совершенствования связной устной и письменной речи, создания самостоятельного творческого продукта.

Методология требует конкретно-исторического подхода к обучению, объективного прочтения творчества писателя или отдельного художественного произведения, истолкования его в единстве содержания и формы, раскрытия гуманистической, нравственно-философской и эстетической ценности поэтического текста.

В основу изучения предмета «Русская литература» положен антропоцентрический принцип. Личность ученика обогащается знаниями в процессе получения их как индуктивным, так и дедуктивным путём, в коллективной и самостоятельной деятельности.

Гуманизация обучения означает ориентацию на человеческое в человеке. В центре педагогического внимания оказывается ученик как субъект, как личность, которая самоутверждается в разных формах деятельности. Литература – это художественное творчество, поэтому изучение её должно быть творческим, удовлетворять познавательную активность учеников, включать их в самостоятельную творческую деятельность.

Принцип научности уточняет исходную позицию как в литературоведческом подходе к предмету изучения, так и в методической деятельности учителя. Изучение произведения и историко-литературного процесса ведётся с применением исторического, биографического, описательно-аналитического, структурного (единство формы и содержания), сравнительного, типологического, контекстуального методов.

Методология целостного анализа текста органично совмещает разные методы, направленные на целостное восприятие содержания художественного произведения учащимися. Последовательно выстраивается алгоритм разбора: от изучения внутренней формы произведения к контекстуальному изучению, от анализа к интерпретации, от аналитико-синтетической деятельности к творческой.

Необходимо создать условия для полноценного первичного восприятия текста. Репродуктивный этап углубляет «эффект погружения» в текст и готовит к аналитическому осмыслению. Целостный анализ (в единстве формы и содержания) подводит к объективному выявлению инварианта – авторской позиции, идеи, обобщению и интерпретации. Рефлексия ученика полноценно проявляется на последнем этапе, когда оценивается автор, личное сопоставляется с опытом «другого».

Изучение литературы как искусства слова предполагает постижение художественного произведения в соответствии с его эстетической природой: эмоционально-образное восприятие, анализ художественного текста в единстве формы и содержания, в аспекте рода, жанра, авторской позиции и индивидуального стиля художника.

Приобщение учащихся к искусству через разные формы творчества сможет сделать обучение действительно интересным, создать реальные возможности не только для того, чтобы восхищаться прекрасным, но и творить его.

Вариативность в обучении литературе предоставляет учителю право на обоснованное перераспределение часов по темам, на определение последовательности тем, методику изучения того или иного произведения, в некоторых случаях – предлагать произведения на выбор из списков для дополнительного чтения и для чтения и обсуждения.

Педагог осуществляет дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения литературе, создаёт условия для самопознания учащихся, развития их творческих способностей.

Преемственность и непрерывность литературного образования обеспечивают его единство на всех ступенях обучения. Преемственность обучения реализуется как единая система, имеющая на каждой ступени свои особенности, своё конкретное содержание, свои методы, формы и средства.

Принцип целостности означает органическое единство и взаимосвязь всех компонентов образовательного процесса: его целей и задач, содержания и структуры, характера функциональных взаимосвязей, интеграции и генерализации литературных знаний, образовательных, воспитательных и развивающих функций обучения.

Межпредметные связи являются необходимыми в преподавании, направленном на обеспечение системного изучения и освоения учебного предмета.

Особое значение имеет сравнительно-типологический подход к литературным явлениям, который даёт возможность установить ассоциативные связи между русской, белорусской литературами; позволяет показать родственные литературные явления в их специфике, индивидуальной и национальной отличительности, помогает сформировать у учащихся понятие о национальных особенностях художественной культуры и мировом литературном процессе.

Другой важной задачей является активизация связей литературы и предметов социально-гуманитарного цикла в процессе обучения литературе в контексте мировой. Их главная функция – углубить понимание специфики образного отображения жизни в искусстве путём сопоставления произведений разных видов искусства (литературы, живописи, музыки, кино, театра), усиливая при этом их эстетическое воздействие на учащихся. Необходимо также реализовывать межпредметные связи языка и литературы, чтобы способствовать повышению речевой и читательской культуры учащихся.

