contrast version

МАТЕРИАЛЫ

для членов информационно-пропагандистских групп

(ноябрь 2022 г.)

 

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО:

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

 

Материал подготовлен на основе информации
Министерства антимонопольного регулирования и торговли, Министерства жилищно-коммунального хозяйства,

Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерства энергетики Республики Беларусь,

материалов республиканского семинара-совещания ”Актуализация методов и форм работы с населением на местном уровне“
(9–10 июня 2022 г.), государственных СМИ

В Беларуси развитие ЖКХ направлено на обеспечение повышения комфортности проживания и безопасности граждан, экономической эффективности оказания населению жилищно-коммунальных услуг.

СЛ. № 2. Справочно:

В состав ЖКХ входят жилищное хозяйство, водоснабжение
и водоотведение, коммунальная теплоэнергетика, благоустройство
и санитарная очистка населенных пунктов, озеленение городов и др.

Сфера ЖКХ традиционно находится на особом контроле Главы государства. Основным критерием эффективности работы нашего коммунального хозяйства является оценка со стороны рядового потребителя. Мы все понимаем, что услуги ЖКХ – основа качества жизни людей. Если в квартире у человека тепло, в кране хорошая вода,
в подъезде и во дворе порядок, то и слова в ваш адрес будут только положительные“
, – особо отметил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, на совещании по вопросам функционирования ЖКХ
5 апреля 2022 г.

1. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЖКХ И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

СЛ. № 3. 1.1. Жилищный фонд, его содержание и эксплуатация

Жилищный фонд страны насчитывает свыше 1,5 млн. жилых домов общей площадью около 267 млн. кв. м, в том числе около 170 млн. кв. м (64%) – в многоквартирных домах. В государственной собственности находится менее 6% жилой недвижимости, остальные 94% – частная собственность граждан и юридических лиц.

Каждый человек отдает предпочтение уютным и комфортным условиям проживания. Предоставление таких условий лежит на жилищно-эксплуатационных службах, в чьи непосредственные обязанности входит содержание жилфонда. В Беларуси проводится единая политика
в отношении эксплуатации жилищного фонда
независимо от форм собственности организаций ЖКХ.

Результатом проведения последовательной политики в области эксплуатации жилищного фонда является крайне низкая площадь ветхих и аварийных жилых домов (не превышает 0,1% от общей площади жилья). Более того, ежегодно увеличиваются объемы ввода жилья после капитального ремонта в целях улучшения эксплуатационных показателей жилфонда.

СЛ. № 4. Справочно:

На обслуживании у жилищно-коммунального хозяйства Витебской области находится порядка 16 млн. кв. м. жилищного фонда. По итогам работы за январь-сентябрь текущего года в Витебской области введено после капитального ремонта 338,9 тыс. кв.м общей площади жилых помещений, что составляет 68,1 процентов от плана на 2022 год.

В республике установлены единые подходы к проведению, планированию и финансированию капитального ремонта, а также перечень видов работ, финансируемых за счет средств, направляемых на капитальный ремонт жилфонда (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2016 г. № 324).

Необходимость проведения капитального ремонта определяется на основании обследования жилого дома и срока его службы. Списки нуждающихся в капитальном ремонте домов формируются местными исполнительными органами с перспективой на год, на 5 лет
и размещаются в средствах массовой информации, на интернет-сайтах исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах.

Отчисления на капремонт жилфонда производят все без исключения жители многоквартирных домов (на 1 ноября 2022 г. тариф составляет 0,1958 руб. за 1 кв. м ежемесячно).

СЛ. № 5. Белорусское государство оказывает поддержку гражданам путем субсидирования данного вида услуг: за счет бюджетных средств предусмотрены механизмы реализации энергоэффективных мероприятий в жилищном фонде (утепление фасада жилого дома, установка счетчиков тепла, замена системы отопления) с последующим возмещением собственниками жилых помещений части стоимости мероприятий (до 50%) в течение 10 лет равными ежемесячными платежами.

Справочно:

Тепловая модернизация 50 многоквартирных домов приводит
к сокращению финансовых затрат на субсидирование оплаты тепловой энергии для населения из бюджета на 520 тыс. руб. ежегодно.

