contrast version

Эмблема системы образования Оршанского района

Эмблема Министерства образования Республики Беларусь

Ситуационная помощь

В случае необходимости оказания ситуационной помощи при посещении учреждения людей с инвалидностью, просим предварительно сообщить о времени посещения, характере и объеме требуемой помощи по телефону 8(0216) 53-85-14

Алгоритм оказания ситуационной помощи

 

Министерство образования Республики Беларусь

Минский городской институт развития образования

 

 

 

 

Методические рекомендации

 

Внедрение модели формирования национально-культурной идентичности учащихся через интеграцию учебной и внеучебной деятельности учреждения образования – социокультурного центра региона

 

 

  

 

 

Минск, 2021


Подготовлены на основе результатов инновационного проекта «Внедрение модели формирования национально-культурной идентичности учащихся: интеграция учебной и внеучебной деятельности учреждения образования – социокультурного центра региона» (научный консультант - Мороз Т.И., кандидат педагогических наук, доцент).

В реализации инновационного проекта принимали участие:

1.Государственное учреждение образования «Средняя школа № 61 г.Минска»;

2. Государственное учреждение образования «Гимназия № 16 г.Минска»;

3. Государственное учреждение образования «Средняя школа №42 г. Минска»;

4. Государственное учреждение образования «Гимназия № 43 г.Минска»;

5. Государственное учреждение образования ГУО «Средняя школа № 4 имени П.И.Батова г.Слонима» Гродненской области;

6. Государственное учреждение образования «Средняя школа №20 г. Орши»;

7. Государственное учреждение образования «Учебно-педагогический комплекс Ворнянский ясли-сад – средняя школа» Островецкого района Гродненской области;

8. Государственное учреждение образования «Гимназия № 9 г. Витебска»;

9. Государственное учреждение образования «Козловщинская средняя школа»;

10.Государственное учреждение образования «Малоберестовицкая средняя школа»;

11.Государственное учреждение образования «Учебно-педагогический комплекс Липнишковский детский сад-средняя школа» Ивьевского района Гродненской области;

12. Государственное учреждение образования «Новодевятковичская средняя школа Слонимского района» Гродненской области;

13. Государственное учреждение образования «Учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа п.Юбилейный» Волковысского района Гродненской области;

14. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 39 имени И.Д.Лебедева г. Гродно»;

15. Государственное учреждение образования «Князевская средняя школа» Зельвенского района Гродненской области.

 


 

 

На протяжении всей истории белорусского народа наибольшей ценностью всегда была аутентичная культура, основанная на гуманистических идеалах и древних традициях, которые объединяют нас, обогащают духовную жизнь…Сохранение и приумножение родного наследия было и остается для нашей страны одним из приоритетов…Сегодня очень важно поддерживать юные таланты, воспитывать детей и молодежь в уважении и любви к Отечеству, находить новые формы популяризации культурного кода нации.

А.Г.Лукашенко

 

Процесс формирования национально-культурной идентичности учащихся проходит на всех ступенях обучения и воспитания в учреждениях дошкольного, общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодёжи непосредственно через организацию образовательного процесса, использование возможностей внеурочной (учебной, направленной на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач: проектная, исследовательская деятельность в рамках интеграции знаний учащихся по предметным областям; форма проведения: кружки, факультативы, занятия по интересам. Внеучебной, направленной на социализацию обучающихся, развитие творческих способностей; форма проведения: конкурсы, фестивали, мастер-классы и др. ), сетевое взаимодействие с учреждениями социокультурной сферы.

“Белорусское образование включает в себя как процесс обучения, так и воспитания, в котором на первое место ставится формирование уважения к своему Отечеству, народу, языку, белорусской культуре, традициям и обычаям” [ 6, с.19].

Система образования является проводником стратегии и актуальных задач, поставленных перед отраслью на ближайшую перспективу и долгосрочный период развития Главой нашего государства и обществом.

«На VI Всебелорусском народном собрании отмечалось, что ценности молодёжи, её взгляды, интересы и устремления оказывают существенное влияние на общество и протекающие в нём процессы» [ 6, с.31].

Воспитательная работа осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи на 2021 – 2025 г.г., Стратегией развития государственной молодёжной политики в Республике Беларусь до 2030 года, в которой определены приоритеты развития государственной молодёжной политики, соотносящиеся с основными сферами жизнедеятельности молодёжи, и иными официальными документами.