 

III. Цели и задачи учебного предмета «Русская литература» 

Особенности русской литературы как учебного предмета предопределяют цели и задачи литературного образования.

Цели изучения литературы:

  1. приобщение учащихся к искусству слова в контексте движения духовной и социально-исторической жизни народа и развитие на этой основе у них художественного мышления и эстетических чувств, творческих способностей, читательской и речевой культуры, формирование должных нравственно-эстетических ориентаций;
  2. воспитание человека с глубоким гуманистическим и демократическим мировоззрением, самостоятельным мышлением, с развитым чувством национального и личного самоуважения, человека, чуткого к социальному полифонизму жизни, гражданина и патриота, способного восприятие красоты превратить в жизненный стимул нравственного самосовершенствования, интеллектуального и духовного развития.

Реализация этих целей предполагает решение следующих задач:

– развитие интереса учащихся к литературе как искусству слова;

– подготовка учащихся к процессу непрерывного образования и самообразования;

– овладение опытом литературно-творческой деятельности;

– воспитание средствами искусства слова социально, духовно и нравственно зрелой творческой личности.

В задачи школьного курса русской литературы входит чтение и изучение художественных произведений, приобретение учащимися знаний, умений и навыков, которые обеспечивают полноценное восприятие, глубокое понимание и освоение литературных произведений, развитие образного мышления, включение учеников в творческую самостоятельную деятельность, ориентированную на развитие и самореализацию личности, воспитание интеллектуальной и эмоциональной отзывчивости на явления искусства, развитие речевой культуры.

Все эти задачи должны быть реализованы в системе общих требований к образовательному процессу с ориентацией на принципы доступности образования для учащихся, с учётом дифференцированного подхода к ним, системности и преемственности литературного образования, единства обучения и воспитания. В зависимости от возраста учащихся эти задачи конкретизируются для каждого этапа литературного обучения. При этом должны сохраняться системность и преемственность литературного образования, единство обучения и воспитания.

Показателями реализации целей и задач литературного образования являются:

– широта читательских интересов школьников, устойчивая потребность в чтении, разносторонность, системность и направленность чтения;

– освоение идейно-художественного содержания произведений, умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и оценивать их значение и художественные достоинства;

– усвоение системы историко- и теоретико-литературных знаний, умение применять их в процессе постижения художественного текста;

– овладение речевыми умениями и навыками.

Изучение литературы способствует приобретению учащимися литературных знаний и умений, включающих следующие компетенции:

  • эстетическую, предполагающую понимание образного слова через раскрытие его художественной полисемантичности, информативности, ассоциативности, зрительной и слуховой наглядности; развитие представлений об эстетическом совершенстве художественного произведения;
  • литературоведческую, предполагающую усвоение системы знаний о литературе как виде искусства, имеющем свою специфику, отражающуюся в особенностях образного языка и структурирования текста, в концепции автора, в исторической смене художественных стилей и методов;
  • мыслительно-познавательную, реализующуюся в процессе целостного анализа произведения, освоения новых идей, творчества новых авторов; через усвоение механизмов специфического познания учащимися мира и человека в художественном произведении с целью раскрытия смысла произведения и авторской концепции;
  • языковую и коммуникативную, раскрывающую коммуникатив-ную природу текста, где налажен диалог между героями, автором и читателем, единичным текстом и множеством контекстов;
  • творческую, предполагающую развитие креативных способностей учащихся в системе творческих заданий, направленных на развитие образного мышления;
  • идеологическую, предполагающую выявление идейных ориентиров авторов изучаемых произведений, «перепрочтение» литературной классики в свете современных требований, определение её актуальности. 

 

IV. Методы и формы обучения

русской литературе

Методы обучения в своей совокупности должны способствовать проявлению всех функций литературы – социальной, познавательной, воспитательной, эстетической, коммуникативной, гедонистической.