Например, в месяц отопительного периода потребление тепловой энергии двухкомнатной квартирой площадью 48 кв. м в среднем составляет 1 Гкал; после проведения тепловой модернизации – уменьшится на 30% и составит 0,7 Гкал. Экономия по субсидированному тарифу для населения составляет порядка 6,5 белорусских рублей.

Это стало возможно благодаря положениям Указа Президента Республики Беларусь от 4 сентября 2019 г. № 327 ”О повышении энергоэффективности многоквартирных жилых домов“ (далее – Указ № 327), который устанавливает механизм снижения теплопотребления жилого дома, позволяет повысить комфортность проживания граждан и предоставляет гражданам финансовую поддержку.

Согласно Указа № 327, решение граждан об участии в энерго-эффективных мероприятиях является добровольным, при этом собственники сами выбирают необходимые виды работ из предлагаемого перечня.

Указом № 327 установлено, что все работы по реализации энергоэффективных мероприятий выполняются за счет бюджетных средств, а граждане (собственники) возмещают затраты только после их реализации. Размер возмещения определяется пропорционально доле каждого собственника в общей площади жилых или нежилых помещений.

Поскольку в нашей стране поддержка семьи является национальным приоритетом, государство оплатит конкретной семье размер превышения платы за потребленные жилищно-коммунальные услуги (в пределах установленных норм) с учетом платы за реализацию энергоэффективных мероприятий, если плата будет превышать определенную долю в их совокупном доходе (20% в городе или 15% в сельской местности).

СЛ. № 6. 1.2. Развитие систем питьевого водоснабжения и водоотведения (канализации)

Вопросы обеспечения населения качественной питьевой водой являются одной из важнейших задач белорусского государства, решение которой напрямую влияет на улучшение жизни людей.

Ощутимый результат принесли принятые Главой государства решения по строительству сетей водоснабжения, водоотведения
в существующей индивидуальной застройке.

По данным Министерства жилищно-коммунального хозяйства (далее – МЖКХ), в 2020 – 2021 гг. построено 68,52 км сетей водоснабжения
и 48,51 км сетей водоотведени
я (канализации), что позволило повысить комфортность проживания населения (преимущественно в сельских населенных пунктах).

В целях создания комфортной среды проживания в Беларуси реализуется подпрограмма ”Чистая вода“ в рамках Государственной программы ”Комфортное жилье и благоприятная среда“ на 2021 – 2025 годы. К основным задачам подпрограммы относятся: обеспечение потребителей водоснабжением питьевого качества, обеспечение населения централизованными системами водоснабжения и водоотведения, повышение качества очистки сточных вод и надежности систем водоснабжения и водоотведения.

СЛ. № 7. Справочно:

Обеспеченность потребителей Витебской области качественной питьевой водой в 2021 году составила 97,5 процента, в 2022 году ожидается на уровне 98,9 процента или 100 процентов к заданию.    

По состоянию на 1 октября 2022 г. в Витебской области введено в эксплуатацию 6 станций обезжелезивания (21,4 процента к годовому заданию), освоение средств областного бюджета составило 804,0 тыс. рублей или 100 процентов от плана финансирования на 9 месяцев 2022 г., республиканского бюджета – 3221,4 тыс. рублей или 100 процентов от плана (введены в эксплуатацию станции обезжелезивания в следующих населенных пунктах области: н.п.Голубичи Глубокского района, н.п.Калиново, н.п.Пестуница, н.п.Задубровье Витебского района, н.п.Вышедки Городокского района и н.п.Бельковщина Верхнедвинского района).

Также в областном бюджете предусмотрено 0,4 млн. рублей на подключение 2-х населенных пунктов к централизованным сетям водоснабжения с водой нормативного качества. В сентябре 2022 г. завершено строительство сетей водоснабжения в н.п.Старый Лепель Лепельского района, продолжаются работы по строительству сетей водоснабжения в н.п.Большой Полсвиж Лепельского района (объект готов на 95 процентов).

За счет собственных средств УП ”Витебскоблводоканал“ завершены работы по строительству артезианских скважин на водозаборе г.Глубокое (введен в эксплуатацию), н.п.Парафьяново и Северное Гнездилово Докшицкого района, н.п.Непороты Шумилинского района, н.п.Добрыно Дубровенского района.

