УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Министерства образования

Республики Беларусь

от 29.05.2009 № 32

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» (VI-XI классы)

1. Цель изучения предмета

Изучение информатики на уровне общего среднего образования направлено на формирование компьютерной грамотности, развитие логического и алгоритмического мышления, воспитание информационной культуры у учащихся.

2. Задачи изучения предмета

На II ступени общего среднего образования:

  • формирование теоретических знаний и практических умений в области информатики, алгоритмизации и программирования, информационных и коммуникационных технологий;
  • формирование познавательных интересов, развитие интеллектуальных и творческих способностей;
  • формирование умений индивидуальной и коллективной работы;
  • воспитание трудолюбия, ответственного отношения к соблюдению этических и нравственных норм при использовании информационных и коммуникационных технологий.

На III ступени общего среднего образования:

  • приобретение и систематизация знаний и умений в области информатики, алгоритмизации и программирования, информационных и коммуникационных технологий;
  • развитие познавательных интересов учащихся;
  • воспитание самостоятельности при выполнении практических заданий с использованием информационных и коммуникационных технологий.
3. Содержание образования
по учебному предмету «Информатика»

На II ступени общего среднего образования.

Информация и информационные процессы.

Понятие об информации. Виды информации. Носители информации.

Информационные процессы: хранение, передача, обработка, поиск информации. Информационные ресурсы.

Аппаратное и программное обеспечение  компьютеров.

Назначение основных функциональных блоков, устройств персонального компьютера и работа с ними.

Представление  и хранение информации в компьютере.

Программное обеспечение компьютера. Назначение операционной и файловой систем и работа с ними.

Понятие локальной сети и ее ресурсов.

Вредоносное программное обеспечение и защита информации.

Основы алгоритмизации и программирования.

Понятие алгоритма. Способы записи алгоритма. Типы алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции.

Базовые понятия языка программирования. Среда программирования.

Составление и реализация алгоритмов различных типов  на языке программирования с использованием числовых величин, одномерных массивов.

Использование графических возможностей среды программирования.

Компьютерные информационные технологии.

Обработка графической информации.

Понятие векторного и растрового изображений.

Назначение растрового и векторного графических редакторов.

Типовые задачи обработки графической информации.

Обработка текстовой информации.

Назначение текстовых редакторов.

Типовые задачи обработки текстовой информации.

Технология обработки текстовых документов.

Компьютерные презентации.

Понятие компьютерной презентации.

Назначение программ для создания  презентаций.

Создание и демонстрация  компьютерной презентации с элементами мультимедиа.

Компьютерная анимация.

Виды компьютерной анимации.

Инструменты и методы анимации.

Назначение программ для работы с анимацией.

Создание компьютерной анимации.

Коммуникационные технологии.

Понятие глобальной сети Интернет.

Назначение служб World Wide Web (WWW) и электронной почты. Назначение интернет-браузеров.

Поиск информации в сети Интернет. Работа с электронной почтой.

Вопросы безопасности при работе в сети Интернет и с электронной почтой.

 

На III ступени общего среднего образования.

Информация и информационные процессы.

Понятие информационной модели. Структурирование информации с помощью информационных моделей.

Понятие об информационных системах и информационных технологиях. Использование информационных технологий в образовании.

Аппаратное и программное обеспечение  компьютеров.

Архивация данных. Назначение программ архивации.

Цифровые устройства обработки информации. Возможность совместного использования цифровых устройств и компьютера.

Основы алгоритмизации и программирования.

Символьные и строковые величины. Операции над символьными и строковыми величинами и стандартные подпрограммы для работы с ними.

Разработка алгоритмов и программ для решения практических задач из различных предметных областей.

Компьютерные информационные технологии.

Работа с электронными таблицами.

Понятие электронной таблицы. Структура таблицы. Типы данных в электронной таблице.

Назначение табличного процессора.

Создание и редактирование электронных таблиц.

Основы веб-конструирования.