Сегодня образовательная практика должна работать на опережение, полностью раскрывать возможности и способности обучающегося, удовлетворять его разнообразные потребности в саморазвитии. Для этого у системы образования есть необходимые ресурсы и кадровый потенциал.

В перспективных направлениях работы системы образования в области воспитания подрастающего поколения на 2021 – 2025 годы выделены (выдержки):

использование информационных технологий в целях воспитания и социализации обучающихся;

максимальное использование воспитательного потенциала учебных предметов и дисциплин;

усиление духовно-нравственного воспитания через изучение народных традиций, истории и основ культурных и духовных ценностей и приобщение к ним детей и учащейся молодежи;

вовлечение детей и молодежи в социально-значимую деятельность, дальнейшее развитие волонтерского движения;

разработка системы сертификации социально-личностных и универсальных компетенций, приобретенных молодежью самостоятельно в период осуществления общественной и социально-значимой деятельности («сертификаты достижений»);

создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности учреждений образования, популяризация лучшего опыта семейного воспитания;

активизация в учреждениях образования работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи, привитию уважения к государственности, бережному отношению к историческому наследию, культурным традициям белорусского народа, формированию нравственных качеств и правовой культуры, развитию чувства патриотизма и любви к Родине, привязанности к родной земле;

повышение роли конструктивных объединений обучающихся в управлении образовательным процессом и учреждением образования и др.

[ 6, с.65].

На современном этапе развития общества учёные выделяют факторы, негативно воздействующие на идентификацию подростков: развитие духовной маргинальности, социальные сети, деструктивные телеграм-каналы, интернет источники.

Большой объём доступной, не всегда достоверной   информации носит разрушительный характер, отвлекает молодёжь от традиционных жизненных ценностей. Дезориентирующая информация у людей с неразвитым критическим мышлением позволяет манипулировать их сознанием, навязывает ценности и приоритеты, чуждые обществу, превращает в безликую агрессивную толпу. Всё это превращает людей в расходный материал цветных революций.

Национально-культурная идентичность — одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определённой нации, стране, её культурному и историческому наследию, географическому пространству.

Образование рассматривается как целостный процесс, объединяющий на всех ступенях функционирования учреждений образования две важные составляющие - обучение и воспитание.

В «Концептуальных подходах к развитию системы образования до 2020 года и на перспективу до 2030 года» система образования Беларуси рассматривается как один из главных приоритетов государственной политики, а на деятельность учреждений образования всех ступеней возлагается важнейшая миссия по формированию свободной, творческой, интеллектуально и физически развитой личности.

В проекте Концепции развития системы образования до 2030 года акцент сделан, в том числе на усиление духовно-нравственного воспитания через изучение народных традиций, истории и основ культурных и духовных ценностей и приобщение к ним детей и учащейся молодежи.

Оптимизация деятельности учреждения образования по обучению, воспитанию гражданина и патриота: мотивированного к здоровому образу жизни и качественному образованию; способного оценить достижения страны и стремящегося сохранить её национально-культурное наследие; уважающего опыт и профессионализм старших поколений, лучших представителей страны; почитающих культурные и семейные традиции, национальное достояние белорусского народа; толерантного к поликультурному многообразию, способного ценить и уважать культуру и достижения других народов мира – это основные задачи, которые поставлены перед системой образования нашей страны государством.

Активизация взаимодействия учреждений образования с семьёй, в том числе в рамках оказания необходимой социально-педагогической и психологической поддержки родителям и законным представителям учащихся по воспитанию их детей; внедрение новых современных форм досуга, инновационных форм здорового образа жизни, популяризации различных видов спорта; межведомственное взаимодействие по нейтрализации деструктивного влияния социальных сетей, формирование медиакультуры – это далеко не полный перечень перспективных и важных действий со стороны органов государственного управления.

Традиционно система образования рассматривается как социальный институт, который не только передаёт определённый в стандартах и предметных концепциях объём знаний, формирует компетенции, но и даёт возможность обогатить личность обучающегося ценностями, опытом, выступающими в качестве элементов мировоззрения, служит основой становления национальной (этнической) и культурной идентичности.

Национально-культурная идентичность не является прирождённой чертой. Она проистекает из приобретённого осознания общности культуры, истории, языка с определённой группой людей. К этому может добавиться чувство принадлежности к определённому государству, приверженность его государственной идентичности, национальной идее и государственным символам.