СЛ. № 8. На 2022 год запланировано заменить 74,5 км сетей водоснабжения и 11,9 км сетей водоотведеиня (канализации) со сверхнормативными сроками эксплуатации. По состоянию на 1 сентября 2022 года заменено 65,9 км водопроводных (147,4 процента к плану на январь-сентябрь 2022г.) и 7,2 км канализационных (100,8 процента к плану на январь-сентябрь 2022 г.) сетей.

СЛ. № 9. Для выполнения поручения Главы государства по обеспечению потребителей качественной питьевой водой до 2025 года необходимо построить еще 85 станций обезжелезивания, 159 мини-станций обезжелезивания и переподключить 19 населенных пунктов области к системам водоснабжения с водой нормативного качества с общий стоимостью более 24 млн. рублей.  

В целом в Республике Беларусь построена 871 станция обезжелезивания воды, 61 населенный пункт переподключен
к существующей централизованной системе водоснабжения с водой питьевого качества. Ежегодно выполняется замена сетей водоснабжения и водоотведения со сверхнормативными сроками эксплуатации в объеме не менее 3% от общей протяженности со сверхнормативным сроком эксплуатации. В результате доступ к качественной питьевой воде получили более 500 тыс. человек, проживающих преимущественно
в сельской местности.

За текущую пятилетку планируется также повысить качество очистки сточных вод путем строительства и модернизации более
70 объектов очистных сооружений сточных вод; строительство около
300 водозаборных скважин; перевод г.Минска на водоснабжение из подземных источников и иные мероприятия, направленные на обеспечение потребителей водой питьевого качества.

СЛ. № 10. 1.3. Повышение надежности, технологической и экономической эффективности теплоснабжения

Теплоснабжение – это не только одна из наиболее важных жилищно-коммунальных услуг, но и самая дорогая“ – отметил Президент А.Г.Лукашенко 20 октября 2017 г. на республиканском семинаре ”О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны“. Вместе с тем, население Беларуси не ощущает существенной экономической нагрузки, поскольку государство оказывает серьезную государственную поддержку.

Справочно:

Граждане возмещают лишь около 20% затрат на потребляемую тепловую энергию, остальные 80% покрываются бюджетом. Так,
за 1 Гкал население платит по тарифу 21,75 рубля (общий тариф на сегодняшний день), в то время как себестоимость 1 Гкал составляет 118,95 рубля. Остальное доплачивает государство.

СЛ. № 11. Примечательно, что в Беларуси курс на энергосбережение осуществляется не за счет запретов и уменьшения подачи тепла (как сейчас происходит в Европе), а при помощи гораздо более разумных и эффективных мер.

Справочно:

Например, в настоящее время к неординарным мерам прибегают
в ФРГ: в спортзалах г.Ганновера планируется поддерживать температуру не выше 15 градусов; в г.Мюнхене отключили горячую воду в офисах; власти земли Баден-Вюртемберга предложили населению отапливать в квартирах лишь одну комнату и вместо душа ”обтираться влажной тряпкой“.
Цены производителей в Германии
в сентябре выросли на 45,8% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Тарифы на газ для бытовых потребителей выросли на 29%, а на электричество – на 12%.

В Великобритании дома могут столкнуться с серией трехчасовых отключений электроэнергии, если подача газа из России прекратится. Почти 8 млн. британцев имеют проблемы с оплатой счетов.

Во Франции главным товаром в преддверии зимы стали грелки, спрос на которые вырос в среднем на 30%. Власти региона Гранд-Эст предупредили о возможной приостановке работы железнодорожного транспорта, если рост тарифов продолжится. Плата за проезд, по сравнению с прошлым годом, и так уже возросла почти на 10%.

В Чехии своя ”экономия“: не включают отопление в школах, детям на уроках раздают пледы; студентов предлагают перевести на дистанционное обучение.

В Нидерландах постепенно прекращают работу теплицы, несмотря на то, что именно на них приходится почти 40% объема выращенных в Европе овощей. Соответственно, сокращаются рабочие места.

