contrast version

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Министерства образования

Республики Беларусь

29.05.2009 № 32

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ»

(IX–XI классы)

 

  1. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Целью изучения интегрированного социально-гуманитарного учебного предмета «Обществоведение» является становление социально зрелой и творческой личности, обладающей развитым сознанием и самосознанием, способной на основе осмысления культурно-исторического опыта, ценностей отечественной и мировой культуры, понимания тенденций развития современного общества определить пути конструктивной самореализации, активно включиться в созидательную деятельность.  

 

  1. ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

II ступень общего среднего образования

 

– усвоение учащимися знаний о человеке и его месте в современном обществе; роли культуры и нравственности в жизни человека и общества;

– развитие духовно-нравственной культуры учащихся, культуры мышления, общения, труда, учёбы, досуга;

– формирование опыта конструктивного общения, взаимопонимания и сотрудничества;

– совершенствование общеучебных и формирование специальных умений и навыков, соответствующих содержанию учебного предмета «Обществоведение»;

– развитие умений самоанализа, самооценки; побуждение к самосовершенствованию, повышению культурного уровня;

– выработка у учащихся установок и убеждений, необходимых для продолжения образования;

 

III ступень общего среднего образования

 

– освоение учащимися картины мира, адекватной современному уровню научных знаний и доступной им по содержанию; усвоение необходимых для этого знаний об основных сферах общественной жизни и человеческой деятельности, их эффективное применение в процессе взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей;

– формирование гражданского самосознания, ответственной социальной позиции, патриотизма;

– развитие духовно-нравственной, правовой, политической, экономической, экологической, эстетической культуры учащихся;

– совершенствование общеучебных и специальных умений и навыков; формирование интеллектуальных качеств личности, необходимых для преобразующей и творческой познавательной деятельности;

– успешная социализация личности; формирование готовности учащихся к осознанному профессиональному самоопределению; выработка установок и убеждений, необходимых для продолжения образования, активного включения в трудовую деятельность и общественную жизнь.

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ»

II ступень общего среднего образования

 

Общество и человек

Науки о человеке и науки об обществе. Идея гуманизма. Человек – биосоциальное существо. Сознание. Самосознание. Деятельность. Общение. Характер. Темперамент. Направленность личности. Мировоззрение. Основные подходы к изучению общества. Сущность исторического процесса. Роль личности в истории. Идеология белорусского государства.

Культура

Сущность культуры. Ценности. Функции культуры. Виды и типы культуры. Культурная традиция. Творчество и культура. Национальное и общечеловеческое в культуре. Белорусские национальные традиции.

Социальная сфера

Meжличнocтныe oтнoшeния. Взаимоотношения в малых группах. Социальная ориентация личности. Коллективы. Koнфликт. Социальные роли. Социализация личности. Социальная ориентированность белорусской экономики.

Духовная сфера

Сущность духовности. Основные категории морали. Нравственные нормы, качества, принципы, идеалы. Нравственные отношения. Нравственный поступок. Нравственная оценка.

 

III ступень общего среднего образования

Общество и человек

Основные сферы жизни общества. Современные цивилизации. Место и роль Беларуси в мировом цивилизационном процессе. Глобальные проблемы современности. Национальная безопасность и национальные интересы белорусского государства.

 

Культура

Политическая и правовая культура. Экономическая культура. Духовная культура. Культура социальных отношений. Средства массовой информации и развитие информационной культуры. Физическая культура и спорт. Политика белорусского государства в области культуры и здравоохранения.

 

Социальная сфера

Социальная структура общества. Социальная дифференциация. Социальные группы. Социальная мобильность. Социальные отношения. Социальные институты. Социальный статус. Социализация личности. Этнические общности. Нации и межнациональные отношения. Семья и брак. Демографические процессы. Национальная, демографическая политика белорусского государства. Молодежная политика в Республике Беларусь.  

Экономика

Экономика и её структура. Экономический цикл, его фазы. Производство и его формы. Экономические потребности и ресурсы. Собственность, её формы. Товар и его свойства. Спрос, предложение, цена. Рынок, его виды и основные функции. Конкуренция. Менеджмент. Маркетинг. Основные типы экономических систем. Экономические функции государства. Государственный бюджет. Налоги. Деньги. Ценные бумаги. Инфляция. Банки. Кредит. Доход. Белорусская социально-экономическая модель. Инновационное развитие Республики Беларусь. Региональная и аграрная политика белорусского государства.