Общим требованием для всех методов является ориентация их на эстетическую сущность литературы, её художественную специфику. В изучении литературы очень важное значение имеет проникновение в атмосферу произведения, понимание значения детали, композиции, жанра, что обусловливает эстетическое воздействие художественного текста на читателя. Накопление эстетических впечатлений, последующая их систематизация и обобщение, осмысление нравственного содержания произведения обогащают жизненный опыт учеников, влияют на их ценностные ориентации, мироощущение, стимулируют их духовное развитие.

Развитие личности при изучении литературы происходит в двух основных направлениях: развиваются общие способности ученика и специальные, художественные. Этот процесс может быть успешным при условии творческой направленности обучения, реализации специальной системы творческих заданий, дифференцированного подхода к обучению.

Не менее важным условием успешного обучения является учёт возрастных особенностей учеников, их жизненного и читательского опыта, общего и литературного развития. Именно от этих особенностей зависит выбор методов обучения. Так, в V—VIII классах целесообразно использовать технологии, которые обеспечивают освоение текста с учётом жанровых и стилевых особенностей произведения на эмоционально-образном уровне, стимулируют работу творческой фантазии и воображения, речевую деятельность. При этом главный путь постижения литературно-художественного произведения подростками – чтение, вслушивание, "вчувствование" в текст, его комментирование на доступном уровне, "пересоздание" в устной и письменной формах, стимулирование творчества и сотворчества с писателем.

Изучение литературы в IХ -- XI классах предусматривает преобладание литературоведческих подходов, которые позволяют корректировать начальное субъективно-личностное восприятие, углублять его, на научной основе осмысливать литературное произведение в единстве содержания и формы, подниматься от эмпирического уровня восприятия к концептуальному. Этому способствуют приёмы изучения истории текста, выявления авторской позиции, исследование композиции, системы образов, деталей, особенностей языка, изучение черновых вариантов, ассоциативных интерпретаций произведений и т.д. При этом активно используются приёмы, направленные на развитие художественных способностей учащихся.

Главной формой обучения литературе остаётся урок. Структура уроков и их форма обусловливаются целевыми установками, возрастом учеников, художественным своеобразием произведения, этапом его изучения. Лекция и беседа, чтение, обобщение и анализ, защита реферата и заочная экскурсия, концерт и литературное редактирование, диспут и работа с текстом – все эти формы освоения материала имеют свою специфику, которая проявляется во внутренней логике развертывания урока, и обеспечивают такие его качества, как целостность, образовательная, воспитательная и развивающая направленность, проблемность, деятельностный характер, диалогичность.

Эвристический метод предполагает анализ как активизирующий интеллектуальные усилия способ. Это возможно тогда, когда школьники открывают в произведении созвучные им мысли, выявляют в нём значимый для себя смысл, устанавливают связи с собственными жизненными впечатлениями.

Исследовательский метод – следующий шаг в развитии самостоятельного мышления учащихся. Он предусматривает выделение тем, проблем для самостоятельного решения учащимися – анализ прочитанных произведений из дополнительных списков, сопоставление произведений одного или разных авторов по тематике, жанру, художественному своеобразию, изучение их интерпретаций в других видах искусства.

Но какой бы метод ни использовался, главное – сделать литературное обучение творческим процессом: ученик эмоционально отзывается на прочитанное, воссоздаёт в своей фантазии картины, нарисованные писателем, додумывает, сопереживает, опираясь в этой сложной работе на свой читательский и жизненный опыт. Осмысление произведения требует более скрупулёзной работы над текстом, прослеживания авторской мысли.

Эффективность литературного образования учащихся зависит от создания в общеобразовательном учреждении культа книги, культа родного слова. Систематический выпуск литературных стендов, радио- и стенных газет, бюллетеней, журналов и альбомов, подготовка тематических выставок, обзоров современной литературы, организация утренников, вечеров, викторин, олимпиад и праздников – всё это способствует созданию в школе атмосферы духовности, уважения к книге, художественному слову.

Методика факультативных занятий по русской литературе направлена на пробуждение и формирование интереса учащихся к литературе, увлечённости искусством, на воспитание художественного вкуса и развитие творческих способностей. Здесь используются разные виды чтения, проблемные вопросы и задания, мини-исследования, игровые ситуации.

