Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Музыка»
Планируемые результаты обучения в предметно-деятельностной форме определены учебной программой в соответствии с требованиями образовательного стандарта по предмету «Музыка» к уровню подготовки учащихся.
Поурочный контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в практической и устной формах или в их сочетании посредством проведения индивидуального, группового и фронтального опроса с использованием вопросов и заданий (включая творческие задания), содержащихся в учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах.
Тематический контроль осуществляется в практической и устной формах или в их сочетании посредством проведения фронтального опроса с использованием контрольных вопросов и заданий (включая творческие задания), содержащихся в учебных пособиях.
Установление показателей оценки результатов учебной деятельности учащихся при осуществлении контроля:
Отметка в баллах |
Показатели оценки результатов учебной деятельности |
1 |
Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, предусмотренных учебной программой. Распознавание основных дирижёрских жестов, способов звукоизвлечения, исполнительских приёмов, предусмотренных учебной программой |
2 |
Различение музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов музыкальной речи, музыкальных форм, предусмотренных учебной программой. Различение основных дирижёрских жестов, способов звукоизвлечения, исполнительских приёмов, предусмотренных учебной программой |
3 |
Восприятие музыкального образа на уровне переживания, определение настроения, выраженного в музыке. Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования по памяти (по слуху), без использования нотной записи. Фрагментарное воспроизведение музыкального материала, предусмотренного учебной программой |
4 |
Восприятие музыкального образа на уровне переживания, определение настроения, состояния, выраженного в музыке. Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования по памяти (по слуху), без использования нотной записи. Воспроизведение по памяти основной части музыкального материала, предусмотренного программой |
5 |
Восприятие музыкального образа в единстве переживания и понимания. Определение использованных композитором средств музыкальной выразительности, объяснение целесообразности их использования. Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования частично на основе нотной записи. Осмысленное использование в собственной исполнительской деятельности средств музыкальной выразительности |
6 |
Восприятие музыкального образа в единстве переживания и понимания. Наблюдение за развитием музыки, выявление и объяснение изменений темпа, динамики, тембра, регистра, лада; выявление контрастов и повторов, определение формы музыкального произведения. Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования на основе нотной записи. Осознанное отношение к партитурным указаниям. Воспроизведение в полном объёме музыкального материала, предусмотренного учебной программой |
7 |
Целостное восприятие музыкального образа. Высказывание оценочных суждений по поводу прослушанного произведения. Интерпретация музыкального образа в процессе вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования, отбор необходимых исполнительских средств, создание исполнительского плана |
8 |
Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение результата восприятия в виде соответствующего настроению музыки цветового пятна, графической линии, жеста и др. Создание исполнительского плана, предусматривающего использование широкого спектра исполнительских средств, в процессе вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования. Использование различных способов развития музыкальной мысли в процессе сочинения и импровизации |
9 |
Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение результата восприятия музыкального произведения в виде целостного образа – словесной модели, звуковой картины, пластического этюда и т. д. Создание исполнительского плана и самостоятельное его воплощение в процессе вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования. Реализация достаточно сложного замысла в процессе сочинения и импровизации |
10
|
Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение результата восприятия музыкального произведения в виде словесной модели, звуковой картины, пластического этюда, соответствующих музыкальному образу. Создание исполнительского плана в соответствии с композиторским замыслом и его самостоятельное воплощение с помощью соответствующих характеру и стилю музыкального произведения средств в процессе вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования. Свободная импровизация. Реализация сложного замысла с помощью широкого спектра выразительных средств в процессе сочинения |
При оценке результатов деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных, несущественных.
К категории существенных ошибок относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не усвоил основ нотной грамоты, не имеет представления об элементах музыкальной речи, основных музыкальных формах, не знает средств музыкальной выразительности, не умеет использовать их в собственной исполнительской и творческой деятельности.
К категории несущественных ошибок относятся незначительные отклонения от указанных в нотном тексте темпа и динамики, погрешности звукоизвлечения, звуковедения, дикции, артикуляции.
Количество баллов за выполнение задания снижается на 10 и 50 процентов, если в нём соответственно допущена несущественная и существенная ошибки.