contrast version

 

Министерство образования Республики Беларусь

Минский городской институт развития образования

 

 

 

 

Методические рекомендации

 

Внедрение модели формирования национально-культурной идентичности учащихся через интеграцию учебной и внеучебной деятельности учреждения образования – социокультурного центра региона

 

 

  

 

 

Минск, 2021


Подготовлены на основе результатов инновационного проекта «Внедрение модели формирования национально-культурной идентичности учащихся: интеграция учебной и внеучебной деятельности учреждения образования – социокультурного центра региона» (научный консультант - Мороз Т.И., кандидат педагогических наук, доцент).

В реализации инновационного проекта принимали участие:

1.Государственное учреждение образования «Средняя школа № 61 г.Минска»;

2. Государственное учреждение образования «Гимназия № 16 г.Минска»;

3. Государственное учреждение образования «Средняя школа №42 г. Минска»;

4. Государственное учреждение образования «Гимназия № 43 г.Минска»;

5. Государственное учреждение образования ГУО «Средняя школа № 4 имени П.И.Батова г.Слонима» Гродненской области;

6. Государственное учреждение образования «Средняя школа №20 г. Орши»;

7. Государственное учреждение образования «Учебно-педагогический комплекс Ворнянский ясли-сад – средняя школа» Островецкого района Гродненской области;

8. Государственное учреждение образования «Гимназия № 9 г. Витебска»;

9. Государственное учреждение образования «Козловщинская средняя школа»;

10.Государственное учреждение образования «Малоберестовицкая средняя школа»;

11.Государственное учреждение образования «Учебно-педагогический комплекс Липнишковский детский сад-средняя школа» Ивьевского района Гродненской области;

12. Государственное учреждение образования «Новодевятковичская средняя школа Слонимского района» Гродненской области;

13. Государственное учреждение образования «Учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа п.Юбилейный» Волковысского района Гродненской области;

14. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 39 имени И.Д.Лебедева г. Гродно»;

15. Государственное учреждение образования «Князевская средняя школа» Зельвенского района Гродненской области.

 


 

 

На протяжении всей истории белорусского народа наибольшей ценностью всегда была аутентичная культура, основанная на гуманистических идеалах и древних традициях, которые объединяют нас, обогащают духовную жизнь…Сохранение и приумножение родного наследия было и остается для нашей страны одним из приоритетов…Сегодня очень важно поддерживать юные таланты, воспитывать детей и молодежь в уважении и любви к Отечеству, находить новые формы популяризации культурного кода нации.

А.Г.Лукашенко

 

Процесс формирования национально-культурной идентичности учащихся проходит на всех ступенях обучения и воспитания в учреждениях дошкольного, общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодёжи непосредственно через организацию образовательного процесса, использование возможностей внеурочной (учебной, направленной на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач: проектная, исследовательская деятельность в рамках интеграции знаний учащихся по предметным областям; форма проведения: кружки, факультативы, занятия по интересам. Внеучебной, направленной на социализацию обучающихся, развитие творческих способностей; форма проведения: конкурсы, фестивали, мастер-классы и др. ), сетевое взаимодействие с учреждениями социокультурной сферы.

“Белорусское образование включает в себя как процесс обучения, так и воспитания, в котором на первое место ставится формирование уважения к своему Отечеству, народу, языку, белорусской культуре, традициям и обычаям” [ 6, с.19].

Система образования является проводником стратегии и актуальных задач, поставленных перед отраслью на ближайшую перспективу и долгосрочный период развития Главой нашего государства и обществом.

«На VI Всебелорусском народном собрании отмечалось, что ценности молодёжи, её взгляды, интересы и устремления оказывают существенное влияние на общество и протекающие в нём процессы» [ 6, с.31].

Воспитательная работа осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи на 2021 – 2025 г.г., Стратегией развития государственной молодёжной политики в Республике Беларусь до 2030 года, в которой определены приоритеты развития государственной молодёжной политики, соотносящиеся с основными сферами жизнедеятельности молодёжи, и иными официальными документами.