Изучение национально-культурной идентичности и внедрение модели по её формированию представляется особенно актуальным также потому, что Беларуси присущи полиэтничность и мультикультурность. Основываясь на том, что национально-культурная идентичность опосредует поведение молодёжи, можно утверждать, что социальные институты, учреждения образования должны формировать ценностные установки, соответствующие культуре Беларуси. В этом случае реализация социального потенциала учащихся и молодёжи будет направлена на позитивное развитие общества.

Позитивный результат национально-культурной идентификации в процессе организации образовательного процесса зависит от того насколько оно наполнено культурной составляющей, патриотическим содержанием.

На идеях национальной традиционной культуры народов, жизни и творчестве писателей – просветителей нации, можно сформировать национально-культурный фундамент, идеологию государства, способствовать сохранению наследия страны, и в целом формированию человека культуры. Человека, умеющего ценить и сохранять свою историю, традиционные ценности, культуру, развивать её, а также понимающего и принимающего богатство, многообразие других культур, в большом мировом культурном наследии.

Особую роль в этом процессе играют гуманитарные предметы, а также предметы художественно-эстетического цикла. Они дают ученикам знания о культурном наследии Беларуси, его месте в мировой культуре, способах передачи национальных ценностей и традиций от одного поколения другому, задают личную траекторию развития и формируют жизненную позицию, идеалы.

Содержание образования (особенно художественно-эстетических и гуманитарных предметов) в контексте культурологической парадигмы должно подготовить учащихся к жизни в современном технократическом обществе, сформировать национально-культурную идентичность, успешно социализировать, а значит накопить у учащихся не только определенный объём знаний по учебным предметам, но и в большей мере расширить диапазон их применения, т. е. воспитать человека культурного, с определенными предметными и ключевыми компетенциями. Среди которых, отмечено в новых программах по русскому языку и литературе, белорусскому языку и литературе, истории и др. при их изучении, ценностно-мировоззренческая, культурологическая и культуротворческая компетенции в свете обозначенной проблемы, являются одними из самых важных.

Эти требования также нашли отражение в новых образовательных стандартах, принятых в нашей стране в 2018 году.

В интересах гармонизации национальных отношений между странами обучение в школе должно быть органично связано с усвоением мировой культуры, культуры белорусского, русского и других народов стран-СНГ.

Изучение предметов гуманитарного и художественно-эстетического цикла в школьном преподавании, факультативные занятия, кружки по интересам в учреждениях дополнительного образования детей молодёжи через внедрение компетентностного и этнокультурологического подходов: всё это даёт богатые возможности для создания благоприятной информационно-образовательной среды учреждения образования, способствующей формированию национально-культурной идентичности обучающихся.

Гуманизация работы системы образования должна проходить в гармоничном партнёрстве учителя и ученика, через использование возможностей проектной деятельности. Для этого необходимо сместить акценты в организации образовательного процесса с учебной деятельности учителя на продуктивную учебно-познавательную, исследовательскую и иную деятельность обучающегося.

Сохранение богатых традиций своего народа, изучение опыта других стран именно с целью улучшения жизни своей страны, вместе с тем, не отказываясь от её национально-культурного наследия, помогает сформировать человека ориентированного на преобразование, совершенствование окружающей среды с учётом своей национально-культурной идентичности.

Культурно-образовательная и информационная среда учреждения образования влияют на качество образовательного процесса, позволяют развивать моральные качества обучающегося и его культурно-эстетическое отношение к миру; помогают определиться с гражданской позицией, социализироваться в обществе, а также формируют социогуманитарную культуру личности, её национально-культурную идентичность.

Вместе с внеурочной деятельностью позволят сформировать не только предметные достижения и результаты (знания, умения применять знания по предмету, навыки), но и личностные достижения, результаты (личностное развитие, сформированность универсальных способов деятельности в трёх блоках – самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация), а также метапредметные достижения, результаты (сформированность универсальных учебных действий: познавательных (исследовательская, проектная культура), коммуникационных (коммуникативная культура) и регуляции деятельности (планирование, контроль, коррекция), в том числе гражданские и культурные компетенции молодёжи, очень важные для формирования личности каждого учащегося.

Концепция формирования национально-культурной идентичности и модель её реализации в учреждении образования основывается на дидактических принципах: междисциплинарности, культурособразности, этнокультуной коннатации, вариативности, интегративности и комплексности.

