contrast version
Обобщение передового педагогического опыта учителя начальных классов    Лузгиной Е.Г.

ppolТехнология развития критического мышления в начальной школе

 

Аннотация

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество.

Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления и даёт возможность личного роста ребёнка, развития его индивидуальности.

Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс (развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни - умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.)

Данная технология разработана для старших классов. Я предлагаю методику применения данной технологии именно в начальной школе.

 

Описание опыта

Учителя начальной школы часто сталкиваются с проблемой: дети молчат (в современном мире ребёнка, в основном, окружает односторонне общение: компьютер, телевизор), они не умеют общаться, играть друг с другом, они робеют, когда нужно обратиться к взрослому (взрослым некогда общаться с детьми, они стараются заменить это общение вещами, которые можно купить). Если дети начинают говорить, то высказывают не свою точку зрения, а учителя или родителя, они ленятся мыслить самостоятельно. Дети приходят в первый класс, не имя простейших навыков самообслуживания.

Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления и даёт возможность личного роста ребёнка, развития его индивидуальности.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) разработана в конце XX века в США. Известна в России с 1997 г. Представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она является общепедагогической, надпредметной.

Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс (развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни - умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.):

· развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

· развитие аналитического, критического мышления (выделение причинно-следственных связей; рассматривание новых идей и знаний в контексте уже имеющихся; выделение ошибок в рассуждениях; умение отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения);

· формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

· стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

В содержании целей заложено формирование ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной, разрешения проблем. Поэтому можно говорить об этой технологии в рамках компетентностного подхода в образовании.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Критическое мышление, по мнению авторов, может развивать следующие качества ученика:

1. Готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно излагает);

2. Гибкость (восприятие идей других);

3. Настойчивость (достижение цели);

4. Готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);

5. Осознание (отслеживание хода рассуждений);

6. Поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми).

 

Цель и задачи, решаемые в образовательном процессе: повышение качества образования через:

  • формирование навыков работы с информацией;
  • интерактивное включение учащихся в образовательный процесс;
  • развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни;
  • развитие таких базовых качеств личности, как коммуникативность, рефлексивность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результат собственной деятельности.

Результативность работы учителя – это достижения его учеников. Я хочу с уверенностью сказать, что применение данной технологии мне помогло достичь следующих результатов:

1.Уровень обученности по предметам:

  • высокий – литературное чтение, літаратурнае чытанне;
  • достаточный – беларуская мова, русский язык, математика, человек и мир.

2.Победители школьных предметных олимпиад:

  • 2007/2008 уч.г. – 8 человек
  • 2008/2009 уч.г. –  12 человек
  • 2009/2010 уч.г. –  14 человек

3.Победители дистанционных олимпиад:

  • 2008/2009 уч.г. - диплом 1 степени по математике, диплом 2 степени по русскому языку;
  • 2009/2010 уч.г. -  дипломы 1 степени по информатике, дипломы 2 и 3 степени по белорусскому языку.

4.Победители городских предметных олимпиад (4 класс):

  • Русский язык – дипломы 1 и 2 степени;
  • Белорусский язык – диплом 2 степени и два диплома 3 степени;
  • Математика – диплом 3 степени.

5.Члены школьного научного общества «Пирамида»

6.Победители городского конкурса «Я – исследователь!»

  • 2008/2009г. – диплом 2 степени
  • 2009/2010г. – дипломы 1 и 2 степени.

7.Активные участники международной олимпиады «Перспектива»

Представляла я свой опыт работы  в школе в мае 2010 года на семинаре-практикуме по презентации тем по самообразованию. В 2009/2010 учебном году я участвовала в конкурсе «Мой лучший урок», где представляла урок с применением данной технологии (диплом 3 степени).  В школе создана серия видеосюжетов, где я представила свои подходы к приёмам данной технологии. В профессиональных изданиях напечатаны разработки моих уроков («Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа» №4, 2010 г., №5, 2010 г.)

Я обучалась в международной практико – ориентированной дистанционной мастерской по данной теме (г.Екатеринбург), у меня имеется соответствующее свидетельство.

В результате данной работы в школе имеется папка со всеми материалами (теоретическими и практическими: схемы, таблицы, разработки уроков и т.д.). Применение данной технологии возможно любым учителем на любом уроке.

Перейти обобщение ППО 2010-2011г.г. >>>