Сегодня образовательная практика должна работать на опережение, полностью раскрывать возможности и способности обучающегося, удовлетворять его разнообразные потребности в саморазвитии. Для этого у системы образования есть необходимые ресурсы и кадровый потенциал.

В перспективных направлениях работы системы образования в области воспитания подрастающего поколения на 2021 – 2025 годы выделены (выдержки):

использование информационных технологий в целях воспитания и социализации обучающихся;

максимальное использование воспитательного потенциала учебных предметов и дисциплин;

усиление духовно-нравственного воспитания через изучение народных традиций, истории и основ культурных и духовных ценностей и приобщение к ним детей и учащейся молодежи;

вовлечение детей и молодежи в социально-значимую деятельность, дальнейшее развитие волонтерского движения;

разработка системы сертификации социально-личностных и универсальных компетенций, приобретенных молодежью самостоятельно в период осуществления общественной и социально-значимой деятельности («сертификаты достижений»);

создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности учреждений образования, популяризация лучшего опыта семейного воспитания;

активизация в учреждениях образования работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи, привитию уважения к государственности, бережному отношению к историческому наследию, культурным традициям белорусского народа, формированию нравственных качеств и правовой культуры, развитию чувства патриотизма и любви к Родине, привязанности к родной земле;

повышение роли конструктивных объединений обучающихся в управлении образовательным процессом и учреждением образования и др.

[ 6, с.65].

На современном этапе развития общества учёные выделяют факторы, негативно воздействующие на идентификацию подростков: развитие духовной маргинальности, социальные сети, деструктивные телеграм-каналы, интернет источники.

Большой объём доступной, не всегда достоверной   информации носит разрушительный характер, отвлекает молодёжь от традиционных жизненных ценностей. Дезориентирующая информация у людей с неразвитым критическим мышлением позволяет манипулировать их сознанием, навязывает ценности и приоритеты, чуждые обществу, превращает в безликую агрессивную толпу. Всё это превращает людей в расходный материал цветных революций.

Национально-культурная идентичность — одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определённой нации, стране, её культурному и историческому наследию, географическому пространству.

Образование рассматривается как целостный процесс, объединяющий на всех ступенях функционирования учреждений образования две важные составляющие - обучение и воспитание.

В «Концептуальных подходах к развитию системы образования до 2020 года и на перспективу до 2030 года» система образования Беларуси рассматривается как один из главных приоритетов государственной политики, а на деятельность учреждений образования всех ступеней возлагается важнейшая миссия по формированию свободной, творческой, интеллектуально и физически развитой личности.

В проекте Концепции развития системы образования до 2030 года акцент сделан, в том числе на усиление духовно-нравственного воспитания через изучение народных традиций, истории и основ культурных и духовных ценностей и приобщение к ним детей и учащейся молодежи.

Оптимизация деятельности учреждения образования по обучению, воспитанию гражданина и патриота: мотивированного к здоровому образу жизни и качественному образованию; способного оценить достижения страны и стремящегося сохранить её национально-культурное наследие; уважающего опыт и профессионализм старших поколений, лучших представителей страны; почитающих культурные и семейные традиции, национальное достояние белорусского народа; толерантного к поликультурному многообразию, способного ценить и уважать культуру и достижения других народов мира – это основные задачи, которые поставлены перед системой образования нашей страны государством.

Активизация взаимодействия учреждений образования с семьёй, в том числе в рамках оказания необходимой социально-педагогической и психологической поддержки родителям и законным представителям учащихся по воспитанию их детей; внедрение новых современных форм досуга, инновационных форм здорового образа жизни, популяризации различных видов спорта; межведомственное взаимодействие по нейтрализации деструктивного влияния социальных сетей, формирование медиакультуры – это далеко не полный перечень перспективных и важных действий со стороны органов государственного управления.