Целесообразность комплексного использования возможностей учреждения образования - современного многопрофильного социокультурного образовательного ресурсного центра обусловлена актуальными требованиями дальнейшего социально-экономического развития страны, потребностью в новых инструментах работы с городским сообществом – заказчиком образовательных услуг. А также назревшей необходимостью изменения формата работы учреждения образования, как составной части городской инфраструктуры, способной объединить усилия семьи и общества по обучению и воспитанию молодого поколения, будущего нашей страны, здоровьесохранному поведению, осознанному выбору своей профессиональной траектории.

С целью формирования такой личности в образовательном процессе используются компетентностный, этнокультурологический и аксиологический подходы, которые позволяют спроектировать информационно-образовательное пространство школы через интеграцию учебной и воспитательной деятельности учреждения образования.

Информационно-образовательное пространство учреждения образования, выступающего в роли социокультурного центра по формированию национально-культурной идентичности – это результат творческой и интегральной деятельности учреждения (партнёрского взаимодействия через диалог учителя и учеников; родителей и педагогов; учеников и их родителей и др. заинтересованных лиц из числа партнёров учреждения образования), нацеленный на создание общего ценностно-нормативного уклада жизни школы через национально-культурное (этнокультурное) сообщество команды единомышленников; это креативное пространство развития творческих способностей и возможностей по их реализации; динамическая система взаимосвязанных педагогических событий, которые составляют основы этнокультурной жизнедеятельности школы, направленных на личностное развитие учащегося, развитие его жизненных компетентностей.

структурные компоненты модели формирования национально-культурной идентичности:

Когнитивная (или познавательная) составляющая – знания о культуре, достижениях, государственном устройстве белорусского общества; государственной символике, общественно-политических событиях, нормативном правовом обеспечении, умение использовать их на практике;

эмоционально-оценочная составляющая – позитивно-эмоциональное принятие своей принадлежности к белорусскому обществу, национальной культуре на основе полученных знаний и представлений; наличие собственного отношения к культурным, научным достижениям, общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;

ценностно-ориентировочная (аксиологическая) составляющая – уважение культурных достижений, прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества;

деятельностная (поведенческая) – участие в культурно-образовательной, проектно-исследовательской, общественной жизни учреждения образования; желание и готовность участвовать в коллективных делах, волонтёрской деятельности; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.

Основным назначением учреждения образования – социокультурного   центра региона становится выполнение функций образовательного учреждения нового поколения, представляющего собой слаженно работающую информационно-образовательную и воспитывающую систему в рамках коллективных проектов детско-взрослой общности, через работу условных комплексов-мастерских, в которые могут входить: а) научно-исследовательский комплекс (совместно с региональными учреждениями высшего образования, Академией наук Беларуси и др.); б) социально-педагогический комплекс (педагогические классы и другие классы профильной направленности, ресурсные центры и др.); в) художественно-эстетический комплекс (кружки, факультативы, учреждения дополнительного образования детей и молодёжи и др.); г) физкультурно-спортивный комплекс (учебные занятия, спортивные соревнования, секции и др.).

Характеристика информационно-образовательного пространства учреждения образования может включать следующие содержательные элементы:

1.Информационное пространство ученика (информационно-коммуникационное поле учреждения образования (библиотека/медиатека, компьютерные классы, интернет-кафе, учебные классы, информационные стенды, сетевое взаимодействие с помощью информационно-коммуникационных технологий (телеграм-канал, вайбер и др.), которое позволяет получать информацию в печатном и электронном виде, а также позволяет обмениваться этой информацией с другими участниками/партнёрами образовательного диалога/полилога.

2.Образовательное пространство ученика включает в себя организацию обучения и воспитания с использованием возможностей УО (материально-технической базы, учебных помещений, лабораторий, спортивных залов, музеев и   и др.);

3.Жизненное пространство ученика (интегральное отображение результатов его движения в информационно-образовательном пространстве УО);

4.Самообразовательное пространство (пространство эвристических заданий, ученических мастер-классов, индивидуальных проектов, факультативов, конференций, презентаций, клубов, музея);

5.Творческое пространство (мастерские, кружки, акции, креативные конкурсы);

6.Социальное пространство (социальная практика, социальные проекты по краеведению, по профориентации, участие в социальной работе школы).

Важной составляющей информационно-образовательного пространства школы, средством её расширения до социального пространства является социальная практика, которая играет роль механизма приобщения учащихся к различным видам деятельности, социальным пробам видения себя в обществе.

