УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Министерства образования

Республики Беларусь

29.05.2009 № 32

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» (IV классы)

 

1. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Основной целью изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» является формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры учащегося как культуры ценностного отношения к миру, развитие его творческого потенциала как фактора творческого освоения и преобразования мира.

2. ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

 

I ступень общего среднего образования:

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству;
  • приобщение к наследию отечественного и мирового искусства;
  • формирование представлений о своеобразии отечественной культуры;
  • духовно-нравственное обогащение учащихся в процессе художественно-эстетического освоения окружающей действительности и восприятия произведений искусства;
  • развитие чувственно-эмоциональной сферы учащегося на основе устойчивых эмоциональных отношений к прекрасному и безобразному в жизни и  искусстве;
  • развитие творческого потенциала и художественных способностей учащихся на основе изобразительной деятельности в разных художественных материалах и техниках;
  • формирование художественно-образного мышления как основы развития эстетического вкуса;
  • развитие творческой интуиции, воображения, фантазии;
  • овладение основами изобразительной грамоты, языком и системой выразительных средств разных видов искусства;
  • систематическое развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, комбинаторики;
  • расширение опыта изобразительной, декоративно-прикладной и конструкторско-дизайнерской деятельности.

II ступень общего среднего образования:

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, умения осмысливать его специфические особенности;
  • постижение учащимися культурного опыта человечества через художественно-образную систему отечественного и мирового изобразительного искусства;
  • формирование представлений о внутренних закономерностях культурно-исторического процесса с учётом прошлого и современного опыта пластических искусств;
  • расширение представлений о своеобразии  отечественной культуры;
  • духовно-нравственное обогащение учащихся в процессе художественно-эстетического освоения окружающей действительности и восприятия художественного наследия;
  • развитие чувственно-эмоциональной сферы учащегося, формирование устойчивых эмоциональных отношений к окружающему миру;
  • формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности;
  • формирование эстетических потребностей и вкусов,  морально-эстетического облика учащихся;
  • развитие творческих способностей и навыков, воображения, фантазии, творческой интуиции;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры;
  • овладение теоретическими знаниями, языком и системой выразительных средств изобразительного искусства, навыками практического решения художественных задач;
  • развитие художественно-образного восприятия мира  и произведений искусства;
  • расширение знаний, умений и навыков изобразительной, декоративно-прикладной и конструкторско-дизайнерской деятельности; 
  • систематическое развитие зрительного восприятия, композиционной и колористической культуры, пространственного мышления;
  • совершенствование умений воплощать в художественных образах творческие задачи, художественный и конструкторский замысел.

 

3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Изобразительное искусство»

I ступень общего среднего образования

Изобразительное искусство как компонент художественной культуры

Значение изобразительного искусства в духовно-нравственном преобразовании человека.

Значение изобразительного искусства в художественном преобразовании пространственно-предметной среды обитания человека.

Изобразительное искусство как способ художественно-эстетического познания мира

Значение изобразительного искусства в художественном освоении мира.

Эстетическое освоение природы родного края.

Эстетическое освоение художественного наследия отечественного и мирового изобразительного искусства: станковая живопись, графика, скульптура, архитектура, монументальное искусство, народное и декоративно-прикладное искусство.

Изобразительное искусство как художественно-творческая деятельность

Язык и выразительные средства изобразительного искусства.

Композиционное решение художественного произведения: использование всей плоскости листа бумаги, применение определённого формата для создания художественного образа.

Цвет (основные цвета, хроматические, ахроматические, теплые, холодные цвета, цветовой и тоновой контраст).

Пространственные построения (загораживание, уменьшение объектов при удалении).

Строение фигуры человека и животных, передача пропорций частей тела человека и животных, передача движения объектов.

Специфика и выразительные средства видов и жанров изобразительного искусства.

Художественные материалы и техники изобразительного искусства. Приёмы работы гуашью, акварелью, восковыми мелками, карандашами, тушью и др.

Национальные традиционные художественные техники и материалы (вытинанка, роспись по дереву и др.).

II ступень общего среднего образования

Изобразительное искусство как компонент художественной культуры

Значение изобразительного искусства в духовно-нравственном формировании личности, художественном преобразовании мира.

Изобразительное искусство как способ художественно-эстетического познания мира

Значение изобразительного искусства в художественном освоении мира и познании человека.

Эстетическое освоение природы родного края.

Эстетическое освоение выдающихся памятников архитектуры, садово-паркового искусства, мемориальных архитектурно-скульптурных комплексов своего региона.

Эстетическое освоение художественного наследия отечественного и мирового изобразительного искусства: станковая живопись, графика, скульптура, архитектура, монументальное искусство, народное и декоративно-прикладное искусство.

Специфика и выразительные средства видов и жанров изобразительного искусства.

Изобразительное искусство как художественно-творческая деятельность

Виды и жанры изобразительного искусства.

Выразительные средства изобразительного искусства.

Особенности композиционного и колористического решения произведений декоративно-прикладного характера.

Художественные техники: гуашь, акварель, пастель, аппликация, монотипия, мозаика и др.

Национальные традиционные художественные техники (вытинанка, роспись и резьба по дереву, роспись по ткани, ткачество и др.).

Специфика работы различными художественными материалами.

4. Требования к уровню подготовки учащихся

4.1. Требования к уровню подготовки учащихся за период обучения на уровне общего базового образования.

Учащиеся должны:

знать:

  • о роли изобразительного искусства в жизнедеятельности людей;
  • основные музеи Беларуси и народные художественные промыслы своего региона;
  • произведения выдающихся белорусских художников и шедевры мирового искусства;
  • памятники архитектуры и мемориальные архитектурно-скульптурные комплексы;
  • специфику и выразительные средства видов и жанров изобразительного искусства;
  • основные термины и понятия изобразительного искусства (композиция, колорит, форма, ритм, художественное пространство, пропорциональные соотношения, пластическое решение образа, цвет и цветовой тон, формат, сюжет, орнамент и др.);
  • разновидности декоративно-прикладного искусства (костюм, керамика, резьба и роспись по дереву, ткачество, ювелирное искусство, изделия из стекла, мебель и др.);
  • способы передачи движения объектов;
  • основные приёмы работы художественными материалами: акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, тушь, глина (пластилин);
  • особенности и приёмы трансформации бумаги при художественном конструировании объектов;

уметь:

  • определять тему и главную мысль произведения изобразительного искусства;
  • характеризовать особенности художественного наследия своего региона, своей страны;
  • сравнивать виды и жанры изобразительного искусства, выявляя их специфику;
  • анализировать произведения искусства с точки зрения их видового и жанрового своеобразия;
  • передавать через художественный образ идейный замысел композиции;
  • соотносить цветовую гамму при работе над композицией с творческим замыслом, состоянием, настроением, выраженным в произведении;
  • передавать плановость пространства, применять приёмы загораживания, уменьшения объектов при удалении;
  • сравнивать и передавать пропорции частей тела человека и животных;
  • стилизовать реальные формы живой природы в декоративные, фантазийные, абстрактные;
  • выполнять макеты объёмных предметов из бумаги (художественное конструирование);
  • лепить способом вытягивания частей из целого комка и составлять из отдельных частей целое;
  • использовать различные художественные материалы и техники для решения творческого замысла;

владеть:

  • навыками сравнительного анализа художественных произведений;
  • навыками использования средств художественной выразительности при реализации творческого замысла;
  • навыками работы в разных художественных техниках.