Традиционно система образования рассматривается как социальный институт, который не только передаёт определённый в стандартах и предметных концепциях объём знаний, формирует компетенции, но и даёт возможность обогатить личность обучающегося ценностями, опытом, выступающими в качестве элементов мировоззрения, служит основой становления национальной (этнической) и культурной идентичности.

Национально-культурная идентичность не является прирождённой чертой. Она проистекает из приобретённого осознания общности культуры, истории, языка с определённой группой людей. К этому может добавиться чувство принадлежности к определённому государству, приверженность его государственной идентичности, национальной идее и государственным символам.

Изучение национально-культурной идентичности и внедрение модели по её формированию представляется особенно актуальным также потому, что Беларуси присущи полиэтничность и мультикультурность. Основываясь на том, что национально-культурная идентичность опосредует поведение молодёжи, можно утверждать, что социальные институты, учреждения образования должны формировать ценностные установки, соответствующие культуре Беларуси. В этом случае реализация социального потенциала учащихся и молодёжи будет направлена на позитивное развитие общества.

Позитивный результат национально-культурной идентификации в процессе организации образовательного процесса зависит от того насколько оно наполнено культурной составляющей, патриотическим содержанием.

На идеях национальной традиционной культуры народов, жизни и творчестве писателей – просветителей нации, можно сформировать национально-культурный фундамент, идеологию государства, способствовать сохранению наследия страны, и в целом формированию человека культуры. Человека, умеющего ценить и сохранять свою историю, традиционные ценности, культуру, развивать её, а также понимающего и принимающего богатство, многообразие других культур, в большом мировом культурном наследии.

Особую роль в этом процессе играют гуманитарные предметы, а также предметы художественно-эстетического цикла. Они дают ученикам знания о культурном наследии Беларуси, его месте в мировой культуре, способах передачи национальных ценностей и традиций от одного поколения другому, задают личную траекторию развития и формируют жизненную позицию, идеалы.

Содержание образования (особенно художественно-эстетических и гуманитарных предметов) в контексте культурологической парадигмы должно подготовить учащихся к жизни в современном технократическом обществе, сформировать национально-культурную идентичность, успешно социализировать, а значит накопить у учащихся не только определенный объём знаний по учебным предметам, но и в большей мере расширить диапазон их применения, т. е. воспитать человека культурного, с определенными предметными и ключевыми компетенциями. Среди которых, отмечено в новых программах по русскому языку и литературе, белорусскому языку и литературе, истории и др. при их изучении, ценностно-мировоззренческая, культурологическая и культуротворческая компетенции в свете обозначенной проблемы, являются одними из самых важных.

Эти требования также нашли отражение в новых образовательных стандартах, принятых в нашей стране в 2018 году.

В интересах гармонизации национальных отношений между странами обучение в школе должно быть органично связано с усвоением мировой культуры, культуры белорусского, русского и других народов стран-СНГ.

Изучение предметов гуманитарного и художественно-эстетического цикла в школьном преподавании, факультативные занятия, кружки по интересам в учреждениях дополнительного образования детей молодёжи через внедрение компетентностного и этнокультурологического подходов: всё это даёт богатые возможности для создания благоприятной информационно-образовательной среды учреждения образования, способствующей формированию национально-культурной идентичности обучающихся.

Гуманизация работы системы образования должна проходить в гармоничном партнёрстве учителя и ученика, через использование возможностей проектной деятельности. Для этого необходимо сместить акценты в организации образовательного процесса с учебной деятельности учителя на продуктивную учебно-познавательную, исследовательскую и иную деятельность обучающегося.

Сохранение богатых традиций своего народа, изучение опыта других стран именно с целью улучшения жизни своей страны, вместе с тем, не отказываясь от её национально-культурного наследия, помогает сформировать человека ориентированного на преобразование, совершенствование окружающей среды с учётом своей национально-культурной идентичности.

Культурно-образовательная и информационная среда учреждения образования влияют на качество образовательного процесса, позволяют развивать моральные качества обучающегося и его культурно-эстетическое отношение к миру; помогают определиться с гражданской позицией, социализироваться в обществе, а также формируют социогуманитарную культуру личности, её национально-культурную идентичность.

