УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Министерства образования
Республики Беларусь
29.05.2009 № 32
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» (I–V классы)
1. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Основной целью изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» является формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры учащегося как культуры ценностного отношения к миру, развитие его творческого потенциала как фактора творческого освоения и преобразования мира.
2. ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
I ступень общего среднего образования:
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству;
- приобщение к наследию отечественного и мирового искусства;
- формирование представлений о своеобразии отечественной культуры;
- духовно-нравственное обогащение учащихся в процессе художественно-эстетического освоения окружающей действительности и восприятия произведений искусства;
- развитие чувственно-эмоциональной сферы учащегося на основе устойчивых эмоциональных отношений к прекрасному и безобразному в жизни и искусстве;
- развитие творческого потенциала и художественных способностей учащихся на основе изобразительной деятельности в разных художественных материалах и техниках;
- формирование художественно-образного мышления как основы развития эстетического вкуса;
- развитие творческой интуиции, воображения, фантазии;
- овладение основами изобразительной грамоты, языком и системой выразительных средств разных видов искусства;
- систематическое развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, комбинаторики;
- расширение опыта изобразительной, декоративно-прикладной и конструкторско-дизайнерской деятельности.
II ступень общего среднего образования:
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, умения осмысливать его специфические особенности;
- постижение учащимися культурного опыта человечества через художественно-образную систему отечественного и мирового изобразительного искусства;
- формирование представлений о внутренних закономерностях культурно-исторического процесса с учётом прошлого и современного опыта пластических искусств;
- расширение представлений о своеобразии отечественной культуры;
- духовно-нравственное обогащение учащихся в процессе художественно-эстетического освоения окружающей действительности и восприятия художественного наследия;
- развитие чувственно-эмоциональной сферы учащегося, формирование устойчивых эмоциональных отношений к окружающему миру;
- формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности;
- формирование эстетических потребностей и вкусов, морально-эстетического облика учащихся;
- развитие творческих способностей и навыков, воображения, фантазии, творческой интуиции;
- воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры;
- овладение теоретическими знаниями, языком и системой выразительных средств изобразительного искусства, навыками практического решения художественных задач;
- развитие художественно-образного восприятия мира и произведений искусства;
- расширение знаний, умений и навыков изобразительной, декоративно-прикладной и конструкторско-дизайнерской деятельности;
- систематическое развитие зрительного восприятия, композиционной и колористической культуры, пространственного мышления;
- совершенствование умений воплощать в художественных образах творческие задачи, художественный и конструкторский замысел.
3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Изобразительное искусство»
I ступень общего среднего образования
Изобразительное искусство как компонент художественной культуры
Значение изобразительного искусства в духовно-нравственном преобразовании человека.
Значение изобразительного искусства в художественном преобразовании пространственно-предметной среды обитания человека.
Изобразительное искусство как способ художественно-эстетического познания мира
Значение изобразительного искусства в художественном освоении мира.
Эстетическое освоение природы родного края.
Эстетическое освоение художественного наследия отечественного и мирового изобразительного искусства: станковая живопись, графика, скульптура, архитектура, монументальное искусство, народное и декоративно-прикладное искусство.
Изобразительное искусство как художественно-творческая деятельность
Язык и выразительные средства изобразительного искусства.
Композиционное решение художественного произведения: использование всей плоскости листа бумаги, применение определённого формата для создания художественного образа.
Цвет (основные цвета, хроматические, ахроматические, теплые, холодные цвета, цветовой и тоновой контраст).
Пространственные построения (загораживание, уменьшение объектов при удалении).
Строение фигуры человека и животных, передача пропорций частей тела человека и животных, передача движения объектов.
Специфика и выразительные средства видов и жанров изобразительного искусства.
Художественные материалы и техники изобразительного искусства. Приёмы работы гуашью, акварелью, восковыми мелками, карандашами, тушью и др.
Национальные традиционные художественные техники и материалы (вытинанка, роспись по дереву и др.).
II ступень общего среднего образования
Изобразительное искусство как компонент художественной культуры
Значение изобразительного искусства в духовно-нравственном формировании личности, художественном преобразовании мира.
Изобразительное искусство как способ художественно-эстетического познания мира
Значение изобразительного искусства в художественном освоении мира и познании человека.
Эстетическое освоение природы родного края.
Эстетическое освоение выдающихся памятников архитектуры, садово-паркового искусства, мемориальных архитектурно-скульптурных комплексов своего региона.
Эстетическое освоение художественного наследия отечественного и мирового изобразительного искусства: станковая живопись, графика, скульптура, архитектура, монументальное искусство, народное и декоративно-прикладное искусство.
Специфика и выразительные средства видов и жанров изобразительного искусства.
Изобразительное искусство как художественно-творческая деятельность
Виды и жанры изобразительного искусства.
Выразительные средства изобразительного искусства.
Особенности композиционного и колористического решения произведений декоративно-прикладного характера.
Художественные техники: гуашь, акварель, пастель, аппликация, монотипия, мозаика и др.
Национальные традиционные художественные техники (вытинанка, роспись и резьба по дереву, роспись по ткани, ткачество и др.).
Специфика работы различными художественными материалами.
4. Требования к уровню подготовки учащихся
4.1. Требования к уровню подготовки учащихся за период обучения на уровне общего базового образования.
Учащиеся должны:
знать:
- о роли изобразительного искусства в жизнедеятельности людей;
- основные музеи Беларуси и народные художественные промыслы своего региона;
- произведения выдающихся белорусских художников и шедевры мирового искусства;
- памятники архитектуры и мемориальные архитектурно-скульптурные комплексы;
- специфику и выразительные средства видов и жанров изобразительного искусства;
- основные термины и понятия изобразительного искусства (композиция, колорит, форма, ритм, художественное пространство, пропорциональные соотношения, пластическое решение образа, цвет и цветовой тон, формат, сюжет, орнамент и др.);
- разновидности декоративно-прикладного искусства (костюм, керамика, резьба и роспись по дереву, ткачество, ювелирное искусство, изделия из стекла, мебель и др.);
- способы передачи движения объектов;
- основные приёмы работы художественными материалами: акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, тушь, глина (пластилин);
- особенности и приёмы трансформации бумаги при художественном конструировании объектов;
уметь:
- определять тему и главную мысль произведения изобразительного искусства;
- характеризовать особенности художественного наследия своего региона, своей страны;
- сравнивать виды и жанры изобразительного искусства, выявляя их специфику;
- анализировать произведения искусства с точки зрения их видового и жанрового своеобразия;
- передавать через художественный образ идейный замысел композиции;
- соотносить цветовую гамму при работе над композицией с творческим замыслом, состоянием, настроением, выраженным в произведении;
- передавать плановость пространства, применять приёмы загораживания, уменьшения объектов при удалении;
- сравнивать и передавать пропорции частей тела человека и животных;
- стилизовать реальные формы живой природы в декоративные, фантазийные, абстрактные;
- выполнять макеты объёмных предметов из бумаги (художественное конструирование);
- лепить способом вытягивания частей из целого комка и составлять из отдельных частей целое;
- использовать различные художественные материалы и техники для решения творческого замысла;
владеть:
- навыками сравнительного анализа художественных произведений;
- навыками использования средств художественной выразительности при реализации творческого замысла;
- навыками работы в разных художественных техниках.