В Венгрии планируется сэкономить на культуре: закрыть на зимний период старейшие театры, так как отсутствует возможность оплачивать выросшие в 8–10 раз счета за отопление.

В Румынии, где свыше половины населения уже отапливает дома дровами, Правительство ввело потолок цен на дрова.

В Польше власти некоторых городов рассматривают варианты закрытия ряда офисов (в оставшихся температура составит
18 градусов), бассейнов, отключения уличного освещения, создания уличных точек обогрева. Фиксируется резкий рост спроса на уголь.

Литовское правительство приняло решение использовать для отопления г.Вильнюса загрязняющий окружающую среду мазут.
В
столичном районе Вилкпеде счет за квартиру площадью 40 кв. м составляет 73 евро. Самые высокие цены фиксируют жители пос.Вежайчай Клайпедского района: за квартиру площадью 37 кв. м
(из них 7 кв м – неотапливаемый коридор) счет со скидкой, одобренной горсоветом, составляет 208 евро.

В Эстонии по состоянию на 1 октября стоимость коммунальных услуг из расчета на квартиру площадью 85 кв. м составляет 260 евро
(в сумму входит стоимость электрики, отопления, воды, вывоза мусора).

Почти идентичную сумму за коммунальные услуги платят
в Латвии и Австрии – 238 и 237 евро соответственно.

СЛ. № 12. Частью государственной политики по укреплению энергетической безопасности страны стало активное использование местных видов топлива.

Справочно:

Согласно информации Минэнерго, по объемам добычи торфа Беларусь занимает четвертое место в мире, по объему производств брикетов – первое.

При этом речь идет не только о дровах и торфе, но и об отходах производств – это щепа, льняная костра (древесная часть стеблей льна, образующаяся как отходы производства при механической обработке сырья)
и другие возобновляемые ресурсы.

Справочно:

В нашей стране на местных видах топлива работают порядка 70% котельных ЖКХ, а доля местных топливно-энергетических ресурсов в балансе котельно-печного топлива достигла 44,3%.

Внедрение местных видов топлива имеет двойную выгоду:
во-первых, используется отечественный ресурс: во-вторых, под него разрабатывается оборудование, что создает дополнительные рабочие места.

Так, активное развитие получили пеллетные производства (пеллеты – гранулы биотоплива). С 2019 года построено 16 новых заводов, всего – 21. Строительство этих предприятий в небольших регионах позволило создать около 200 новых рабочих мест. Ранее белорусские топливные гранулы полностью уходили на европейский рынок. В связи с введенными Западом санкциями в отношении продукции белорусской деревообработки активно осуществляется поиск новых торговых партнеров. К следующему отопительному сезону организации Минлесхоза планируют полностью перейти на отопление пеллетами.

СЛ. № 13. Коммунальные предприятия начали применять простые
в использовании предизолированные трубы для подачи тепла (предварительно изолированные трубы, использование которых помогает сократить теплопотери; срок службы – около 50 лет).

Справочно:

В Витебской области в период 2019 – 2022 г. произведена замена 234 км тепловых сетей или 14,4 процента от их общей протяженности (1 620 км), что позволило увеличить долю тепловых сетей, выполненных в ПИ-трубе, в рассматриваемом периоде с 68,1 процента до 82,5 процента, а также снизить потери тепловой энергии собственного производства при ее транспортировке с 11 процентов в 2018 году до 9,8 процента в 2022 году.

По состоянию на 22 сентября 2022 г. заменено 46,1 км тепловых сетей или 2,8 процента от их общей протяженности.  

СЛ. № 14. В связи с реализацией в нашей стране проекта по строительству Белорусской атомной электростанции у потребителей расширился спектр использования электроэнергии.

Справочно:

За январь – август 2022 г. объем потребления электроэнергии населением для нужд отопления и горячего водоснабжения вырос
в 1,8 раза по сравнению с аналогичным периодом 2021 года: со 162,5 млн. кВт·ч до 300,5 млн. кВт·ч.

Увеличение электропотребления для отопления и горячего водоснабжения ведется по трем направлениям:

строительство нового электрифицированного многоквартирного
и индивидуального жилья;

перевод многоквартирных жилых домов с печным отоплением на использование электроэнергии;

электрификация эксплуатируемого индивидуального жилищного фонда для целей отопления и горячего водоснабжения.