 

Политика и право

Политика и власть. Политическая система. Политическая идеология. Политическое лидерство. Государство: функции, типы и формы. Идеология белорусского государства. Политический режим. Политические институты. Демократия. Парламентаризм. Политические партии. Общественные объединения. Выборы. Избирательная система Республики Беларусь. Референдум.

Конституция и её место в национально-правовой системе. Конституция Республики Беларусь. Основы конституционного строя Республики Беларусь. Органы государственной власти Республики Беларусь. Конституционные права и обязанности граждан Республики Беларусь.

Право и его основные функции. Правовое государство и гражданское общество. Права человека. Отрасли права. Основы гражданского, трудового, административного, семейного, уголовного права в Республике Беларусь. Юридическая ответственность. Правоохранительные органы в Республике Беларусь.

 

 

 

Духовная сфера

Религия: структура, функции и виды. Религиозные конфессии в Республике Беларусь. Конфессиональная политика белорусского государства.

Сущность, функции и виды искусства. Сферы эстетической деятельности.

Философия. Основные проблемы философии.

Наука, основные этапы её развития. Научно-технический прогресс. Научный потенциал Республики Беларусь.

Образование, его функции. Система образования в Республике Беларусь.

 

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

 

4.1.         Требования к уровню подготовки учащихся за период обучения на уровне общего базового образования.

Учащийся должен

знать:

определения основных понятий: гуманизм, деятельность, исторический процесс, личность, мировоззрение, общество, общественно-экономическая формация, сознание, темперамент, характер, цивилизация,  общение, культура, духовная культура, контркультура, массовая культура, материальная культура, менталитет, субкультура, традиция, творчество, элитарная культура, этикет, ритуал, обычай, конформизм, конфликт, социальная роль, альтруизм, индивидуализм, коллективизм, эгоизм, социализация, идеология белорусского государства, духовность, идеал, мораль, долг, нравственная норма, патриотизм, национализм, совесть, ценности;

значение самопознания и самовоспитания личности;

формы мировоззрения личности;

роль мировоззрения в жизни людей;

основные подходы к изучению общества;

сущность исторического процесса; основных категорий морали: добро, зло, совесть, долг; понятий: нравственный принцип, нравственный идеал, нравственный поступок;

основные идеи гуманизма;

виды, формы и средства общения;

типы характера, темперамента;

функции культуры;

линии поведения человека в конфликтных ситуациях;

типы конфликтов;

 

уметь:  

характеризовать человека как биосоциальное существо; роль деятельности в жизни человека; сущность формационного и цивилизационного подходов к изучению истории; роль личности в истории; роль общения в жизни людей; роль культуры в жизни общества; достижения белорусской национальной культуры; пути социализации личности; пути развития духовного мира личности; основные положения идеологии белорусского государства;

объяснять взаимосвязь сознания и деятельности; значение нравственных норм для общества и человека; необходимость и сущность гуманизации общественных отношений;

формулировать и аргументировать собственные суждения по определённым социальным проблемам;

приводить примеры проявлений социальной ориентированности белорусской экономики; достижений материальной, духовной, элитарной, массовой, народной, профессиональной культуры, субкультуры; белорусских культурных традиций, ритуалов и обычаев; нравственных поступков, нравственного отношения человека к другим людям, самому себе, Родине; основных социальных ролей человека;

определять программу собственного культурного развития;

проектировать пути самопознания и самовоспитания; конструктивные пути разрешения межличностных конфликтов;

владеть методами самосовершенствования личности, приёмами воспитания волевых качеств личности.

 

 

4.2.         Требования к уровню подготовки учащихся за период обучения на уровне общего среднего образования.

Учащийся должен

знать:

определения основных понятий:

классы, нация, семья, социальная группа, социальная мобильность, социальное действие, страта, социальный институт, этнос, банк, государственный бюджет, деньги, доход, инфляция, конкуренция, кредит, маркетинг, менеджмент, налоги, производство, производительные силы, прожиточный минимум, потребительская корзина, рынок, рыночная экономика, собственность, товар, ценные бумаги, экономика, экономическая система, власть, государство, гражданское общество, демократия, конфедерация, монархия, парламентаризм, политика, политическая партия, политическая система, политическая идеология, право, правовое государство, республика, унитарное государство, федерация, выборы, гражданство, суверенитет, избирательная система, местное самоуправление, Национальное собрание, Президент, референдум, судебная власть, Совет Министров, административное право, гражданское право, дееспособность, правонарушение, правоспособность, прокуратура, семейное право, трудовое право, уголовное право, юридическая ответственность, демографическая безопасность, инновационное развитие, социально ориентированная рыночная экономика, социальные стандарты, глобализация, геополитика, информационное общество, национальная безопасность, технологический уклад, веротерпимость, искусство, наука, образование, религия, свобода совести, философия, эстетика, эстетический вкус;