Вместе с внеурочной деятельностью позволят сформировать не только предметные достижения и результаты (знания, умения применять знания по предмету, навыки), но и личностные достижения, результаты (личностное развитие, сформированность универсальных способов деятельности в трёх блоках – самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация), а также метапредметные достижения, результаты (сформированность универсальных учебных действий: познавательных (исследовательская, проектная культура), коммуникационных (коммуникативная культура) и регуляции деятельности (планирование, контроль, коррекция), в том числе гражданские и культурные компетенции молодёжи, очень важные для формирования личности каждого учащегося.

Концепция формирования национально-культурной идентичности и модель её реализации в учреждении образования основывается на дидактических принципах: междисциплинарности, культурособразности, этнокультуной коннатации, вариативности, интегративности и комплексности.

Целесообразность комплексного использования возможностей учреждения образования - современного многопрофильного социокультурного образовательного ресурсного центра обусловлена актуальными требованиями дальнейшего социально-экономического развития страны, потребностью в новых инструментах работы с городским сообществом – заказчиком образовательных услуг. А также назревшей необходимостью изменения формата работы учреждения образования, как составной части городской инфраструктуры, способной объединить усилия семьи и общества по обучению и воспитанию молодого поколения, будущего нашей страны, здоровьесохранному поведению, осознанному выбору своей профессиональной траектории.

С целью формирования такой личности в образовательном процессе используются компетентностный, этнокультурологический и аксиологический подходы, которые позволяют спроектировать информационно-образовательное пространство школы через интеграцию учебной и воспитательной деятельности учреждения образования.

Информационно-образовательное пространство учреждения образования, выступающего в роли социокультурного центра по формированию национально-культурной идентичности – это результат творческой и интегральной деятельности учреждения (партнёрского взаимодействия через диалог учителя и учеников; родителей и педагогов; учеников и их родителей и др. заинтересованных лиц из числа партнёров учреждения образования), нацеленный на создание общего ценностно-нормативного уклада жизни школы через национально-культурное (этнокультурное) сообщество команды единомышленников; это креативное пространство развития творческих способностей и возможностей по их реализации; динамическая система взаимосвязанных педагогических событий, которые составляют основы этнокультурной жизнедеятельности школы, направленных на личностное развитие учащегося, развитие его жизненных компетентностей.

структурные компоненты модели формирования национально-культурной идентичности:

Когнитивная (или познавательная) составляющая – знания о культуре, достижениях, государственном устройстве белорусского общества; государственной символике, общественно-политических событиях, нормативном правовом обеспечении, умение использовать их на практике;

эмоционально-оценочная составляющая – позитивно-эмоциональное принятие своей принадлежности к белорусскому обществу, национальной культуре на основе полученных знаний и представлений; наличие собственного отношения к культурным, научным достижениям, общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;

ценностно-ориентировочная (аксиологическая) составляющая – уважение культурных достижений, прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества;

деятельностная (поведенческая) – участие в культурно-образовательной, проектно-исследовательской, общественной жизни учреждения образования; желание и готовность участвовать в коллективных делах, волонтёрской деятельности; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.

Основным назначением учреждения образования – социокультурного   центра региона становится выполнение функций образовательного учреждения нового поколения, представляющего собой слаженно работающую информационно-образовательную и воспитывающую систему в рамках коллективных проектов детско-взрослой общности, через работу условных комплексов-мастерских, в которые могут входить: а) научно-исследовательский комплекс (совместно с региональными учреждениями высшего образования, Академией наук Беларуси и др.); б) социально-педагогический комплекс (педагогические классы и другие классы профильной направленности, ресурсные центры и др.); в) художественно-эстетический комплекс (кружки, факультативы, учреждения дополнительного образования детей и молодёжи и др.); г) физкультурно-спортивный комплекс (учебные занятия, спортивные соревнования, секции и др.).