В этих целях на уровне Главы государства приняты стимулирующие тарифы, а также имеется возможность возмещения части расходов граждан на электроснабжение эксплуатируемого жилищного фонда (Указ Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2020 г. № 127 ”О возмещении расходов на электроснабжение эксплуатируемого жилищного фонда“).

Электроэнергия для отопления, горячего водоснабжения, приготовления пищи – выгодное решение для частного сектора.

Справочно:

В Беларуси на 1 июня 2022 г. около 31 тыс. бытовых абонентов перешли на расчеты по тарифам за электрическую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения.

СЛ. № 15. 1.4. Совершенствование систем обращения с коммунальными отходами

Национальная стратегия по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) и вторичными материальными ресурсами (далее – ВМР) в Республике Беларусь на период до 2035 года (далее – Национальная стратегия) предусматривает совершенствование системы переработки и использования отходов.

Справочно:

В Республике Беларусь ежегодно образуется около 4 млн. т ТКО. При этом 73% – это отходы потребления, образовавшиеся у населения, остальное – отходы объектов обеспечения жизнедеятельности человека.

С 2012 по 2021 год объемы сбора ВМР (отходы стекла, полимерные отходы, отходы бумаги и картона) увеличились в 2 раза (соответственно 381,6 тыс. т и 790,6 тыс. т).

К началу 2022 года уровень использования коммунальных отходов составил 31,1%, что в 3 раза больше, чем 9 лет назад. Поставлена задача достичь уровня использования коммунальных отходов к 2025 году – 64%, а к 2035 году – 90%.

Важную роль в вопросах совершенствования обращения с отходами играет подпрограмма ”Цель 99“ Государственной программы ”Комфортное жилье и благоприятная среда“ на 2021 – 2025 годы. Ее суть сводится к тому, чтобы довести сбор ВМР и их переработку до 99%.

Сегодня в Беларуси запущено движение ”Цель 99“ как единая информационная кампания для развития ответственного отношения жителей страны к отходам потребления, популяризации раздельного сбора мусора и стремления сортировать максимум отходов.

СЛ. № 16. Справочно:

В Витебской области проводится работа по закрытию мусоропроводов в многоэтажных жилых домах и созданию площадок для раздельного сбора ТКО. Всего по состоянию на 1 октября 2022 г. по Витебской области мусоропроводы закрыты в 26 жилых домах (72 % от запланированного на 2022 год).

Охват населения раздельным сбором отходов увеличился по сравнению с прошлым годом на 1 процентный пункт и составляет             87 процентов, охват частного сектора контейнерным сбором отходов составляет 41,3 процента.

Всего по состоянию на 1 октября 2022 г. в области установлено     39,5 тыс.контейнеров для раздельного сбора отходов в секторе многоквартирной застройки. Сектору индивидуальной жилой застройки передано 62,4 тыс. контейнеров емкостью 120 (240) литров для сбора ТКО и ВМР.

СЛ. № 17. В соответствии с Национальной стратегией реализуются следующие комплексы мероприятий по совершенствованию системы обращения с ТКО и ВМР:

развитие инфраструктуры и совершенствование логистики
и раздельного сбора отходов – модернизация транспортного парка, контейнерного хозяйства, инфраструктуры сбора (контейнерные площадки, мусоропроводы);

модернизация системы обращения с коммунальными отходами на основе перехода от районной системы управления отходами на региональный уровень – в том числе создание 30 крупных комплексных объектов по сортировке и использованию ТКО, обслуживающих 3–6 районов;

энергетическое использование отходов – внедрение технологии применения в цементной промышленности альтернативного RDF-топлива (англ.: refuse derived fuel или твердое вторичное топливо – это топливо, полученное из отходов). Использование такого вида энергии уменьшит количество отходов, захораниваемых на полигонах, а также снизит потребление или даже полностью заменит природный газ и уголь на цементных заводах;

Справочно:

В рамках мероприятий по созданию региональных объектов по сортировке и использованию ТКО, включая производство пре-RDF-топлива, и полигонов для их захоронения в Витебской области реализуются следующие объекты:

”Новополоцкий региональный комплекс по обращению с ТКО“ (разработана предпроектная документация, ведется разработка строительного проекта, планируемый срок выполнения работ с учетом проведения экспертиз – сентябрь 2022 г.);

”Комплекс по углубленной переработке изношенных шин и резинотехнических изделий с получением резиновой крошки и производством резинотехнических изделий“ (разработана проектная документация, проведены конкурсные процедуры по приобретению технологического оборудования для комплектации объекта, объявлены торги на строительно-монтажные работы);

”Полигон ТБО г.Орша“ (разработана проектно-сметная документация, ведутся строительно-монтажные работы. В текущем году на финансирование объекта предусмотрено 64,9 млн.рублей средств государственного учреждения ”Оператор вторичных материальных ресурсов“ (далее – Оператор) и 1,0 млн. рублей средств областного бюджета). Планируется ввод объекта до конца текущего года.

внедрение технологий компостирования органической части ТКО (пищевые отходы, растительные остатки, отходы от уборки озелененных территорий) – планируется, что к 2035 году захоронение коммунальных отходов на полигонах сократится на 38%. В 2021 году
в г.Минске уже введена в эксплуатацию линия по компостированию органических отходов в УП ”Минскзеленстрой“.

В XXI веке Беларусь должна максимально использовать внутренние ресурсы, в том числе и отходы. Как отметил белорусский лидер А.Г.Лукашенко в апреле т.г. на совещании по вопросам функционирования ЖКХ, ”вторичные ресурсы – это Клондайк для белорусских предприятий… Это не должно умереть на свалке. Так работают все в Западной Европе… Возьмите ту же Швейцарию: там под 90% перерабатывается этого мусора. Это дешевый ресурс, дешевое сырье для дальнейшего использования“.

 

CЛ. № 18. 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения осуществляется при соблюдении основного принципа: ежегодный платеж по типовой 2-х комнатной квартире площадью
48 кв. м с тремя проживающими
при нормативном потреблении услуг не должен увеличиться более чем на 5 долл. США в эквиваленте.

С 2019 года повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения происходит в два этапа (с 1 января и с 1 июня).

В июне 2022 г. Правительством принято решение об отмене ранее запланированного повышения (с 1 июня 2022 г. на 8,8%) тарифов на тепловую энергию и на электрическую энергию, используемую на нужды отопления и горячего водоснабжения.

Избежать резкого увеличения доли жилищно-коммунальных услуг
в расходах домашних хозяйств удается за счет поступательного повышения доходов населения и снижения затрат на оказание ЖКУ.

Справочно:

За период с 2016 года по 2021 год экономия затрат по системе ЖКХ составила более 725 млн. рублей. Основной упор делается на сокращении потребления топливно-энергетических ресурсов, потерь тепловой энергии и воды, а также на оптимизации численности штатных сотрудников, уменьшении накладных расходов.

СЛ № 19. В целях обеспечения государственной поддержки малообеспеченных и социально уязвимых слоев населения по оплате жилищно-коммунальных услуг с 1 октября 2016 г. функционирует система безналичных жилищных субсидий (далее – БЖС). Это позволяет адресно оказать поддержку малообеспеченным гражданам или семьям при оплате жилищно-коммунальных услуг, если их затраты на эти цели превышают 20% от совокупного дохода семьи в городе и 15% –
в сельской местности, при условии, что объемы потребления этих услуг находятся в пределах установленных законодательством норм и нормативов.

Предоставление субсидий осуществляется как на основе заявительного, так и выявительного принципа, предусматривающего автоматическое предоставление БЖС. Чтобы получить помощь по выявительному принципу, человеку ничего делать не нужно. Все сведения о нем находятся в единой информационной базе АИС ”Расчет – ЖКУ“. Предоставляется такая помощь социально уязвимым слоям населения (инвалидам, ветеранам, пенсионерам).