Задачи учреждения образования по реализации основных направлений социокультурного центра по отношению к разным целевым группам:

- по отношению к учащимся и их родителям (законным представителям): повышение качества образования через расширение вариативности личностноориентированных программ и форм обучения в рамках реализации компетентностного, этнокультурологического подходов;

- по отношению к сообществу: привлечение заинтересованных субъектов и социальных институтов к формированию и развитию национально-культурной идентичности учащихся, родителей (законных представителей), педагогических работников через расширение возможностей материально-технической базы учреждения образования; информационно-образовательного пространства; кадровый состав; внедрение школьных и региональных проектов);

- по отношению к педагогическому коллективу учреждения образования:

- Создание условий для мотивации к непрерывному обучению, формированию профессиональных компетенций; профессиональной и творческой самореализации и повышения квалификации;

- по отношению к региональной системе образования:

Оптимизация деятельности учреждения по формированию национально-культурной идентичности и национальнокультурных компетенций у учащихся через организацию системы работы учреждения образования с использованием комплексов-мастерских по направлениям деятельности, интегрирующие предметную направленность и внеурочную деятельность.

         Деятельность комплексов-мастерских:

социально-педагогический комплекс-мастерская может реализовывать социальное, военно-патриотическое, духовно-нравственное направления деятельности через интеграцию учебной деятельности по предмету (физическая культура и здоровый образ жизни и др.) и внеучебную деятельность (кружки, секции, клубы по интересам, творческие мастерские, группы продлённого дня, шестой школьный день).

Художественно-эстетический комплекс-мастерская может реализовывать общекультурное направление на учебных занятиях по белорусской и русской литературе, искусству и внеучебной деятельности (кружки, секции, клубы по интересам, творческие мастерские, группы продлённого дня, шестой школьный день).

Научно-исследовательский комплекс мастерская может реализовывать общеинтеллектуальное направление через организацию этой деятельности на учебных занятиях по предметам и внеучебной деятельности в рамках исследовательских проектов, научно-исследовательской работы учащихся с представителями учреждений высшего образования (проектная деятельность; научное общество УО; конкурсы; экспедиции и др.)

Физкультурно-спортивный комплекс-мастерская может реализовывать физкультурно-оздоровительное направление с целью формирования ценностного отношения к своему здоровью, здоровьесохранного поведения и здорового образа жизни на основе традиционных ценностей белорусского народа. Задачами мастерской могут быть: сформировать потребность в здоровом образе жизни у учащихся и других участников образовательного процесса (педагогических работников, родителей, законных представителей учащихся). Используются возможности учебного предмета и факультативных занятий; спартакиад; соревнований и др.

Содержательный компонент будет включать в себя составляющие для разных целевых групп: для педагогов − темы интегрированного курса по изучению белорусского языка и культуры Беларуси «Спадчына роднай зямлі»; программы повышения квалификации «Организация деятельности учреждения образования как социокультурного центра с целью формирования национально-культурной идентичности учащихся», «Организация деятельности учреждения образования как социокультурного центра с целью формирования национально-культурной идентичности учащихся. Использование возможностей интегрированных курсов»; для учащихся – темы интегрированных учебных занятий, факультативных интегрированных курсов «Литература-музыка-живопись», «Литература и театр», «Литература и история», «Памятники архитектуры в творчестве белорусских писателей» и др.; для родителей – темы совместных мероприятий, лекториев.

Кроме этого, всем целевым группам можно предложить реализовать совместный общешкольный проект «Мы - Беларусы»: I “Краіна мая, дарагая…” ; II “Сцежкамі роднай зямлі” ; III “Славутыя людзі зямлі беларускай” ; IV “Ад прадзедаў спакон вякоў нам засталася спадчына…” ; V “Каб любіць Беларусь маю родную, трэба ў розных краях пабываць…” ; VI “Гонар Беларусі” .

Организационно-технологический компонент включает в себя комплекс педагогических условий:

создание в учреждении образования культурно-образовательной, национально-полиэтнической, творческой среды, способствующей формированию национально-культурной идентичности;

внедрение в образовательный процесс содержания интегрированных учебных занятий, факультативов, проектов, направленных на усвоение и систематизацию знаний о культуре и традициях белорусского народа;

вовлечение целевых групп в проектную, поисковую, практическую деятельность в рамках детско-взрослой общности.


 

Литература

1.Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Мн.: Нац. Центр правовой информ. Респ.Беларусь, 2011. – 400с.