Характеристика информационно-образовательного пространства учреждения образования может включать следующие содержательные элементы:

1.Информационное пространство ученика (информационно-коммуникационное поле учреждения образования (библиотека/медиатека, компьютерные классы, интернет-кафе, учебные классы, информационные стенды, сетевое взаимодействие с помощью информационно-коммуникационных технологий (телеграм-канал, вайбер и др.), которое позволяет получать информацию в печатном и электронном виде, а также позволяет обмениваться этой информацией с другими участниками/партнёрами образовательного диалога/полилога.

2.Образовательное пространство ученика включает в себя организацию обучения и воспитания с использованием возможностей УО (материально-технической базы, учебных помещений, лабораторий, спортивных залов, музеев и   и др.);

3.Жизненное пространство ученика (интегральное отображение результатов его движения в информационно-образовательном пространстве УО);

4.Самообразовательное пространство (пространство эвристических заданий, ученических мастер-классов, индивидуальных проектов, факультативов, конференций, презентаций, клубов, музея);

5.Творческое пространство (мастерские, кружки, акции, креативные конкурсы);

6.Социальное пространство (социальная практика, социальные проекты по краеведению, по профориентации, участие в социальной работе школы).

Важной составляющей информационно-образовательного пространства школы, средством её расширения до социального пространства является социальная практика, которая играет роль механизма приобщения учащихся к различным видам деятельности, социальным пробам видения себя в обществе.

Задачи учреждения образования по реализации основных направлений социокультурного центра по отношению к разным целевым группам:

- по отношению к учащимся и их родителям (законным представителям): повышение качества образования через расширение вариативности личностноориентированных программ и форм обучения в рамках реализации компетентностного, этнокультурологического подходов;

- по отношению к сообществу: привлечение заинтересованных субъектов и социальных институтов к формированию и развитию национально-культурной идентичности учащихся, родителей (законных представителей), педагогических работников через расширение возможностей материально-технической базы учреждения образования; информационно-образовательного пространства; кадровый состав; внедрение школьных и региональных проектов);

- по отношению к педагогическому коллективу учреждения образования:

- Создание условий для мотивации к непрерывному обучению, формированию профессиональных компетенций; профессиональной и творческой самореализации и повышения квалификации;

- по отношению к региональной системе образования:

Оптимизация деятельности учреждения по формированию национально-культурной идентичности и национальнокультурных компетенций у учащихся через организацию системы работы учреждения образования с использованием комплексов-мастерских по направлениям деятельности, интегрирующие предметную направленность и внеурочную деятельность.

         Деятельность комплексов-мастерских:

социально-педагогический комплекс-мастерская может реализовывать социальное, военно-патриотическое, духовно-нравственное направления деятельности через интеграцию учебной деятельности по предмету (физическая культура и здоровый образ жизни и др.) и внеучебную деятельность (кружки, секции, клубы по интересам, творческие мастерские, группы продлённого дня, шестой школьный день).

Художественно-эстетический комплекс-мастерская может реализовывать общекультурное направление на учебных занятиях по белорусской и русской литературе, искусству и внеучебной деятельности (кружки, секции, клубы по интересам, творческие мастерские, группы продлённого дня, шестой школьный день).

Научно-исследовательский комплекс мастерская может реализовывать общеинтеллектуальное направление через организацию этой деятельности на учебных занятиях по предметам и внеучебной деятельности в рамках исследовательских проектов, научно-исследовательской работы учащихся с представителями учреждений высшего образования (проектная деятельность; научное общество УО; конкурсы; экспедиции и др.)

Физкультурно-спортивный комплекс-мастерская может реализовывать физкультурно-оздоровительное направление с целью формирования ценностного отношения к своему здоровью, здоровьесохранного поведения и здорового образа жизни на основе традиционных ценностей белорусского народа. Задачами мастерской могут быть: сформировать потребность в здоровом образе жизни у учащихся и других участников образовательного процесса (педагогических работников, родителей, законных представителей учащихся). Используются возможности учебного предмета и факультативных занятий; спартакиад; соревнований и др.