Постоянно действующие формы работы (кружки разной тематики, клубы, объединения, литературные и краеведческие музеи, литературные гостиные, школьные художественные галереи) должны быть максимально использованы для укрепления связей школьников с искусством, развития их интересов и склонностей.

 

V. Общая характеристика и особенности построения содержания учебного предмета «Русская литература»

Содержание литературного образования включает четыре основных компонента: а) знания; б) умения и навыки; в) опыт творческой деятельности; г) систему норм отношения к миру, людям, себе.

Первый компонент (знания) формируется путём освоения разнообразного литературного и теоретического материала:
а) произведений русского фольклора и литературы; б) отдельных лучших достижений словесного искусства других народов мира; в) сведений об основных периодах русского и мирового литературного процесса;
г) биографических сведений о жизни и творчестве виднейших писателей;
д) основных литературоведческих понятий.

Все эти элементы содержания образования должны быть представлены комплексно, во взаимосвязи, в разных аспектах – историко-функциональном, проблемно-тематическом, жанрово-родовом с соблюдением принципов преемственности и доступности.

Основа учебных курсов всех этапов литературного образования – литературные произведения, которые отбираются с учётом их эстетических достоинств, общечеловеческой значимости, воспитательной ценности, актуальности для нашего времени, доступности и интереса для учащихся.

Объём знаний о личности писателя, его творческой эволюции определяется в зависимости от возраста учащихся, количества часов, отводимых на изучение его произведений, а также роли писателя в литературном процессе.

В изучении литературы важную роль играют знания по теории литературы. Их отбор осуществляется по следующим критериям:
а) специфика изучаемого произведения, его родовая и жанровая природа; б) роль понятия в освоении конкретного материала; в) значимость понятия в формировании читательских (восприятие, анализ, оценка произведений) и речевых умений.

Второй компонент содержания образования — система специальных (читательских) умений — формируется на основе знания теории, истории литературы, понимания специфики художественного произведения. Он создаёт базу для дальнейшего литературного самообразования учащихся.

Необходимыми читательскими умениями при изучении литературы являются следующие:

– умения, связанные с эстетическим восприятием литературного произведения (представлять, воображать картины и образы, созданные писателем; высказывать первичные впечатления и пр.);

– аналитические умения (анализ эпизода, сюжета, композиции, художественного языка и пр.);

– синтезирующие умения (умения сопоставлять, обобщать, делать выводы);

– умения, связанные с оценкой художественного произведения (умения, направленные на личностное прочтение, восприятие художественного произведения, его родовых, жанровых и композиционных особенностей, нравственно-эстетических идеалов, общественной значимости; аргументированное выражение своего отношения к изученному, а также самостоятельно прочитанному произведению из списков для дополнительного чтения).

Третий компонент – опыт самостоятельной литературно-творческой деятельности. Он приобретается учащимися в процессе полноценного первичного восприятия текста на эмоционально-образном уровне, самостоятельной его интерпретации, проявления личностного отношения к произведению, обучения устным и письменным сочинениям разных жанров, овладения навыками творческой интерпретации словесно-художественного текста с помощью других видов искусства (методом словесного рисования, иллюстрирования, создания мизансцен и др.).

Четвёртый компонент — формирование системы нравственных норм отношения к миру, людям, себе — обеспечивается прежде всего отбором произведений для обязательного изучения, чтения и обсуждения, дополнительного чтения. Предполагается не только систематизация знаний, но и осмысление их на мировоззренческом и эстетическом уровнях. Важно обеспечить понимание учащимися роли литературы для их духовного становления, для развития самосознания и нравственного самосовершенствования.

Структура литературного образования основывается на принципе его непрерывности. Каждый из этапов литературного образования учащихся имеет свои целевые установки, содержательное наполнение и строится с учётом возрастных особенностей учащихся, уровня их литературоведческой компетенции.

