contrast version

Утверждено

Постановление

Министерства образования

Республики Беларусь

29.05.2009 № 32

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» (I—IV классы)

1. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Целью изучения учебного предмета «Музыка» является формирование музыкальной культуры учащихся как части их духовной культуры.

 

2. ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

  • воспитание любви к музыке;
  • освоение музыкального искусства посредством овладения музыкальными знаниями, слушательскими и исполнительскими умениями, приобретения опыта самостоятельной музыкально-творческой деятельности;
  • воспитание эстетических чувств и формирование художественного вкуса;
  • развитие музыкального восприятия, мышления, слуха, певческого голоса, творческих способностей учащихся.

 

3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА»

Содержание, интонационный язык и формы музыки

Мир звуков. Возникновение музыки. Музыка — искусство, выражающее чувства людей, отражающее картины окружающего мира посредством звуковых образов.

Интонация как структурный элемент и средоточие образного содержания произведения. Интонации разговорной и музыкальной речи. Зерно-интонация. Выразительные и изобразительные интонации.

Средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, лад, темп, сила звука, тембр, регистр). Аккомпанемент.

Развитие музыки. Способы музыкального развития — повтор, контраст, варьирование.

Формы музыки: одночастная, двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации.

Нотная запись как средство фиксации музыкальной речи.

Функционирование музыки в жизни человека

Музыка — язык, который не требует перевода. Способы музыкальной коммуникации. Виды музыкальной деятельности: сочинение, исполнение, слушание. Композитор. Исполнитель. Слушатель.

Импровизация. Аранжировка. Инструментовка.

Основные сферы бытования музыкального искусства. Народные праздники. Концерты, спектакли. Фестивали музыкального искусства. Домашнее музицирование.

Музыка народная и композиторская. Музыка светская и духовная. Классическая музыка. Современная музыка. Музыка серьёзная и «лёгкая».

Первичные музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Вторичные музыкальные жанры. Опера, балет, симфония, концерт.

Запись и чтение нотного текста.

Отечественная и мировая музыкальная культура

Отражение жизни народа, его истории, внутреннего мира белоруса в белорусском фольклоре. Фольклорные обряды. Жанры фольклорного искусства. Региональные особенности белорусского музыкального фольклора. Традиции исполнения фольклорных произведений. Этнофония. Народные истоки в творчестве композиторов. Музыка народов, проживающих в Республике Беларусь.

Жанровое и содержательное разнообразие белорусской музыки. Характерные особенности белорусской музыкальной культуры XVI—XX веков. Сегодняшний день белорусской музыки. Белорусские композиторы. Белорусские исполнители и исполнительские коллективы.

Шедевры мирового музыкального искусства. Выдающиеся композиторы и исполнители.

Сходство и различие белорусской музыки с музыкой других народов. Музыкальные культуры народов Европы, Америки, Азии, Африки. Композиторы и исполнители, представляющие национальные музыкальные культуры.

 

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

4.1. Требования к уровню подготовки учащихся за период обучения на уровне общего базового образования.

Учащийся должен:

иметь представление:

  • о сущности интонации — структурном и содержательном «зерне» музыкального произведения;
  • выразительности и изобразительности музыки;
  • способах музыкальной коммуникации — слушании, исполнении, сочинении;
  • сферах бытования музыкального искусства;
  • музыкальных жанрах;
  • белорусском фольклоре, его характерных особенностях;
  • связи народного и композиторского творчества;
  • музыке народов, проживающих в Республике Беларусь;
  • разнообразии музыкальных языков, общих и особенных чертах в музыке разных народов;

 

знать:

  • средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, лад, темп, сила звука, тембр, регистр);
  • способы развития музыки (повтор, контраст, варьирование);
  • музыкальные формы (одночастные, двухчастные, трёхчастные, рондо, вариации);
  • элементы нотной грамоты (нотный стан, скрипичный ключ, положение нот на нотном стане, систему длительностей);
  • шедевры мирового музыкального искусства;
  • выдающихся композиторов и исполнителей;
  • наиболее ярких представителей национальных музыкальных культур;

 

уметь:

  • определять и характеризовать различными способами содержание музыки;
  • прослеживать развитие музыки;
  • определять форму музыкальных произведений;
  • осуществлять элементарную композиторскую деятельность в соответствии с собственными возможностями и предпочтениями (сочинять простые мелодии, аранжировать и инструментовать фрагменты музыкальных произведений);
  • читать и записывать несложные музыкальные тексты;

 

владеть:

  • навыками сравнительного и целостного анализа музыкальных произведений;
  • навыками использования средств музыкальной выразительности при решении творческих задач в различных видах музыкальной деятельности;
  • навыками импровизации.