Справочно:

В Витебской области по состоянию на 1 сентября 2022 г.
4134 семьям предоставлены БЖС на сумму 267,9 тыс. рублей, в том числе по выявительному принципу – 4040 семьям на сумму 249,5 тыс. рублей.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от
7 июня 2018 г. № 225 ”О безналичных жилищных субсидиях“ система предоставления субсидий по выявительному принципу расширена за счет включения отдельных социально уязвимых категорий граждан:

осуществляющих уход за детьми в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом до 18 лет и получающих пособие в органах по труду, занятости и социальной защите;

получающих пособие по уходу за лицами, достигшими восьмидесятилетнего возраста, или инвалидом I группы.

Справочно:

По итогам проведенного Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси в сентябре 2022 г. республиканского телефонного опроса, среди проблем, больше всего волнующих население, тарифы на коммунальные услуги находятся на 11 месте (19,6% опрошенных) из 17.

 

СЛ № 20. 3. УЛУЧШЕНИЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

Чистая, ухоженная Беларусь – бренд, известный далеко за пределами нашей страны. Вопрос поддержания порядка на земле в нашей стране никогда не относился к числу второстепенных. Это обусловлено как традициями и менталитетом белорусов, так и постоянным вниманием, которое уделяет этой теме руководство страны.

Очень хотел бы, чтобы не только в Минске, но на территории всех наших городов и поселков был порядок, чтобы чувствовалась забота человека о том уголке, где ты живешь. И мы этот имидж не должны потерять“, – констатировал Президент А.Г.Лукашенко на совещании по вопросам функционирования жилищно-коммунального хозяйства 5 апреля 2022 г.

Основными мероприятиями по благоустройству населенных пунктов в сфере ЖКХ являются:

поддержание и восстановление санитарного и технического состояния придомовых территорий многоквартирных жилых домов;

содержание и ремонт объектов благоустройства, кроме наружного освещения, а также содержания и ремонта улично-дорожной сети населенных пунктов;

наружное освещение населенных пунктов;

содержание и ремонт улично-дорожной сети, включая ремонт мостовых сооружений, населенных пунктов;

реконструкция (модернизация) мостовых сооружений населенных пунктов.

СЛ. № 21. В Беларуси установлен норматив озелененности территорий населенных пунктов – 40%. За последние три года уровень озелененности населенных пунктов вырос: в некоторых районах он достигает 60–65%.

Справочно:

В населенных пунктах проведены работы по устройству (ремонту)                         231 детской игровой площадки, ремонту 153,5 тыс.м.кв. улично-дорожной сети, ремонту 220 контейнерных площадок, установке          295 контейнеров для сбора отходов, в том числе 103 контейнера для раздельного сбора отходов.

Продолжается работа по озеленению населенных пунктов, включая сельские населенные пункты. Проведены посадки около 29 тыс. деревьев и 13 тыс. кустарников, устроено и отремонтировано 17,7 га газонов, отремонтировано 83 шахтных колодца, ликвидировано 40 заброшенных и не подлежащих дальнейшему использованию шахтных колодцев.

Улучшение благоустройства населенных пунктов – это забота не только государства и соответствующих государственных служб, но и, в первую очередь, каждого из нас.

Значительную роль в этом направлении играют республиканские субботники. Также в каждом регионе стали традиционными месячники по благоустройству и озеленению придомовых территорий.

Глава государства А.Г.Лукашенко на республиканском семинаре-совещании ”Актуализация методов и форм работы с населением на местном уровне“ в июне 2022 г. заявил: ”Есть вопросы, которые люди могут и должны разделить с государством. Самое простейшее ‒ создавать уют и красоту своими руками и для себя, беречь чистоту в своих домах, дворах, на улицах в городах и поселках. И как минимум сохранить то, что создано целыми поколениями белорусов до нас“.

 

СЛ. № 22. 4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ЖКХ.