Поскольку главный объект изучения в V—IХ классах – художественное произведение, основные задачи обучения должны быть нацелены на то, чтобы, опираясь на знания и умения, приобретённые в I—IV классах, формировать у учеников представление о литературе как искусстве, о видовых, жанровых, стилевых особенностях произведений, компонентах их структуры, способах художественного отображения жизни. При отборе произведений учитывается интерес учащихся к проблемам современности, к приключенческой, фантастической литературе, к таким произведениям, где на первый план выдвигается ситуация морального выбора, поступок героя, мотивы его поведения, т. е. то, что способствует этико-психологическому самопознанию человека. Особое внимание нужно уделять произведениям, где раскрывается гармония взаимоотношений человека с окружающим миром, а также произведениям об историческом пути  народа и его выдающихся героях.

Произведения, предлагаемые для изучения в V классе, сгруппированы в разделы на основе проблемно-тематической близости. Ведущая литературоведческая проблема этого курса – род литературы. Основной принцип структурирования литературных курсов VI—VIII классов – жанрово-хронологический, при котором в каждом классе школьники изучают вершинные произведения классической литературы, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов. В каждом классе на уроках русской литературы происходит знакомство с новыми писателями и поэтами. Включение в программу каждого класса, начиная с пятого, произведений разных исторических периодов и художественных систем позволяет в следующих классах выдвинуть проблему литературного направления, дать более глубокое представление о классицизме, романтизме, реализме.

В V классе предпринимаются усилия по развитию интереса к чтению при внимании к художественным особенностям произведений как фольклорных, так и литературных; здесь важное место занимают доступное ученикам ознакомление с идейно-художественной структурой произведения (тема, герой, сюжет), работа над художественным словом, его многозначностью, изобразительно-выразительными средствами (метафора, сравнение, эпитет и их роль в тексте произведения), эмоциональной наполненностью.

В VI–VIII классах эта работа углубляется. Для каждого класса определяется свой научно-дидактический аспект изучения литературы, который обусловливает содержание и структуру программы, её методологию и методику, отбор и циклизацию материала, перечень литературно-теоретических понятий для освоения учениками. Изучение литературных произведений приобретает целенаправленный, системный характер.

С IХ класса принцип построения курса – линейный на историко-литературной основе, но, в отличие от предыдущих классов, с более глубоким изучением художественных текстов.

В поле зрения учащихся IX класса оказываются значительные в художественном отношении произведения разных эпох, изучаемые в контексте исторических обстоятельств и во взаимосвязи с фактами биографии писателя. Особое внимание в процессе обучения уделяется следующим проблемам: жанрово-родовые особенности художественных произведений, литературный герой, художественный образ.

Повышающийся у учащегося уровень художественного восприятия литературных произведений обеспечивает общее развитие личности ученика.

Содержание литературного образования в IX классе опирается на методологию литературной критики, литературоведческие принципы анализа и оценки художественного произведения. Широко практикуется сравнительный способ рассмотрения произведений и их структурных компонентов.

Среди важных видов учебной деятельности остаётся литературное творчество учеников (декламация поэтических произведений, устное словесное рисование, иллюстрирование, сочинение сказок, стихотворений, сочинение по пословицам, создание сценария кинофильма или спектакля по фрагменту или небольшому эпическому произведению, сравнение эпизода эпического произведения с его экранизацией, постановкой на сцене или иллюстрацией к нему). Важное значение имеет использование в процессе обучения произведений других видов искусства.

В Х—XI классах значительно возрастает необходимость в идеологическом и художественном осмыслении исторического пути литературы, культурного развития народа, роли в этом выдающихся деятелей культуры, искусства. Поэтому изучение литературы непосредственно связывается с общей характеристикой исторических эпох, творческого пути писателей, их вклада в развитие литературы и культуры своего времени. Таким образом, у учащихся постепенно формируются представления об историко-литературном процессе.

В XI классе как завершающем литературное образование в общеобразовательных учреждениях систематизируются знания по теории и истории литературы.

 

VI. Состав учебно-методического комплекса

 

В процессе преподавания русской литературы важную роль призван сыграть учебно-методический комплекс (УМК) – ряд нормативных документов, учебно-методической литературы, систематизированных литературных источников, обеспечивающих эффективность подготовки и проведения как уроков русской литературы, так и разнообразных форм внеклассной работы.