сущность понятий: социальная структура общества; социальная дифференциация; социальный статус, национальное самосознание, экономический цикл; политический статус личности, правовой статус личности;

сущность глобальных проблем современности; концепции постиндустриального (информационного) общества; политики и власти; парламентаризма; научно-технического прогресса;

современные цивилизации и перспективы их развития;

признаки политической, правовой, экономической, духовной культуры личности; рыночной экономики; государства; демократического устройства общества; правового государства и гражданского общества;

роль молодёжи в осуществлении политики белорусского государства; общественных объединений в политической системе Республики Беларусь;

современные демографические процессы;

социальные характеристики молодёжи;

основные положения Конституции Республики Беларусь; Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь; законов Республики Беларусь в области национальных и конфессиональных отношений; Государственной программы возрождения белорусской деревни;

права и обязанности родителей и детей; работодателя и работника;

формы производства;

виды денег; рынков; ценных бумаг; искусства;

структуру современной экономики; 

формы и системы заработной платы; 

условия кредитования;

приоритетные направления региональной и аграрной политики белорусского государства;

особенности политической идеологии; научного познания; философского мировоззрения;

основные элементы политической системы, их роль в политической жизни общества;

основные этапы развития науки;

основные проблемы философии;

функции и типы политических партий;

функции морали;

отличия права и морали;

органы государственной власти Республики Беларусь, их функции;

основные международные документы о правах человека и ребёнка;

государственные символы Республики Беларусь;

принципы избирательного права в Республике Беларусь;

виды и условия юридической ответственности;

правоохранительные органы в Республике Беларусь, их функции; 

основы гражданского, трудового, семейного, административного, уголовного права в Республике Беларусь;

структуру и виды религии;

религиозные конфессии в Республике Беларусь;

 

уметь:

характеризовать основные сферы общественной жизни; геополитический статус Беларуси; место Республики Беларусь в системе современных международных отношений, современном информационном пространстве, мировом цивилизационном процессе; национальные интересы белорусского государства; основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь; функции семьи в современном обществе, современные тенденции развития семьи, демографическую структуру белорусского общества; факторы, влияющие на демографическую структуру современного общества; демографические проблемы современного общества; роль молодёжи в современном обществе; роль семьи в жизни человека; качество и уровень жизни населения в Республике Беларусь; роль экономики в жизни общества; основные функции денег; формы собственности; основные типы экономических систем; основные функции рынка; формы и методы государственного регулирования экономики; белорусскую социально-экономическую модель; типы и функции политической системы; типы и формы государства; основные функции права; избирательную систему Республики Беларусь; права человека; основы конституционного строя Республики Беларусь; конституционные права и обязанности граждан Республики Беларусь; фyнкции обpaзoвaния в современном обществе; систему образования в Республике Беларусь; роль и функции науки в жизни общества; научный потенциал Республики Беларусь; функции религии; роль философии в духовной жизни общества и личности;

объяснять взаимосвязь основных сфер общественной жизни; причины глобальных проблем; причины межнациональных конфликтов и пути их преодоления; противоречивый характер последствий глобализации; взаимосвязь экономических потребностей и ресурсов; социальные и экономические последствия инфляции; приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь; взаимосвязь прав и обязанностей гражданина; место Конституции Республики Беларусь в национальной правовой системе; функции государства; сущность инновационного пути развития;

приводить примеры социальных групп, социальных действий, социальных институтов, этнических общностей; участия Республики Беларусь в реализации международных проектов; многообразия современного мира и его противоречий; международных организаций, мeждyнapoднoго coтpyдничecтва; элементов традиционной, централизованной (командной) и рыночной систем в смешанной экономике; политических идеологий, политических партий, партийных систем; политических институтов; политических ролей личности; эстетической деятельности;

оценивать роль Беларуси в деятельности международных организаций;

проектировать пути решения глобальных проблем современного общества;

адекватно ориентироваться в общественных событиях и процессах;

находить, критически воспринимать социальную информацию, передаваемую по каналам СМИ;

исполнять обязанности гражданина Республики Беларусь;

проявлять толерантность, конструктивно взаимодействовать с людьми различных национальностей и вероисповеданий; с государственными органами и институтами гражданского общества;

руководствоваться в жизнедеятельности нравственными нормами и ценностями;

осуществлять выбор образовательного пути с учётом своих интересов и способностей, потребностей общества и государства.