Содержательный компонент будет включать в себя составляющие для разных целевых групп: для педагогов − темы интегрированного курса по изучению белорусского языка и культуры Беларуси «Спадчына роднай зямлі»; программы повышения квалификации «Организация деятельности учреждения образования как социокультурного центра с целью формирования национально-культурной идентичности учащихся», «Организация деятельности учреждения образования как социокультурного центра с целью формирования национально-культурной идентичности учащихся. Использование возможностей интегрированных курсов»; для учащихся – темы интегрированных учебных занятий, факультативных интегрированных курсов «Литература-музыка-живопись», «Литература и театр», «Литература и история», «Памятники архитектуры в творчестве белорусских писателей» и др.; для родителей – темы совместных мероприятий, лекториев.

Кроме этого, всем целевым группам можно предложить реализовать совместный общешкольный проект «Мы - Беларусы»: I “Краіна мая, дарагая…” ; II “Сцежкамі роднай зямлі” ; III “Славутыя людзі зямлі беларускай” ; IV “Ад прадзедаў спакон вякоў нам засталася спадчына…” ; V “Каб любіць Беларусь маю родную, трэба ў розных краях пабываць…” ; VI “Гонар Беларусі” .

Организационно-технологический компонент включает в себя комплекс педагогических условий:

создание в учреждении образования культурно-образовательной, национально-полиэтнической, творческой среды, способствующей формированию национально-культурной идентичности;

внедрение в образовательный процесс содержания интегрированных учебных занятий, факультативов, проектов, направленных на усвоение и систематизацию знаний о культуре и традициях белорусского народа;

вовлечение целевых групп в проектную, поисковую, практическую деятельность в рамках детско-взрослой общности.


 

Литература

1.Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Мн.: Нац. Центр правовой информ. Респ.Беларусь, 2011. – 400с.

2.Кодэкс Рэспублікі Беларусь аб культуры. – Минск: Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2016. – 227 с.

3.Закон Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-З «О государственных символах Республики Беларусь».

4.Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 82 от 15.07.2015.

5.Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года, утверждённые приказом Министра образования Республики Беларусь   № 742 от 29.11.2017 г.

6. Концепция развития системы образования Республики Беларусь (проект). //Материалы Республиканского педагогического совета. – Минск: БГУ, 2021. –74 с.

7.Образовательные стандарты общего среднего образования, утверждённые постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 125 от 26.12.2018.

8.Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021-2025гг., утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 312 от 31.12.2020.

9. Стратегии развития государственной молодежной политики в Республике Беларусь до 2030 года, утверждённая постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 349 от 19.06.2021.

10.Василевич, Г.А. Я – гражданин Республики Беларусь: пособие для учащихся учреждений общего среднего образования // Г.А. Василевич, В.А. Мельник, В.В. Буткевич, Н.Г. Ванина, О.В. Ванина, Н.Н. Янушевич . – Минск РУП «Издательство “Адукацыя і выхаванне”», 2019.

11. Мароз, Т.І. Высновы фарміравання нацыянальна-культурнай ідэнтычнасці/ Т. І.Мороз // Вестник МГИРО. – 2018. – № 3 (35). - С. 23-28.

12. Мороз, Т.И. Ценности и мотивы личности как факторы выбора профессии (в контексте формирования национально-культурной идентичности учащихся)/ Т. И.Мороз // Вестник МГИРО. – 2016. – № 1 (24). - С. 55 – 57.

13.Мусиенко, С.Г. Гордость за Беларусь: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения// С.Г.Мусиенко; под ред. Д.А. Жука, М.В.Осипова.− Минск: Адукацыя і выхаванне: 2020. – 144 с.: ил.

14.Мусиенко, С.Г. Гордость за Беларусь. Часть 2: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения// С.Г.Мусиенко; под ред. Д.А. Жука, М.В.Осипова.− Минск: Адукацыя і выхаванне: 2021. – 144 с.: ил.