С помощью УМК по учебному предмету «Русская литература» можно решить следующие задачи:

– обеспечить успешное формирование прочных историко- и теоретико-литературных знаний по предмету и на их основе способствовать развитию общих учебных и специальных литературно-творческих умений учащихся;

–  способствовать активизации инновационной деятельности учителя на уроках литературы, внедрению современных педагогических технологий, повышать профессиональный уровень учителя;

– содействовать систематизации и интеграции знаний учащихся, формированию навыков самостоятельной исследовательской и литературно-творческой деятельности.

 

Учебно-методический комплекс по русской литературе включает следующие компоненты:

 

  1. 1. Учебные программы.

  1. 2. Учебные пособия для ученика:
  • учебники-хрестоматии;
  • учебники историко-литературного типа;
  • хрестоматии для внеклассного чтения;
  • хрестоматии по литературной критике;
  • учебники-практикумы для самостоятельной работы;
  • справочную литературу (словари, справочники и т.д.).

 

  1. 3. Научно-методическую литературу для учителя:
  • учебно-методические пособия;
  • учебники и справочники литературоведческого характера;
  • методические и литературоведческие журналы.

 

4. Дидактические материалы:

  • карточки-задания и карточки-информаторы по литературе;
  • схемы;
  • таблицы (синхронистические, хронологические);
  • иллюстративный материал.

 

5. Аудиовизуальные и электронные средства обучения, в том числе электронные учебники и фонохрестоматии.

 

Учебная программа как нормативный документ определяет объём знаний, умений и навыков, содержание, структуру литературного образования по классам, последовательность изучения тем, а также перечень основных понятий, которые должны быть усвоены в процессе изучения предмета. Учебная программа содержит список методической литературы для учителей.

Для удовлетворения образовательных запросов учащихся, активизации их познавательной и литературно-творческой деятельности в общеобразовательных учреждениях осуществляется изучение русской литературы и по учебным программам факультативных занятий.

Учебник (учебное пособие) содержит систематизированную и адаптированную к возрастным особенностям школьников учебную информацию. Учебники и учебные пособия по предмету «Русская литература» должны соответствовать по структуре и содержанию учебной программе, соотноситься с другими компонентами УМК по предмету. Учебный материал должен быть изложен в соответствии с принципами научности, объективности и проблемности; язык и стиль изложения учебного материала должны соответствовать возрастным познавательным возможностям учащихся. Все компоненты учебника (учебного пособия) – художественные и литературно-критические тексты (основной, дополнительный, пояснительный), методический аппарат и иллюстративный материал должны быть взаимосвязаны и ориентированы на эффективное усвоение учащимися содержания образования.

Хрестоматия содержит тексты (отрывки) художественной, научно-популярной, публицистической литературы. Она предназначена для расширения и углубления знаний учащихся, формирования у них умения работать с источниками информации. Книга для самостоятельного чтения призвана формировать у школьников образно-эмоциональные представления об основных объектах изучения и развивать у них читательские интересы.

Учебники-практикумы, сборники литературных (тестовых) заданий, включающие различные учебно-познавательные вопросы, направлены на формирование у школьников умений анализировать, обобщать, выявлять причинно-следственные связи, аргументировать и отстаивать собственную позицию, проводить сопоставления художественных произведений с другими видами искусства.

Эффективному усвоению содержания образования по предмету будет способствовать использование в процессе обучения дидактических материалов, словарей, справочников, иллюстративного материала.

Учебно-методическое пособие для учителя должно создавать условия для его творческой деятельности. В содержание пособия могут быть включены примерные календарно-тематические планы, списки основной и дополнительной литературы по темам; конспекты уроков, информационные материалы по актуальным проблемам курса, рекомендации по организации, координации учебно-познавательной деятельности учащихся как на уроках русской литературы, так и во внеклассной работе.

Преподавание курса «Русская литература» предполагает широкое использование аудиовизуальных и электронных средств обучения на всех этапах организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

При создании УМК авторские коллективы должны руководствоваться образовательным стандартом по учебному предмету, учебной программой, учитывать современные научные подходы к отбору содержания, возрастные познавательные возможности учащихся, а также методические принципы обучения русской литераторе как искусству слова.