Понятие об языке разметки HTML. Структура HTML-документа.

Использование офисных приложений для создания веб-страниц.

Назначение редакторов визуального веб-конструирования.

Создание фрагментов сайтов по различным предметным областям.

Работа с базами данных.

Понятие о базе данных. Назначение системы управления базами данных (СУБД).

Создание таблиц. Типы полей в таблице.

Ввод данных в таблицу и их редактирование. Модификация структуры таблицы. Связывание таблиц. Создание запросов на выборку данных.

Сортировка данных. Подготовка и вывод отчетов из базы данных.

Коммуникационные технологии.

Разновидности электронных коммуникаций.

Общение в сети Интернет. Меры безопасности и правила этикета при общении в сети Интернет.

4. Требования к уровню подготовки учащихся

4.1. Требования к уровню подготовки учащихся за период обучения на уровне общего базового образования.

Учащийся должен

знать:

 

виды информации;

назначение процессора, памяти, устройств ввода/вывода;

назначение операционной системы, файловой системы;

виды вредоносного программного обеспечения и способы защиты от него;

единицы измерения объема информации;

понятие алгоритма, способы записи алгоритмов;

понятие типа данных, переменной; арифметические операции; структуру программы;

алгоритмические конструкции «ветвление» и «повторение»;

понятие одномерного массива;

понятие векторного и растрового изображений;

назначение растрового графического редактора;

назначение векторного графического редактора;

назначение текстовых редакторов;

назначение программ для работы с компьютерными презентациями;

виды компьютерной анимации;

назначение программ для работы с компьютерными анимациями;

назначение основных сервисов Интернет; назначение программ-браузеров;

элементы электронного письма.

уметь:

приводить примеры использования технических средств для работы с информацией;

приводить примеры видов и носителей информации, информационных процессов;

выполнять операции с файлами и папками;

записывать изученные алгоритмы одним из способов;

записывать арифметические операции и выражения;

составлять и реализовывать линейные алгоритмы, алгоритмы с ветвлением и повторением на языке программирования;

осуществлять действия с элементами массива: ввод и вывод, арифметические действия, поиск элементов с заданными свойствами, преобразование массива;

использовать инструменты графического редактора для создания и редактирования изображений;

работать с буфером обмена: копировать, вырезать, вставлять фрагменты изображений;

сохранять изображение, открывать файл с изображением;

создавать и редактировать векторные и растровые изображения;

использовать текстовый редактор для ввода и редактирования текста;

копировать, вырезать и вставлять фрагменты текста;

использовать средства форматирования текста;

открывать и сохранять текстовые файлы;

использовать возможности текстового редактора для работы с документами;

готовить текстовый документ к печати;

создавать, открывать, редактировать, сохранять, демонстрировать презентацию;

использовать в презентациях элементы мультимедиа;

создавать и трансформировать объекты; применять типовые инструменты и методы создания покадровой и автоматической анимации;

просматривать веб-страницы;

работать с электронной почтой;

осуществлять поиск информации в сети Интернет; сохранять  информацию.

 

4.2. Требования к уровню подготовки учащихся за период обучения на уровне общего среднего образования.

Учащийся должен

знать:

понятия информационной модели, информационной системы, информационной технологии;

возможности совместного использования цифровых устройств и компьютера;

назначение программ-архиваторов;

операции над символьными и строковыми величинами;

понятие электронной таблицы; адресацию в электронной таблице: назначение табличного процессора; типы данных в электронной таблице;

назначение СУБД;

разновидности электронных коммуникаций;

средства общения в сети Интернет.

уметь:

создавать архивные файлы, извлекать файлы из архивов;

составлять и реализовывать алгоритмы из различных предметных областей;

обрабатывать данные в электронных таблицах; строить диаграммы; выполнять сортировку данных;

создавать фрагмент сайта;

создавать таблицы базы данных; формировать запросы на выборку данных; сортировать данные в таблице; создавать отчеты.