2.Кодэкс Рэспублікі Беларусь аб культуры. – Минск: Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2016. – 227 с.

3.Закон Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-З «О государственных символах Республики Беларусь».

4.Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 82 от 15.07.2015.

5.Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года, утверждённые приказом Министра образования Республики Беларусь   № 742 от 29.11.2017 г.

6. Концепция развития системы образования Республики Беларусь (проект). //Материалы Республиканского педагогического совета. – Минск: БГУ, 2021. –74 с.

7.Образовательные стандарты общего среднего образования, утверждённые постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 125 от 26.12.2018.

8.Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021-2025гг., утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 312 от 31.12.2020.

9. Стратегии развития государственной молодежной политики в Республике Беларусь до 2030 года, утверждённая постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 349 от 19.06.2021.

10.Василевич, Г.А. Я – гражданин Республики Беларусь: пособие для учащихся учреждений общего среднего образования // Г.А. Василевич, В.А. Мельник, В.В. Буткевич, Н.Г. Ванина, О.В. Ванина, Н.Н. Янушевич . – Минск РУП «Издательство “Адукацыя і выхаванне”», 2019.

11. Мароз, Т.І. Высновы фарміравання нацыянальна-культурнай ідэнтычнасці/ Т. І.Мороз // Вестник МГИРО. – 2018. – № 3 (35). - С. 23-28.

12. Мороз, Т.И. Ценности и мотивы личности как факторы выбора профессии (в контексте формирования национально-культурной идентичности учащихся)/ Т. И.Мороз // Вестник МГИРО. – 2016. – № 1 (24). - С. 55 – 57.

13.Мусиенко, С.Г. Гордость за Беларусь: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения// С.Г.Мусиенко; под ред. Д.А. Жука, М.В.Осипова.− Минск: Адукацыя і выхаванне: 2020. – 144 с.: ил.

14.Мусиенко, С.Г. Гордость за Беларусь. Часть 2: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения// С.Г.Мусиенко; под ред. Д.А. Жука, М.В.Осипова.− Минск: Адукацыя і выхаванне: 2021. – 144 с.: ил.

 

 

 

Наше учреждение образования находится на улице Ивана Флёрова.

В школе проводится большая работа по увековечиванию памяти Ивана Андреевича Флёрова. В 2001 году на здании учреждения образования была укреплена мемориальная доска памяти Ивана Андреевича Флёрова, изготовленная по проекту белорусского скульптора Игоря Голубева.

В настоящее время пионерская дружина носит имя Флёрова, реализуется проект «Нам завещана память и слава. Иван Андреевич Флёров.», в рамках которого проводятся уроки мужества, квесты, интерактивные экскурсии для учащихся, родителей и гостей школы.

2 июня 2022 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное присвоению учреждению образования имени Героя Российской Федерации Ивана Андреевича Флёрова и открытие мемориальной доски. Это событие особенно значимо и символично в Год исторической памяти, это еще одна страница не только в истории школы, но и в современной истории Оршанщины, вклад в патриотическое воспитание молодежи.

Инновационный проект

Внедрение модели формирования национально-культурной идентичности учащихся через интеграцию учебной и внеучебной деятельности учреждения образования – социокультурного центра региона

Экспериментальный проект

Разработка и апробация модели реализации и образовательной программы профессиональной подготовки (служащих) по IT-профессиям в рамках трудового обучения учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования с использованием дистанционных образовательных технологий»

Региональная карта помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия или эксплуатации

belarus

belarus

СДЕЛАЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР

  • Барин сел в карету и предоставил себя лошади.
  • Бедная Лиза рвала цветы и этим кормила свою мать.
  • Бедный, бедный Пьер Безухов! Элен наставила ему рога, а князь Курагин сделал из него дойную корову.
  • Белка свила себе уютное дупло.

Доска почёта

Загрузка изображения

А это вы знаете?

• В разных странах создают и записывают на пластинки «сонные» мелодии, которые помогают людям уснуть. Но того, чего добился японский композитор Садзо Микки, не удалось больше никому. Он создал подлинный шедевр. Эффект его сочинения был настолько силён, что композитор в процессе ра­боты над музыкой несколько раз засыпал и... падал со стула.

telephon
telephon
mchs
mchs

mvd

Государственный школьный стандарт
Занятия в форме сетевого взаимодействия
telephon

shag

shag