РАБОТА С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Центром информационных технологий Мингорисполкома активно развивается государственная информационная система ”Жилищно-коммунальное хозяйство“ (ГИС ЖКХ), которая объединяет в себе следующие ресурсы:

автоматизированная система ”Диспетчерская служба“ (далее – Система);

республиканский портал ”Моя Республика“ 115.бел – своего рода ”публичная витрина“ Системы. При этом граждане могут подавать заявки как с помощью портала, так и используя мобильное приложение либо единый телефонный номер 115;

автоматизированная информационная система ”Учет эксплуатационных затрат по жилому дому“ (АИС ”ДомУчет“) – осуществляет сбор, обработку и учет объективной информации о техническом состоянии жилых зданий в целях рационального распределения ресурсов, направляемых на поддержание жилищного фонда, и контроля эффективности их расходования. Система внедряется в г.Минске и ряде других городов. В дальнейшем планируется ее масштабирование на все регионы;

геоинформационная система ”Интерактивная карта г.Минска“ – позволяет осуществлять цифровую инвентаризацию объектов улично-дорожной сети, объектов благоустройства города и придомовых территорий, планировать и контролировать качество содержания ее отдельных составных частей (проезжей части, пешеходной зоны и переходов, бортового камня, остановочных пунктов и малых архитектурных форм), получить единый картографический сервис ЖКХ на уровне столицы. Карта успешно эксплуатируется в г.Минске, г.Гродно; до конца 2022 года будет внедрена в г.Витебске и г.Лиде;

информационная система ”Инженерные сети“ (карта раскопок в г.Минске) – с апреля 2022 г. на карту столицы нанесены все планы по работам владельцев инженерных сетей. Система позволяет избегать конфликтных ситуаций при проведении работ, решить задачу по уменьшению количества повторных раскопок на одной территории, повысить качество работ за счет снижения числа ошибок в планировании работ, оптимизировать финансовые расходы на благоустройство территории.

В мессенджере Telegram запущен чат-бот ”Контакт-центр ЖКХ г.Минска“ (@portbelbot). Любой гражданин может ввести название улицы и получить информацию обо всех плановых и внеплановых работах, в том числе авариях, связанных с прекращением либо ухудшением качества оказания жилищно-коммунальных услуг, сроках их завершения. Таким же образом потребители могут узнать сроки отключения или включения отопления в осенний (весенний) период,
а также сроки отключения горячего водоснабжения летом по любому адресу.

Справочно:

Подробную информацию о ЖКХ Беларуси (в том числе об использовании соответствующих информационных ресурсов) можно получить на Портале коммунальной грамотности gkx.by, созданном на предприятии ”Жилкомиздат“.

CЛ. № 23. За 2021 год в МЖКХ и в организации ЖКХ поступило около 70 тыс. обращений граждан. Это примерно на 3% меньше, чем в 2020 году.

Практика показывает, что введенная в Беларуси система обращений населения по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, удобна и эффективна. С 1 января по 30 сентября 2022 г. по единому короткому телефонному номеру 115 и посредством интернет-портала 115.бел поступило более 1,88 млн. заявок и претензий (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11,9% меньше), оказано порядка 1,32 млн. консультаций. Осуществляется контроль за своевременным реагированием и качественным исполнением заявок граждан, поступающих в службу 115, в областях и г.Минске путем организации обратной связи с потребителем, в том числе с помощью автоматического обзвона.

Анализ структуры тематики поступивших обращений показывает, что для граждан наиболее проблемными остаются вопросы ремонта, эксплуатации и содержания жилищного фонда, благоустройства и содержания населенных пунктов, оказания коммунальных услуг, деятельности товариществ собственников.

Справочно:

По итогам проведенного Институтом социологии НАН Беларуси
в сентябре 2022 г. телефонного опроса на вопрос ”Удовлетворены ли вы работой жилищно-коммунальных служб в Вашем населенном пункте?“ утвердительно ответили 66,9% респондентов (в том числе ”да“ – 42,4%, ”скорее да“ – 24,5%); в свою очередь не удовлетворены 29,6% (в том числе ”нет“ – 12,9%, ”скорее нет“ – 16,7%). По данной тематике наблюдается положительная динамика в сравнении с 2019 годом (тогда ответ ”удовлетворен“ дали 60,7% опрошенных).

 

***

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, выступая 10 июня 2022 г. в г.Минске на семинаре-совещании ”Актуализация методов и форм работы с населением на местном уровне“ особо подчеркнул: ”Принципы эффективной обратной связи и доверительного диалога власти с людьми являются основополагающими во всей работе административно-управленческого аппарата. Это идеал, к которому мы стремимся. Он вполне соответствует нашим политическим традициям, истоки которых даже не в современной истории, а гораздо глубже“.